Жилище — это не только дом, квартира, но и прилегающие открытые пространства: жилой двор, пейзаж, видимый из окна. Человек, живущий в городе, воспринимает их уже от порога дома, неизменно попадая в среду жилой застройки. Ему небезразличны ее удобство и красота. Ребенок с раннего детства привыкает к своему окружению, его воспитывает та жилая среда, в которой он делает свои первые шаги. Это может быть поломанная скамейка, полуразрушенная песочница или цветущий куст сирени на фоне аккуратного мощения.
Жилая среда вне дома объединяет множество разобщенных людей, единственно общим для которых является соседство в пространстве двора, квартала. На территории жилого двора формируются временные группы, связанные прямым интересом: владельцы автомашин, которым необходимо организовать охраняемую стоянку; матери с маленькими детьми, недовольные близостью проезда с интенсивным движением, загазованностью участка; владельцы собак, нуждающиеся в безопасном моционе со своими питомцами; люди преклонного возраста, ищущие тихого места для общения. Приемы ландшафтной архитектуры призваны здесь обеспечить, казалось бы, несовместимые иногда интересы всех пользователей каждого конкретного участка жилой территории. На участках индивидуальной жилой застройки эти проблемы стоят не так остро и решаются в соответствии с фантазией и финансовыми возможностями владельцев дома (рис. 1, 2).
Сегодня одной из основных проблем жилого двора является конфликт между автомобилем и человеком. Стихийная парковка автомобилей во внутридворовом пространстве создает не только визуальный дискомфорт, но и затрудняет доступ жителям к озелененным пространствам. Организация бестранспортных дворов с выносом проездов и стоянок в междворовое пространство становится одним из основных путей решения этой проблемы. Характерная особенность таких стоянок заключается в композиционном разнообразии приемов размещения деревьев и кустарников в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Однако не всегда представляется возможным воспользоваться этим приемом. В таких случаях важно разграничить пространство для пешехода и автомобиля с помощью элементов геопластики, озеленения, обваловывания мест временного хранения автомобилей земляными насыпями, посадки живых изгородей по контуру стоянок, создания шумозащитных стенок, решенных в стиле декоративных панно. Иногда наиболее рациональным является устройство подземных и полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального транспорта в жилую среду, а также избежать асфальтирования значительных площадей поверхности земли и заменять его более экологичным плиточным мощением. Зарубежный опыт в этой области показывает неограниченные возможности для создания более комфортной и приближенной к человеку среды внутридворового пространства (рис. 3, 4).
В числе актуальных вопросов повышения комфортности жилой среды особая роль принадлежит ландшафтной организации коммуникативных (транзитных) пространств. Среди приемов необходимо отметить колористическое акцентирование транзитных направлений с помощью пигментированных покрытий, рельефное разграничение с использованием почвопокровных растений, создание жесткой линейной конфигурации твердых покрытий.
Важный аспект формирования жилой среды — адаптация ее к требованиям физически ослабленных лиц. Учитывая, что по мере усложнения экологической ситуации численность этой категории населения увеличивается, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должно отражаться на содержании работ по проектированию и благоустройству. Во многих странах при новом строительстве неотъемлемыми элементами двора являются пандусы для инвалидов-колясочников, предусматриваются пути движения с возможностью проезда на инвалидной коляске (рис. 5). Кроме того, игровая зона для детей зачастую оборудуется устройствами, предусматривающими возможность их использования детьми с физическими недостатками ( рис. 6).
В крупных городах, в условиях высокоплотной застройки, трудно бывает обеспечить возможность для занятий физкультурой и спортом, более длительных, регулярных прогулок на свежем воздухе. Для реализации таких функций требуются достаточно большие территории, хорошо оборудованные, обладающие значительным природным потенциалом. Эти участки зачастую, располагаясь на довольно близком расстоянии от жилых массивов, отделены от них магистралями с интенсивным движением. Многочисленные примеры из зарубежной практики свидетельствуют о возможности решения этой проблемы. Широкое распространение получили пешеходные эстакады, организованные над уровнем улицы (рис. 7, 8). Их конструктивное решение не предусматривает устройство лестниц: начало пешеходной эстакады формируется в глубине двора в виде пандуса. Такие эстакады включают участки газона, цветочное оформление, мобильное озеленение. Существуют примеры перекрытия эстакад решетчатыми перголами, оформленными вьющимися растениями (рис. 9, 10).
Озеленение жилого двора должно быть плановым, стильным, а это требует знания ассортимента растений, используемых в конкретной климатической зоне, их биологических особенностей. Древесно-кустарниковая растительность не должна равномерно заполнять пространство двора. Важно с ее помощью выделить или, при необходимости, изолировать различные функциональные зоны. При умелой организации “кулис” из кустарников и деревьев внутреннее пространство кварталов и микрорайонов легко расчленяется на отдельные уголки, позволяя рассредоточиться в пространстве мамам с колясками, беседующим старушкам, играющим детям. Следует избегать близкой посадки деревьев к жилому дому. Печальный опыт размещения деревьев “под окном” привел к довольно негативным результатам: квартиры нижних этажей оказались в глубокой тени. И все чаще приходится спиливать взрослые здоровые экземпляры. В жилой застройке средней этажности лучше ограничиться одной, двумя живописными древесно-кустарниковыми группами в центре двора.
В последнее время большое значение придается расширению видового состава растительности. Традиционный ассортимент дополняется новыми для жилого двора видами: вечнозелеными деревьями и кустарниками, вьющимися растениями (можжевельник, туя, жимолость, барбарис, северный плющ). В результате не только выросло качество городского ландшафта благодаря разновысотности деревьев и разнообразию их кроны, оттенков листвы, но еще и умножилось разнообразие птиц, занимающих разные “этажи” над уровнем земли.
Следует упомянуть возможности вертикального озеленения в благоустройстве жилого двора. Вьющиеся растения (актинидия, разнообразные виды клематиса, жимолость каприфоль, роза вьющаяся) плотным покровом закрывая стены домов (иногда на высоту до 3–5 этажей), увеличивают в 6–8 раз звукопоглощающую способность стен. Активно проводится сегодня озеленение крыш домов. Для этого требуются специальные кровельные материалы, выдерживающие воздействие почвы и корней растений. Такие материалы производятся в западных странах и поступают на отечественный рынок. Таким образом, существует реальная возможность для создания небольших частных садиков для жителей верхних этажей.
Все более полное осознание необходимости тесного взаимодействия человека и природы приводит к поискам новых приемов ландшафтной организации городских территорий, в том числе территорий жилой застройки. Благоустройство жилого двора должно отражать как современные направления в архитектурном творчестве, так и изменения в образе жизни современного человека. Важно помочь людям ощутить, что “дом” не заканчивается за порогом собственной квартиры, которую многие обустраивают с такой любовью и старанием. Отражая новые жизненные стереотипы, архитектор в какой-то мере может сам формировать их, создавая в жилой среде уют, красоту и аккуратность.
Литература
Landscape Architect. Publishing: ARCHIWORLD Co., Ltd. Seoul, Korea. 2003.