Вы здесь

Архитектура католических монастырей Беларуси: Доминиканский монашеский орден

Версия для печати

УДК 726.71 (476)

Материальным свидетельством богатой истории края являются культовые здания, а именно костелы и монастыри, которые и сегодня украшают исторические центры городов и сельских поселений. На территории Беларуси доминикан­ские монастыри наиболее активно возводились в XVII-XVIII вв. и воплотили принципы барочной архитектуры. Форми­рование архитектуры ордена происходило в течение длительного периода времени, но если говорить об отечественных образцах, то следует упомянуть применение уже сложившихся на Западе типов монастырской застройки и организации пространства костела. Тем не менее, на территории Беларуси возникали храмы и монастыри с их характерным обликом, обусловленным богатой культурной традицией края основанной на взаимовлиянии византийской и римской культуры, осо­бенностями местного климата и уровня строительной техники.

Введение

Актуальность темы подтверждается необходимость про­ведения научной реставрации сохранившихся культовых объ­ектов, с целью создания достоверного облика монастырской застройки, а также различными исследованиями структуры и деятельности религиозных организаций существующими на сегодняшний день. В статье рассматривается историческое про­шлое нашего края, период деятельности различных монашеских орденов католической церкви, который воплотился в строитель­стве крупных градостроительных комплексов - монастырей.

В исследовании был использован широкий круг источников на русском и иностранных языках, позволивший раскрыть со­держание исследуемой темы. Крупными источниками по струк­туре и организации католических монашеских орденов, истории их формирования являются работы Макса Геймбухера «Ордена и конгрегации католической церкви» и Леонарда Хольца «Исто­рия христианского монашества» [1, 2]. Среди изданий, освещаю­щих организацию и деятельность монашеских орденов, следует отметить работу Л.П. Карсавина «Монашество в средние века», в которой затрагиваются вопросы организации жизни в ордене, повлиявшие на архитектуру многочисленных монастырей [3].

XVII-XVIII вв. отмечен активным строительством куль­товых сооружений, когда в белорусских городах появляется множество костелов, воздвигнутых под влиянием итальян­ской барочной архитектуры, как подчеркивают немецкие исследователи зодчества эпохи барокко В. Юнг, Б. Борнгес- сер, польские исследователи Е. Пашенда, Е. Барановский, М. Мореловский, отечественные искусствоведы и историки Т. Габрусь, А.Н. Кулагин и др. [4-9]. Следует упомянуть энци­клопедические справочники «Архитектура Беларуси» и «Ка­толические храмы на Беларуси», содержащие большой фак­тологический материал по истории основания и возведения костелов и монастырей, их перестроек, но с крайне кратким обзором архитектуры строений [10- 11].

Для раскрытия темы были привлечены различные по своему содержанию документальные материалы, в том числе архивные документы, содержащие описи костелов и монасты­рей, а также чертежи монастырских зданий, предоставившие возможность всесторонне исследовать устройство монасты­рей и архитектуру строений [12-20].

Основная часть

Первая община ордена доминиканцев (официальное латин­ское название с 1217/1218 - Ordo fratrum praedicatorum) образо­валась вокруг св. Доминика (Святой Доминик де Гусман Гарсес, 1170- 1221 гг.) в 1214 г. Устав ордена был утвержден 22.12.1216 г. папой Гонорием III (1216-1227 гг.) в часовне св. Романа в Тулу­зе. Орден быстро распространился в Испании, Италии, а также во Франции, где братьев ордена назывались «якобитами» от первой резиденции в Париже при церкви св. Иакова.

Герб ордена изображает собаку, несущую в пасти горя­щий факел, что отражает двойное назначение ордена: охра­нять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. «Доминиканцы» звучит по латыни, как и «Псы Господни» (лат. Domini canes), что привело к распространение неофици­ального названия ордена «Псы Господни». Облачение домини­канца (хабит) - белая туника с белой пелерина с капюшоном, кожаный пояс с чётками, чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном. Девиз ордена — «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).

На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 г. до­миниканский орден был объявлен нищенствующим до 1425 г., когда постановление было отменено папой Мартином V из-за неполного его соблюдения. Члены нищенствующих орденов (мендиканты) именуют себя «братьями», принимают обет бедности, т.е. отречения от какого-либо имущества и целиком зависят от подаяний людей на средства к существованию, с целью активной религиозной деятельности в миру во спасе­ние других. Нищенствующие ордены (Mendicant orders), ко­торые появляются и распространяются в XIII в. Странах За­падной Европы. По решению 2-го Лионского собора 1274 г. оставлено только четыре наиболее крупные: доминиканцы, францисканцы, августинцы-эримиты и кармелиты.

