Возвращение замкового комплекса "Мир" к жизни помимо нашей воли повторяет путь его создания:
- целью первого этапа строительства Мирского замка было желание Юрия Ильинича самоутвердиться на землях, которые ему удалось отстоять юридически;
- по завершении второго этапа замок стал частью самодостаточной хозяйственной единицы;
- на третьем этапе Мирский замок стал местом сосредоточения политической жизни региона.
- результатом первой очереди реконструкции стало возрождение одного из национальных символов, закрепившее статус Республики Беларусь как самостоятельного субъекта международных отношений;
- завершение всех заложенных в утвержденный правительством проект разработок обеспечит самодостаточность замкового комплекса "Мир";
- идея приспособления комплекса предусматривает проведение на его базе дипломатических встреч.
Первый этап реставрации замкового комплекса "Мир" является:
1) результатом того, что проектная концепция его реставрации и приспособления замкового комплекса "Мир" постоянно совершенствовалась в процессе обсуждений с широким кругом специалистов. Вопросы реставрации Мирского замка (зонирование) докладывались в октябре 1982 г. на региональной конференции Советского комитета ИКОМОС (республик Советской Прибалтики и Белорусской ССР) в г. Клайпеде. Содержание представленной здесь концепции (в первой редакции) было доложено в 1987 г. на очередной региональной конференции ИКОМОС в г. Риге и позже на встрече белорусских и польских специалистов в области музейного дела и реставрации в г. Кракове, а также на международной конференции "Утопия и реальность – проблемы охраны и реставрации историко-культурных ценностей в конце ХХ века", проведенной в 1993 г. в Беларуси.
илл.26 Международные контакты в ходе работ по реставрации и приспособлению замкового комплекса "Мир"
По итогам работ 1993 г. Мирский замок удостоен Диплома отличия престижной международной организации "EUROPA NOSTRA".
В дальнейшем содержание научной концепции реставрации и приспособления замка докладывалось экспертам ЮНЕСКО г-ну Гельмуту Штельцеру и г-ну Томашу Дурдику, которые посетили Мирский замок с целью определения соответствия рассматриваемого объекта критериям Списка Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а также координатору программ развития для Центральной и Восточной Европы г-ну Алану Хэнкоку.
Включение в 2000 г. замкового комплекса "Мир" в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО свидетельствует об обоснованности методических подходов к восстановлению рассматриваемой историко-культурной ценности (илл. 26);
2) хрестоматийным примером, иллюстрирующим тезис, содержащийся в Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей (26 ноября 1976 г.): "…их (исторических ансамблей) сохранение и интеграция в роль современного общества является фундаментальным фактором в градостроительстве и благоустройстве территории". С уходом из замка жизни постепенно деградировал и известный некогда торговый и ремесленный город (хотя десятки тысяч кубометров аутентичного материала никуда не исчезали). С возрождением замка начал возрождаться и поселок. Хочется верить, что не только поселок. В анализе истории и целей Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) сказано: "Во многих странах процесс возрождения национальной самобытности привел к тому, что наследие прошлого стало рассматриваться как символ и гарантия индивидуальности и уникальности нации".
Универсальность (?) концепции
илл.27 Часовня-усыпальница Святополк-Мирских до и после реставрации
По итогам практического применения представленной аналитической работы возникает соблазн предположить, что на свет появилась универсальная методика проектирования реставрации архитектурных памятников. Несостоятельность этого проявляется уже при определении подходов к реставрации других объектов замкового комплекса "Мир".
К примеру, для устранения последствий ухудшения состояния часовни-усыпальницы Святополк-Мирских достаточно грамотного применения классических приемов реставрации (илл. 27).
Иного подхода требуют вопросы воссоздания "итальянского сада". Материалом формирования ландшафтных композиций являются подверженные возрастным изменениям и не вечные живые организмы. К тому же на площадке сохранились реликтовые деревья более поздних регулярных ландшафтных композиций, наличие которых – ценнейшее свидетельство истории развития объекта. Вопрос требует комплексного индивидуального методического осмысления.
На универсальность может претендовать только такой подход к решению вопросов реставрации архитектурного наследия, который заключается в первоначальном определении самых насущных (своих, а не заимствованных) целей работ и поиске подходов к определению реставрационной методики исходя из истории и особенностей самого объекта.