Вы здесь

Доминантная роль пространства интерьера в общей композиции общественных зданий

Творческий подход к освоению композиционного мастерства и к современным технологиям обновил дизайн. Современный дизайн всеобъемлющ. Сегодня он скорее необходим как процесс, моделирующий всю структуру жизни, нежели просто проектирование конкретной вещи вне контекста ее существования. Поэтому дизайн должен охватывать весь спектр взаимоотношений человека с предметной средой, выступать средством самовыражения, позиционирования личности и, конечно же, способом организации пространства. На сегодняшний день дизайн лидирует во многих сферах. Возможно, рано говорить о переходе архитектуры в дизайн, но очевидно одно: архитектура все больше обращается к дизайну. Мегапроекты современных архитекторов напоминают дизайн-проекты, выявляется “скульптурность” архитектуры. Фасады общественных зданий приобретают свое логическое завершение посредством дизайнерского решения. Графическое оформление, объемные инсталляции становятся средством организации урбанистического пространства. Архитектура уже не самодостаточна, она ищет выхода в дизайне, опирается на него. Взаимосвязь этих структур очень тесна, только ведущая роль перераспределена.

Переосмысление ведущих позиций происходит и в дизайне интерьеров. Бытовавшее мнение об интерьере как о простой “начинке здания” в сегодняшнем представлении дизайнера резко меняется. Революционная ломка устоявшихся ценностей происходит на глазах общественности, широко обсуждается в СМИ. Уместно говорить о построении зданий “изнутри”, когда внутреннее пространство диктует динамику фасада либо лишает ее вовсе. Примером могут служить проекты “домов-инсектариумов”, где стеклянные стены стирают границы между внешним и внутренним пространством, трубы коммуникаций превращены в стволы и ветви дерева, растения и птицы оригинально вписаны в интерьер.

“Модой” 1970—1980-х годов были “зеркальные” здания с ограждениями из поляризованного светоотражающего стекла, скрывающими конструкции. Огромные постройки как бы растворяются отражениями окружающей среды в зеркалах фасадов. Сегодня “модой” диктуется прозрачный фасад из легкого стекла, где фактическим фасадом выступает его интерьер. Используемая светотехника позволяет выявить внутреннее содержание здания в темное время суток, интерьер берет на себя роль фасадных составляющих, которым присущи свои собственные особенности и ритм. Применение новых отделочных материалов, конструктивных элементов делает интерьер переходящим в экстерьер, дизайнерские приемы определяют его как основу здания, его сердце. “Открытый” интерьер использован, например, в построении общей композиции развлекательного комплекса “Матрица” в Бресте (архит. В.Н. Чайковский). Остекленная доминанта фасада, выходящего на пешеходную улицу, не только акцентирует угловое расположение здания, но и дополняет, по замыслу архитектора, его смысловую характеристику. Изучение интерьера “извне” — его новое развитие, ориентация на массовое сознание обывателя, метод привлечения посетителей, обозначения функции здания. Сегодня интерьер принадлежит уже не только зданию, но и пространству города. Здание, выполняющее роль градостроительного ориентира, подвержено новой пластике фасада, и внутренняя его организация должна соответствовать функции. Возникает вопрос о новом взгляде на формирование внутреннего пространства. Если мировая практика уже показала примеры доминантной роли интерьера в общей композиции зданий, то теоретические основы и методология такого проектирования еще находятся в стадии разработки. Практика опережает теорию — это естественно для такой прикладной области, так как сегодняшние технологии представляют возможным практическую реализацию даже самых немыслимых проектов, что выводит их из области “бумажных”.

Динамичность внутреннего пространства здания может быть не связана с простой логикой фасада. Интерьер живет своей жизнью, причем она значительно насыщеннее внешней оболочки. В качестве примера можно рассмотреть гипермаркет “Гиппо” в Минске (архит. В.С. Белянкин), где внутреннее пространство здания в сочетании с графикой образует собственную среду, не продиктованную стилистикой фасада. Акцентное выделение входной группы (как по форме, так и по цветовой насыщенности) создает некий контраст простой логике прямолинейных фасадов, настраивает на восприятие внутренней среды. Интерьер является осмысленной доминантой здания. По характеру, цветовому содержанию, функциональному обозначению он раскрывает планировочную идею, является основной точкой восприятия данной постройки.

Сейчас общественное здание представляется как объединение высокотехнологичных медиамастерских, стирающих привычные границы между рабочим процессом и выставкой, наблюдателем и наблюдаемым. Такое решение применено в организации главного фасада эстетического центра “Гламур” в Бресте (архит. М.М. Гайдукович). Масштабное окно не только выступает элементом фасада, но и раскрывает процессы, происходящие внутри, является рекламой услуг, средством привлечения внимания и новых посетителей. Организация интерьерной группы направлена на логическое завершение общей композиции здания.

Часто помещения не создаются под единственную, четко закрепленную функцию, все они могут менять конфигурацию, трансформироваться для разнообразных нужд. Музеи и выставочные комплексы отражают в себе новую тенденцию к проектированию. Каждое здание должно быть готово принять новые, пока еще неизвестные формы искусства, которые возникнут в будущем. Медиаархитектура характеризуется своей мобильностью, возможностью к постоянному обновлению. Современный интерьер также подчинен новым технологиям — это мебель со встраиваемой техникой, стеклянные двери на фотодиодах, светильники с моделируемым светом, медиатехнологии и т.д. Трансформация внутреннего пространства здания отражается на динамике фасада. Раздробленные малые помещения, различные по функции, могут соединяться в единое глобальное, тогда как фасад отразит объем внутреннего пространства за счет фронта освещения или модификации оконных блоков.

Явным стал переход к так называемому образному проектированию. Данный подход наиболее актуален, поскольку с его помощью возможно создание архитектурных объектов большей художественной и эстетической выразительности. Это становится возможным посредством внедрения в существующие способы проектирования разнообразных приемов, каждый из которых основан на творческом воплощении архетипов, символов и ассоциаций, заимствованных из реального мира. Главное его отличие от предыдущих предложений состоит в том, что за основу принимается не сама материальная структура архитектурной формы со своими конструктивными, функциональными, типологическими и другими особенностями и закономерностями, а ее художественное и смысловое содержание и, как следствие, выражение, акцент на чувственную составляющую и философское обоснование. Интерьер выявляется как идейная характеристика здания, содержит в себе сенсорно-смысловую идею общей композиции постройки.

Выдержанная стилистика интерьера становится единой и общей для всего здания в целом. Элементы фасадного декора вносятся внутрь, а интерьер выносит на фасад конструктивные элементы, меняя облик здания “извне”. Общность архитектурных форм, единство стиля и смыслового содержания делают интерьер неотделимым от объема здания.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...