В обязанности доминиканцев входили проповедь, ис­поведь, миссионерство, а формирование орденской системы богословского и лингвистического образования, что способ­ствовало появлению монастырей. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали собственные учебные заведения (в Болонье, Оксфорде, Кёльне и др.), возглавляли богословские кафедры (в университетах Па­рижа, Падуи, Праги и др.), основали множество монастырей.

Собрание уставов ордена было издано в 1238 г. третьим генеральным магистром св. Раймундом де Пеньяфортом. В соответствии с уставом ордер возглавляет сначала пожизнен­но, а затем на определенный срок генеральный магистр. Каж­дые три года созывается общее собрание (капитул), которое руководит провинциальным приором, возглавляющим отде­ление ордера в каждой стране, и конвентуальным приором, возглавляющим общежитие из двенадцати и более человек.

Орден братьев-проповедников (доминиканцев) организо­ван на основе устава блаж. Августина. Доминиканцы создали при своих монастырях сеть школ разных ступеней, позволяв­ших сделать подготовку проповедников независимой от уни­верситетов. В каждом монастыре была «школа средней ступе­ни» (studium particulare), для завершения образования с 1248 г. в каждой провинции ордена создается «школа высшей ступени» (studium generale). В 1256 г. папа Александр IV предоставил ор­дену францисканцев право свободного преподавания в универ­ситетах. «Курс обучения, имевший главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года по­свящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством чего служила Summa theologica Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами (lectores), а через семь лет магистрами (magistri studentium). Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия (magistri theologicae) - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника» (praedicator generalis), получаемый после успешной двадцати­пятилетней деятельности проповедника» [91, с. 135].

Из ордена вышли знаменитые ученые и общественные деятели - Альберт Великий и Фома Аквинский, Джироламо Савонарола.

В специальной литературе по истории Церкви используют­ся названия «второй орден» для женской ветви орденов, кото­рые и сегодня придерживаются старого идеала - созерцатель­ного монашества. Первые женские монастыри доминиканок (Moniales Ordinis Praedicatorum) были созданы св. Домиником в начале XIII века. В 1259 г. доминиканки приняли конституцию со строгим уставом, который позднее был смягчен. Одежда до­миниканок белая, с чёрным плащом. Монахини занимались в основном рукоделием. Среди сестер ордена наиболее известна Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.), занимавшаяся активной политической и миротворческой деятельностью, оставившая сочинение «Диалоги о Провидении Божьем».

За длительный период своего существования орден не раз испытывал потрясения. В эпоху Реформации в XVI - начале XVII вв. деятельность ордена сильно ограничивалась свет­скими и церковными властями. Сегодня положение ордена стабилизировалось.

Первый монастырь около Тулузы Доминик основал в 1216 г. Доминиканский монастырский комплекс состоит из здания монастыря, клуатра и монастырской церкви. Здания комплек­са построены из кирпича. В ходе Революции монастырь был конфискован и использовался как казарма, разрушены капел­лы и почти полностью клуатр. В 1865 г. монастырь возвращен городу, сейчас в нем устроен музей.

Церковь (с 1369 г. в церкви хранятся мощи св. Фомы Ак­винского, которому она и посвящена) является образцом готи­ческой архитектуры. Строилась с 1230 г. в четыре этапа. Пер­воначально была возведена прямоугольная в плане базилика с плоской апсидой и нефом, разделенном на две части, для бра­тьев и для мирян. Во время расширения церкви в 1245 - 1252 гг. были возведены новые хоры, апсида и капеллы. В 1279­1292 при сооружении свода апсиды было создано уникальное для готической архитектуры решение - «пальма якобитов». Это колонна, от которой лучеобразно расходятся ребра, ими­тируя пальмовые ветви. В результате неф оказался в два раза ниже апсиды, чтобы это нивелировать была произведена еще одна перестройка. Архитектурный декор фасада лаконичен: стены украшают несколько горгулий. Интерьер богат полих- ромными росписями и витражами XX в., выполненными по образцам XIV в. Высота колонн в 22 м делает здание одними из самых высоких среди французских готических соборов.

