Многие из нас были когда-то студентами. А студенческие годы – это лучшие годы жизни, когда ты открыт всему новому, прогрессивному, когда впитываешь в себя все самое интересное, неординарное, что происходит вокруг тебя. Наряду с учебой для студента очень многое значит досуг, тем более если он (досуг) связан с познанием огромного, многоликого, постоянно изменяющегося окружающего нас мира. Мне представилась возможность выразить свое видение студенческого досуга.
Приступая к работе, хотелось создать что-то необычное, легкое, сомасштабное человеку, но притягивающее к себе внимание, вызывающее интерес и желание зайти внутрь, и вместе с тем функциональное, мобильное и трансформирующееся. Каждый по-своему представляет себе “гранит науки”, но мнения многих посетителей схожи в одном: в библиотеках они ищут спокойствия, тишины и приватности. А это очень сложно получить в гигантского масштаба здании, давящем своими размерами на читателя еще на подступах к нему. Поэтому в моем проекте объект не претендует на ключевую доминанту в окружающей застройке, а скорее является моделью здания (при необходимости масштабируемой), способного вписаться в любое “серое” панельное окружение. Предлагаемое здание не является библиотекой, скорее это альтернатива библиотеки в привычном понимании, альтернатива с учетом развивающегося технологического прогресса.
Основной задачей проекта стала организация привлекательного для студентов места с целью “удержания” их на территории учебного заведения в промежутках между парами и в свободное от учебы время. Сегодня читальные залы библиотек наших вузов не настолько привлекательны, чтобы посещать их в свободное от учебы время, даже если “тяга к науке” перевешивает желание скоротать часок-другой в институтских кафе за разговорами о “насущных проблемах в студенческой среде”. Стандартного контента для мест такого назначения пока не существует, поэтому формирование пространства внутри должно быть наиболее лояльным к изменениям функции помещений. Одним из решений этой проблемы может послужить создание таких медиацентров на территории высших учебных заведений.
Дать четкое определение медиацентру сложно. Это многофункциональная структура, предлагающая своим пользователям максимальное количество информации, внедряющая в практику обслуживания читателей новые технологии в виде автоматизированных рабочих мест, на которых можно воспользоваться ресурсами удаленных библиотек, а также различными интернет-проектами.
Так как здание медиацентра способно изменять функции своих помещений, его планировка должна быть максимально свободной. Все подсобные и технологические помещения, такие, как санузлы, камеры хранения, кухня, серверные, располагаются внутри здания, что позволяет освободить наиболее привлекательные для посетителей места. Привлекательные потому, что по всему периметру здания идет витражное остекление. Посетитель должен иметь возможность “сменить картинку” не только на мониторе. Отвлечься от экрана, посмотреть, что происходит на улице, выйти на балкон подышать свежим воздухом – необходимое условие для времяпровождения в такого рода заведениях.
Здание медиацентра отличается простотой несущих конструкций. Весь архитектурный облик формируется за счет сложной кровли и витражей. Такая визуальная сложность решения фасадов при стандартном подходе к несущим конструкциям символизирует технологичность здания, привлекает внимание и, на мой взгляд, наиболее полно отражает суть понятия “медиацентр”, где система витражей – “обертка” несущих конструкций, символ эффективной подачи фундаментальной информации с помощью современных технологий. А визуальная агрессивность здания характеризует собой неизбежное вторжение тех самых современных технологий даже в самые ортодоксальные сферы человеческой деятельности.
Первый этаж медиацентра полностью отдан под lounge зону и кафе-бар.
Второй и третий вмещают в себя более ста пятидесяти рабочих мест, оснащенных компьютерами с выходом в интернет и доступом к общей базе. На третьем этаже также имеется “зона рабочих групп” с возможностью модификации пространства за счет составляющихся столов и легких передвижных перегородок.
Четвертый этаж отведен под конференц-залы площадью 250 и 150 м2 с общей курительной зоной.
Этажность и площадь каждого уровня такой модели здания может изменяться в зависимости от вместимости, симметричность позволяет удешевить производство сложных витражей, предлагаемая планировка делает здание пригодным для насыщения различными функциями, а форма кроме привлекательности решает дизайн внутренних пространств.
Отвечая на возможные снисходительные улыбки мэтров архитектуры, еще раз отмечу, что данный проект является всего лишь концепцией, “бумажным формообразованием”. Хотя, когда полтора года назад я показал этот проект одному московскому архитектору, не особо закомплексованному в вопросе “цены свечей для игры”, то в ответ на мое “это всего лишь бумажный проект” услышал: “А что здесь нереального? Такую крышу твои земляки-белорусы из древесины “склеить” могут... Витражи? При чем тут технология?.. Тут в деньгах весь вопрос”. Так что время покажет, где мы были и что мы можем, где были правы, а где ошибались. Такова диалектика жизни.