Автор проекта интерьера архитектор Александр Кратович
Художественные и графические работы Александр Доманов
Изготовление мебели и деревянных конструкций Владимир Ермаков
Проект восстановления и реставрации здания Олег Воробьев, Сергей Багласов
Научный руководитель Людмила Павлова
архитектор Александр Кратович Александр Доманов Владимир Ермаков Олег Воробьев, Сергей БагласовЛюдмила Павлова
Ресторан “0,5” расположен в восстановленном историческом здании торговых рядов XVIII века. Местоположение здания совершенно уникально. Центральная торговая площадь Минска, соседство с городской ратушей и главными соборами города, православным и католическим, говорят сами за себя.
Здание торговых рядов представляет собой одноэтажный выгнутый по дуге объем. Ввиду того что находится оно на уклоне, внутренний объем имеет многоуровневую структуру.
Никаких сведений об интерьерах самого исторического здания не сохранилось. Известно только, что служило оно складом товаров, которые в торговые дни выносились на площадь на продажу. Примечательно, что при раскопках на месте восстановленного здания в культурном слое был обнаружен гончарный горн XVI века, который принадлежал расположенному по соседству монастырю.
Задача по решению внутреннего пространства этого здания оказалась чрезвычайно трудной и ответственной. С учетом того, что никаких данных о его внешнем виде не сохранилось, а историческое назначение — торговые ряды — трансформировалось в ресторан, возможен был достаточно произвольный подход. Чтобы избежать ситуации “новодела”, в таких случаях в теории реставрации используется принцип: историческому — историческое, а новое — по контрасту — делается абсолютно современным. Можно было все внутри оформить в современном стиле, театрально обыгрывая тему торговых рядов. Конечно, можно было делать и во всеми любимом “деревенском” стиле (телеги, колеса, прялки, утюги). Советовали даже сделать в “рыцарском” стиле, тоже очень популярном (щиты, пики, сваленные из валунов камины).
Но после тщательного анализа было принято решение как можно более точно воссоздать самое интересное и самое насыщенное в истории торговых рядов время — конец XIX — начало XX века. Время, когда бурно развивалась торговля, когда лавки мастеров и кладовые купцов стали превращаться в магазины в современном представлении.
Если говорить о ресторане, который здесь предстояло разместить, то такой его вид, как пивной паб, окончательно сформировался в Европе как раз на рубеже XIX—XX веков. Для этого периода характерен романтический стиль, так называемый “псевдо”. В Европе — псевдоготика, в России — псевдорусский. В это время в Париже известный историк архитектуры Виоле ле Дюк “украсил” химерами собор Парижской Богоматери.
Вот такое “фэнтези” — сочетание первоначального назначения здания, его приспособление под ресторан, а также “вольный” подход, характерный для XX века, казалось, даст самый убедительный выход из сложной ситуации. Понадобилось изучить стилистические особенности интерьера того времени (в дореволюционной России), а также технологию пивного ресторана на примере Европы.
По сути, встала задача воссоздать, а может, правильнее сказать, создать такой интерьер, каким он мог бы быть или должен был быть в то время. Представлялось, что именно такой подход будет оправдан и город получит уникальное и неповторимое здание, транскрипцию ресторана на тему магазина, несущее дух и атмосферу городского интерьера конца XIX — начала XX века.
В качестве основного отделочного материала был выбран недорогой, но характерный для Беларуси — дерево. Декор в отделке использован непритязательный, основным украшением служат шрифтовая реклама и торговые плакаты, воссозданные по оригиналам. Мебель и деревянные конструкции изготовлены по оригинальным чертежам. Пол покрыт керамической плиткой с имитацией ручной выделки.
Объем ресторана “0,5” состоит из пяти залов: главного, банкетного, нижнего, подвала и остекленной веранды. Каждый из них имеет свое лицо. Оформление залов основывалось на принципе двойственности. Верхняя часть стен оформлена как торговое помещение с использованием рекламных надписей, рекламных щитов, бутлей с крупами, квасом, зерном и т.д., как будто бы зритель действительно попал в торговые ряды. Все рекламные надписи восстановлены с документальной точностью и сохранением особенностей орфографии.
Нижняя часть стен сделана “под ресторан”. На деревянных панелях стен расположились в рамах под стеклом подлинные страницы газет и журналов конца XIX — начала XX века. В качестве искусственного освещения использованы светильники, стилизованные под керосиновые лампы с характерным тусклым светом. В двух залах имеются настоящие дровяные камины. Подвальное помещение ресторана решено в виде музейной экспозиции: сохранены основания фундаментов старых стен, в центре внимания — гончарный горн XVI века, пол приподнят в виде деревянного настила.
Входящих встречает “летящий” под потолком орел с бочкой пива в лапах, очень похожий на символический знак Минского пивоваренного завода “Леккертъ”, основанного в 1867 году.
P.S. Сколько времени должно пройти, чтобы событие стало историей? Было время, когда улица Немига была другой, а мимо нынешнего ресторана ходил трамвай и спускался по улице Бакунина (сейчас Кирилла и Мефодия) вниз к реке. Мне эти места особенно дороги. Хоть я человек и не старый, но здесь я вспоминаю свое детство, прошедшее в этих местах, как далекое прошлое, дорогое и милое моему сердцу. Вспоминаю моих друзей, которые жили в доме, расположенном сразу за кафедральным собором, грохочущий и звенящий деревянный трамвай с раздвижными дверями, старую улицу Немигу и скверик напротив бывшей гостиницы "Европа" и, конечно же, мою дорогую бабушку Анну Матвеевну, с которой связаны все эти воспоминания.