Во 2-й. пол XIII в. над сев. крылом церкви возведена 45 метровая колокольня, состоящая из четырех регистров, про­резанных ажурными рядами арок.

К церкви примыкает клуатр с капеллой св. Антония (со­оружена 1335-1341 гг.), которая расписана фресками изобра­жающими сцены жития святого и второе пришествие Иису­са Христа. Клуатр с открытой арочной галереей, в которой стрельчатые арки опираются на сдвоенные колонны.

В монастыре, который стал образцом для последующих у каждого брата была своя келья, что предоставляло возмож­ность для научных занятий. Архитектурный декор минимален, длинные коридоры соединяют кельи, молельни и общие залы.

Главная церковь ордена доминиканцев - базилика Санта- Сабина (итал. Santa Sabina all’Aventino). Построена в 422-432 гг. Петром Иллирийским на вершине Авентина в Риме и пред­ставляет классический тип позднеримской базилики. Над главным входом мозаикой в V в. выложено имя св. Сабины. Деревянные резные двери (вишневое дерево) базилики сдела­ны в V в. и декорированы сценами из Ветхого и Нового за­вета. Центральный неф перекрыт плоским потолком, апсида завершена конхой с росписью. Интерьер базилики украшают колоны белого мрамора, перенесенные из античного храма Юноны. В X в. была пристроена многоярусная кампанила.

Первая резиденция доминиканцев на территории Велико­го княжества Литовского - монастырь при костеле Св. Духа в Вильно. Доминиканские монастыри на территории этниче­ской Беларуси возникли в основном в XVII-XVIII вв., из них в первой половине XVII в. - 10, во второй половине XVII в. - 25, в XVIII в. - 6 и в XIX в. - 1. Наиболее интенсивное строи­тельство доминиканских монастырей приходится на 60-80-е годы XVII в. Монастыри ордена были основаны фундаторами в следующих населенных местах: в Гродно - костел в 1630-е гг. Ф. и К. Сапеги, монастырь в 1735 г. отец Т. Ганусевич, в Зембине - ош- мянский подкаморий Адам Мацей Сакович и его жена Марцыяна Тышкевич в 1640 г., в Клецке - в 1683 г. С.К. Радзивилл, Юрий Ка­зимир Булгак и его жена Клара из Голтовских, минский каштелян (комендант) князь А. Сангушка (в 1795 г. М. Адаховским основа­на школа на 10 студентов шляхетского происхождения и госпи­таль), в Минске - София Слушка в 1605 г. (минский воевода Петр Тышкевич передал ордену площадь для строительства костела и монастыря в 1615 г), в Несвиже - подстолий смоленский Базыль Шарапа Боконовский в 1672 г., в Новогрудке - виленский воевода Христофор Ходкевич в 1624 г., в Полоцке - виленский каноник Ф.М. Гарский с разрешения Виленского епископа А. Сапеги в 1672 г., в Столбцах - воевода минский и новогрудский Александр Слушка в 1621 г., а также в Бресте, Витебске, Друе, Дунилови- чах, Мстиславле, Пинске, Островне, Ошмянах, Ракове, Слониме, Улле, Ушанах и др. (всего 42). [11 - 20].

Возникновение женской ветви ордена («второго ордена») связано с душепопечительством среди женщин. В Новогрудке в 1654-1864 гг. существовал единственный женский монастырь ордена в Беларуси. По одним сведениям монастырь был осно­ван в 1654 г. Михаилом Домбровским, кавалером мальтийским, по другим сведениям - в 1678 г. Аленой Пратасевичевой из Бу- ховетских, женой земского новогрудского нотариуса.

В XVII-XVIII веках католические монашеские орде­ны возводят барочные костелы и монастыри, среди которых монастыри ордена доминиканцев. В 1584-1616 гг. Радзивилл Сиротка проводит реорганизацию Несвижа. Город приобре­тает прямолинейную планировку и почти квадратный план. Композиционным ядром города стала рыночная площадь (170 x 110 м), с одной из сторон которой располагался домини­канский монастырь (с 1672 г.). Распространенной структурой костела доминиканцев были здания с пристроенными капли­цами: однонефные зальные - костел Св. Николая в Княжицах, с каплицами по сторонам здания (возведен в 1681 г. на пожало­вания Константина Паца) и базиликальные храмы с боковыми рядами капелл, разделенных глухими перегородками - костел Св. Казимира в Столбцах, с центричной каплицей Св. Доми­ника у южной стороны здания (осн. в 1621 г. А. Служкой).

