Вы здесь

Пространство офиса — пространство жизни, игры

Что объединяет плод, стучащий в чреве матери, ребенка детсадовского возраста, играющего в школу, любимого домашнего животного-друга, играющего в охоту или охраняющего свою территорию? Бесконечная тяга к жизни. Или возьмем школьника, воюющего то с израильтянами, то с арабами, как родители на кухне, обсуждающие сложное международное положение, а по сути играющего в крестики-нолики в тетрадке в клеточку на уроке новейшей истории мира. Основное отличие — в уровне развития, в опыте познания жизни, способах борьбы за существование и свои права. Игра постепенно превращается в работу.

Проведем параллель между городом и деревней, между ребенком и взрослым, между природной средой и искусственной — средой пространства жизни, в котором каждодневный труд чередуется с кратковременным отдыхом. Среда для проживания существует до тех пор, пока нет ярко выраженных катаклизмов, Земля круглая и на своей орбите, и дыры озоновые не сильно беспокоят, а целлофановый мир недолговечен и уйдет в небытие, заменившись на органику.

Офисное пространство — место приложения труда, его организационное начало и результат. Это интеллектуальное сердце предприятия, в котором каждая клеточка находится в постоянном движении, занимаясь воспитанием, учебой, бытом, спортом и проживанием своих сотрудников.

Среда для работы или пространство для жизни — это комплекс, состоящий из основополагающих составляющих, в число которых входят транспортно-пешеходная инфраструктура (вертикальная и горизонтальная), производство (экологически чистое), офис (парадно-деловая и рабочая зоны), торгово-общественная, культурно-просветительская, спортивно-развлекательная, медико-восстановительная и жилая зоны. Деление на зоны выписано стандартными правилами и устаревшими принципами, которыми мы просто запутаны. Верны ли эти правила? Удобны ли существующие удобства типа “живешь в одном конце, а работаешь в другом, тратя личное время на бесконечные передвижения, пересечения и пробки”? А результат на лице в виде психологического неравновесия и вечно мятущейся души. Может, так в ежедневной суете в виде броуновского движения происходит миграция человеческих потоков и решается проблема занятости населения?

Пройдемся по деловой части города в выходной, вечером. Безжизненный организм — ни огонька в окнах, ни тени на улицах, лишь промелькнет одинокий дежурный постовой. Как оживить эти мертвые чуда части города? Какие привлекательные функции необходимо внедрить для популяризации этих застойных мест большого города? И может ли офис с помещениями общественного назначения быть неотъемлемой составляющей жилого комплекса или наоборот?

В последнее время в нашей стране тенденцией становится встраивать в первые и цокольные этажи жилых зданий офисы и помещения общественного назначения, зонируя входы и исключая пересечения. Вот они, первые слабые попытки равномерного распределения, фокусируя все необходимое в одном месте, исключая частично необходимость пользования городским транспортом и занимая в то же время неудобные для жилья места. Но как объяснить несоответствие квартплаты и стоимости аренды, зависящей еще и от сферы деятельности предприятия? Какой-то экономический паразитизм собственников или диктующие законы рынка? А взимание платы за временную парковку на плохо организованных городских улицах и муниципальных стоянках, похоже, в свой собственный карман далеко не собственников окружающих зданий?

Офис и жилье — как разделить эти два понятия, как это делают чиновники, опираясь на нормы, регламентирующие высоту, пожарную опасность, или найти сходство, связь, общие черточки между работой и отдыхом? Правда, дома мы мало отдыхаем или не умеем этого делать. Там происходит лишь смена деятельности, связанная с перевоспитанием души и тела, заботой о близких, и поиск способов релаксации перед следующим рабочим днем, неделей, годом.

Хорошим примером демократичного комбинирования функций здания является современный, многоэтажный жилой дом в старом центре Варшавы с трехкомнатными квартирами-апартаментами, в которых можно и жить, и работать. Он наглядно свидетельствует, что процесс проживания и работы очень тесно связан. Еще лучшим реализованным примером комплексной застройки конца 1970-х годов является жилищно-строительный комплекс в Пярну, включающий в себя производственно-офисную зону и общественный центр с жилыми домами и детским садом. Комплекс для жизни и работы, не требующий транспортных перемещений и даже необходимости в сезонной верхней одежде.

