Если сложить все исследования – манускрипты, трактаты, статьи, кинофильмы, посвященные тайнам Пирамид, получилась бы, пожалуй, величественная стопка. Но и сегодня бурно множатся версии об их доисторическом и даже внеземном происхождении. До сих пор идут споры, каким образом возводились эти исполины, по каким принципам композиции, с какими средствами гармонизации. Конечно, наиболее убедительны и доходчивы здесь математические методы, "проверка алгеброй гармонии". Например, принцип легендарного "золотого сечения", феномен которого раскрыл еще Евклид. Однако загадки относительно его природы и применения и по сей день остаются.
Приблизиться к их разгадке попытался наш земляк из Горок, доцент кафедры сельского строительства и обустройства территории Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Николай Егорович Стеликов. Ему удалось математически обосновать принадлежность пифагоровых треугольников к гармоническим фигурам, т.е. углубить понимание закономерностей "золотого сечения", а затем обнаружить их в пропорциях древнеегипетских памятников. Так, найдена общая система, по которой устанавливались размеры и пропорции Пирамид. Открытием является также обнаружение в размерах погребальной камеры Хеопса и камерах, расположенных выше, зашифрованных чисел, которые мы сейчас связываем с рядами Фибоначчи. Эти же пропорции найдены в гробнице Менеса. Здесь же открываются общие закономерности построения планов ансамблей Пирамид. Любопытна и версия технологии их строительства…
Все это – в новой книге, венчающей многолетний исследовательский труд. Более ста страниц с обилием таблиц, рисунков, емким списком литературы. Важно, что они посвящены не только глубокой старине, но и современным проблемам формотворческой выразительности. И как знать, может, с ее помощью докажем, что "золотое сечение" и его магическое воздействие – внеземного происхождения. Или все-таки уникальное и универсальное достояние нашей культуры и зодчества.