Особое стилевое направление «виленское барокко», свя­занное с деятельностью архитектора из Силезии Иоганна Кристофа Глаубица (около 1700 -1767 гг.) пришлась на 30-80­е годы XVIII века. К зданиям направления относятся костел св. Якуба и Филиппа и монастырь доминиканцев в Вильно (1727-37 гг.). Здания этого направления отличает сложный си­луэт, утонченностью пропорций, скульптурная пластичность фасадов. Характерным является возведение многоярусных пирамидальных с вытянутыми пропорциями башен на глав­ном фасаде и фигурных аттиковых фронтонов. Творчество Глаубица нашло отражение в доминиканском костеле и мона­стыре в Волынцах (разработка проекта и руководство в воз­ведении костела начатое в 1749 г.).

В монастырях Беларуси традиция устройства внутреннего двора и обходной галереи сохранилась, но такая схема мона­стырской застройки получила некоторые изменения и упро­щения. Костел и монастырский корпус зачастую размещались отдельно друг от друга и соединялись посредством коридора (доминиканский в Посине (осн. в 1694 г.) [20]; доминиканский в Бресте (осн. 1635 г, каменный костел 1696 г) [20] и др.

Монастыри выполняют ряд светских функций, откры­вая учебные заведения, больницы, богадельни, приюты. Монастырская архитектура приобретает характер светской архитектуры, отмеченной стилевыми формами классициз­ма. Школы при монастырях доминиканцев были открыты в Гродно (оборудованы кабинеты физики, минералогии, мех- наники; в 1874 г. кляштор переделан в гимназию), Волынце (1786-1811 гг. при монастыре существовала коллегия, работал школьный театр), в Клецке (с 1795 г. при монастыре действо­вала школа на 10 студентов шляхетского происхождения и го­спиталь, осн. М. Адаховским).

В орденских монастырях Беларуси в соответствии с ар­хивными данными, в том числе и графическими материалами (обмерами XIX в.), кельи монахов имели отопление: домини­канские в Бресте, Ушачах, Посине [20]. Отхожие места устра­ивались рядом с жилыми помещениями, но выносились за пределы монастырского корпуса и соединялись с ним устрой­ством узкого длинного коридора (например, доминиканский монастырь в Посине). Орденские монастыри, несмотря на ор­ганизацию их на городских территориях имели огороды или сады (например, доминиканский монастырь в Столбцах).

После разделов Речи Посполитой 1772-1795 гг. в 1830-60е гг. доминиканские монастыри в Беларуси были закрыты вла­стями Российской Империи, а монахи переведены в другие монастыри. [10]. Костелы были переведены в парафиальные или переданы православной церкви. Жилые строения приспо­соблены под казармы, госпитали, гос. службы.

Заключение

Архитектура зданий католического монашеского ордена доминиканцев является воплощением духовных идей основа­теля ордена, которые были заложены в деятельности ордена с момента его основания в начале XIII в. К середине XIII в. орден получил право свободного преподавания в университе­тах. Доминиканцам для занятий богословием были необходи­мы отдельные кельи и библиотеки, что обусловило появление школ и повлияло на формирование структуры городского мо­настыря, в том числе и на территории Беларуси.

В монастырях Беларуси западная традиция устройства клуатра (открытого двора с обходной галереей) сохранилась, но такая схема монастырской застройки получила некоторые изменения и упрощения. Обходная галерея преобразовалась во внутренний коридор, соединявший кельи и иные помеще­ния монастыря с костелом. Зачастую применялась планиров­ка, при которой костел и монастырский корпус размещались отдельно друг от друга и соединялись посредством коридора.

В структуре городов Беларуси доминиканские монастыри были композиционными акцентами, имели важное стратеги­ческое значение (например, в Гродно доминиканский мона­стырь защищал северное направление).

Литература

1.  Heimbucher, M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche, 2 Bde. / M. Heimbucher. - Paderborn: Schoningh, 1933-1934.

2.  Хольц, Леонард. История христианского монашества /Л. Хольц. - СПб. : Святой крест, 1993. - 425 с.

3.  Карсавин, Л.П. Монашество в средние века / Л.П. Карса­вин -М.: Высш. шк., 1992. - 192 с.

4.  Барокко: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Рольфа Томана; Пер. А. Михайлова, Н. Позднякова, И. Ги­лярова, Я. Лев. - Кёльн : Konemann Verlagsgesellschaft mbH, 2000. - 504 с.