Объединение различных функциональных зон с офисными пространствами по желанию заказчиков не всегда совпадает с требованиями норм, но жизнь вносит свои коррективы. Сочетание офисных помещений, гостиницы и досугового центра с кафе заложено в проекте комплекса по ул. П. Глебки и вдоль зеленой зоны ул. Притыцкого. Так называемая парниковая архитектура (в стиле 1960-х) пытается раствориться в зеленом западном склоне парка. Еще одна попытка сочетания функций предложена в конкурсном проекте здания посольства Российской Федерации по ул. Нововиленской в Минске, объединяющем в себе жилые квартиры и административные помещения двух типов — открытого для гостей и закрытого для работы. Характерным местом офисной застройки для центра Минска является отрезок пр. Победителей между ул. Мельникайте, пр. Машерова и ул. Заславской. В будние дни здесь большая транспортная пробка-паркинг, а в выходные оживление вносят лишь гостиницы “Планета” и “Юбилейная”. Проект, предложенный ОАО “Институт “Минскгражданпроект”, с вариантными решениями высотного комплекса — это попытка реконструировать и благоустроить всю площадку. Проектируемый многоэтажный жилой комплекс с деловым центром и подземным многоярусным паркингом завершит перспективу существующей застройки. Приподнятая пешеходная спускающаяся террасами платформа с объектами досуга для детей и взрослых (кафе “Дот”, спортивные площадки с вертикальным озеленением, декоративный пруд на месте старого русла реки Свислочь) скроет транспортное обслуживание всей территории, поднимет статус гостиницы “Планета”, административного здания (УП “Белпроект”) и оживит существующую среду. Перспективное введение экологически чистого транспорта (скоростного трамвая) вдоль пр. Машерова и устройство транспортной развязки проспектов Машерова и Победителей даст пешеходам возможность беспрепятственного попадания в ландшафтно-рекреационную зону Комсомольского озера.

Все эти примеры стандартны для сегодняшнего дня, но передовые технологии позволяют мечтать и о более высокой планке, возможно, слегка футуристической и нереальной для Минска. Можно предположить, что рано или поздно исчезнут нефтегазовые связи, загрязняющие водоемы, землю и воздух, а на смену придут новые чистые технологии. Исчезнут границы, государства, и религии перестанут быть инструментами зомбирования и орудиями психического воздействия, а храмом и святыней станет вся Земля с ее Солнечной системой. Архитектура превратится в пространство для деятельности вне рамок стен, не загрязняющее землю, а искусственно подражающее ей. Места гигиены, по сегодняшним понятиям, — кухня-столовая-санузел будут представлены искусственным огородом, садом, поляной, а у кого и опушкой, зоной для духовного и физиологического очищения-медитации. Сотрутся грани между местом проживания и приложения труда. Облако-дирижабль, растворяющееся в синеве неба, — самообеспечивающая система, как вечнозеленое дерево, растущее и дающее все новые ростки в подвешенном состоянии, не затеняющее землю, чтобы и трава росла, и цветы цвели. Это искусственное пространство четырех времен года, где можно и босиком походить, и в пруду с дождевой водой искупаться. По словам братьев Стругацких, это уровень прогуливающихся юношей и девушек с томиками Шекспира в руках. Это мечта и Карлсона, и Маленького принца, и любого ребенка. Сегодня можно представить себе искусственную тучку как некий оазис, в котором расположился отдаленно напоминающий квартал малоэтажной жилой застройки с местами приложения труда и отдыха, с прекрасным видом и высокой степенью защищенности. По ландшафтным холмам спиралью зеленых крыш, где прячутся средства передвижения, можно подняться и войти в облако-дом. Вечером розовое, уставшее от заката, а утром розовое, словно проснувшееся от рассвета. А дождь стекающими маленькими ручейками спускается на землю, чтобы вновь подняться к небу, высветившись яркой радугой, над краем лесов, рек, озер и болот — пространством для жизни. Похоже, что понятия “рай земной” и “рай небесный” — это одно и то же. Одно из натуральной природы, другое же — искусственно созданное нашим воображением, пример вечного стремления человека совершенствовать свой макро- и микромир.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...