Вы здесь

В основе должна быть концепция

Версия для печати

На современном этапе своего развития мировое сообщество наконец созрело до понимания того, что столетиями формируемая человечеством среда обитания некомфортна для значительной части населения. Важнейшие требования, предъявляемые к элементам этой среды, — удобство проживания и травмобезопасность — не выполняются в отношении инвалидов, малолетних детей, женщин с младенцами и беременных, пожилых людей, травмированных, которые и составляют большинство населения.
Значительная подвижка в этом направлении была сделана в развитых странах мира в период инициированного ЮНЕСКО десятилетия инвалидов (1983—1992 гг.). За это время были проведены необходимые исследования, разработаны и утверждены нормы по проектированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения), а также осуществлены практические мероприятия по адаптации ее элементов.

 


Белорусская столица включилась в этот процесс на десятилетие позже в рамках реализации государственных программ по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, которые были приняты на основе законов Республики Беларусь “О социальной защите инвалидов” (1991 г.) и “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (1994 г.). Для решения этой комплексной проблемы перед органами по управлению архитектурной и градостроительной деятельностью г. Минска была поставлена задача координации формирования так называемой безбарьерной среды с тем, чтобы уменьшить физические трудности и моральные страдания маломобильных групп минчан, чтобы и они имели доступ к социальной инфраструктуре и рабочим местам, просто к замечательным местам нашего города. В этой связи нормативные документы и рекомендации по проектированию разработаны с ориентацией на инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Расчет таков: что хорошо для инвалидов, хорошо и для остальных.
Опыт работы по созданию безбарьерной среды в Минске показал ее реальную проблематику. Остановлюсь на двух аспектах.
Во-первых, практическая реализация положений общегосударственных программ потребовала разработки и целевой городской программы, которая была принята решением Мингорисполкома в 1998 г. и в 2002-м продлена на период до 2005 г. под названием “Мероприятия по созданию безбарьерной среды на территории г. Минска для инвалидов и физически ослабленных лиц”. Это адресная программа поэтапного переоборудования городских объектов обслуживания населения исходя из потребностей маломобильных групп.
К сожалению, она реализуется не в полном объеме, и на то есть много объективных и субъективных причин. Однако можно с удовлетворением сказать, что разработка и мониторинг реализации “Мероприятий...” приносит конкретные положительные результаты. Так, увеличилось и продолжает расти число ранее возведенных зданий и сооружений, которые целевым образом оборудуются и благодаря этому становятся доступными для инвалидов-колясочников. Прежде всего, это здания и помещения служб и организаций городского исполнительного комитета, районных администраций. А вот адаптация крупных городских спортивных и зрелищных объектов некоммунальной собственности задерживается, поскольку для нее нет требуемого целевого финансирования из республиканского бюджета.
Несмотря на это, наши стремления и конкретный опыт одобрены Республиканским межведомственным Советом по проблемам инвалидов, который распространил его на все регионы республики.
Второе направление работы — наличие и выполнение необходимых нормативных требований по безбарьерной среде при новом строительстве или реконструкции (модернизации) зданий и сооружений. Наряду с констатацией положительных результатов необходимо отметить, что на практике мы нередко имеем неудовлетворительные результаты: намеченные мероприятия не реализуются или осуществляются некачественно. Это происходит по ряду причин, в том числе в силу недостаточно эффективного государственного контроля и механизма ответственности, а также слабой нормативной базы проектирования.
В целом практика работы по формированию безбарьерной среды показывает, что только на региональном или городском уровне невозможно решить сложный комплекс проблем, связанных с эффективной реализацией государственной политики по созданию безбарьерной среды. Поэтому Мингорисполком в 2000 г. обратился в Республиканский межведомственный Совет по проблемам инвалидов с инициативой и обоснованием разработки государственной концепции по формированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями передвижения. Без наличия такой концепции, которая не только определила бы общие и локальные, первоочередные и долгосрочные, ведомственные и межведомственные цели и задачи, но и сформировала и инициировала принятие государственных программ, все мероприятия не дадут должного эффекта. Это поняли, например, в Российской Федерации, где выполняется целевая государственная программа “Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”.
И нам, если мы всерьез думаем о создании безбарьерной среды, нужна подобная продуманная и перспективная концепция, на основе которой будут осуществляться государственные программы, а само государство обеспечит развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы, целевое финансирование, эффективный контроль за выполнением нормативных требований и ответственность за его качество.
Вот тогда о безбарьерной среде можно будет говорить не только в будущем, но и в настоящем и прошлом времени.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 775
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...