5.  Paszenda, J. Kosciol Bozego Ciala (pojezuicki) w Nieswiezu / J. Paszenda // Kwartalnik Architektury i Urbanistyki. - Warszawa, 1976. - Nr. 21. - Zasz. 3. - S. 195-216.

6.  Baranowski, A.J. Nurty, fazy i centre barokowej architektury sakralnej w Wielkim Ksigstwie Litewskim / A.J. Baranowski // BHS. XLVI. - Warszawa, 1984. - Nr. 4. - S. 371-392.

7.  Morelowski, M. Zarysy syntetyczne sztuki Wilenskiej od gotyki do neoklasycyzmu / M. Morelowski.- Wilno : Grafika, 1938-1939. -162 s.

8.  Габрусь, Т. Правераная алгебрай гармотя: Пачатак архтэктуры Новага часу на Беларус / Т. Габрусь, Г. Га- ленчанка //Мастацтва Беларуа. - 1990. - №5. - С. 70-75.

9. Кулагин, А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белорус­сии / А.Н. Кулагин. - Минск : Наука и техника, 1989. - 240 с.

10. Архтэктура Беларуа. Энцыклапедычны даведник / Рэд. калегiя: А.А. Воинау [i инш. ]. - Мн.: Беларус. Энцыклапе- дыя iмя Петруся Броут, 1993. - 620 с.

11. Кулагин, A.M. Каталщтя храмы на Беларуа. Энцыклапе­дычны даведтк / A.M. Кулагин. - Мн.: БелЭн, 2000. - 216 с.

12. Проект плана на постройку домов со службами на углу Доминиканской и Подгорной улиц на плаце Юхновича в г. Минске. XIX в. //Национальный исторический архив Бе­ларуси (НИАБ). - Фонд. 1477. - Оп. 1. - Д 1561. - Л. 111.

13. Доминиканский монастырь, местечко Раков. 1834 г. // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2371. Описи монасты­рей. 1833-1834 гг. - Л. 32-35.

14. Доминиканский монастырь, г. Витебск. 1833 г. // Рос­сийский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2371. Описи монасты­рей. 1833-1834 гг. - Л. 59-63.

15. Доминиканский монастырь, местечко Клецк, Слуцкий уезд Минской губернии // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 40-43.

16. Доминиканский монастырь, г. Друя, Дисненский уезд Ви­ленской губернии. 1834 г. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 44-62.

17. Доминиканский монастырь, г. Речица, Минской губернии. 1834 г. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи мо­настырей. 1833-1834 гг. - Л. 73-78.

18. Доминиканский монастырь, местечко Заславль, Минский уезд Минской губернии. 1833 г. //РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 135-137.

19. Доминиканский монастырь, местечко Зембин. 1833­1834 гг. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 139-142.

20. РГВИА:

21. 1. Фонд. 349. - Оп. 4. - Д. 7901, 7902. Монастырь домини­канцев в г. Бресте. 1830 г.

22. 2. Фонд. 821. - Оп. 150. - Д. 561. Ушачский доминиканский монастырь. 1833 г.

23. 3. Фонд. 821. - Оп. 150. - Д. 563. Посинский доминикан­ский монастырь Витебской губернии. Инженер-поручик Симонов. 1835 г.

24. 4. Фонд. 1488. - Оп. 1. - Д. 357. Планы местоположения во 2-ой части г. Витебска Благовещенской церкви, рим­ско-католического костела, доминиканского монастыря и всех каменных и деревянных построек. Копии. Рассмо­трены Советом путей сообщения и публичных зданий 28 февраля 1834 г. 23 сентября 1833 г. - 28 февраля 1834 г.

 

Architecture of Catholic monasteries Belarus: Dominican monastic order

A.N. Kolosovskaya

Material evidence of the rich history of the region are cult buildings, namely the churches and monasteries, which today adorn the historic centers of cities and villages. In Belarus, the most active of the Dominican monastery were built in XVII - XVIII centuries and embodied the principles of Baroque architecture. Formation of the architecture of the Order took place over a long period of time, but if we talk about national standards, it is worth mentioning the use of already existing in the west of the monastery building types and space organization of the church. However, in Belarus there were churches and monasteries with their characteristic appearance, due to the rich cultural tradition of the edge based on the mutual influence of the Byzantine and Roman culture, characteristics of the local climate and the level of construction equipment.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 743
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 785
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 10 004
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...