Архитектурная мастерская «Студия 44» выиграла международный конкурс на лучший проект нового железнодорожного вокзала в Астане.
Этот крупнейший в городе транспортный комплекс петербургские архитекторы трактовали как гигантскую параболическую арку, интегрированную в ряд знаковых построек новой столицы Казахстана.
Объект: Железнодорожный вокзал в Астане
Адрес: Казахстан, Астана.
Авторский коллектив:
архитекторы: Явейн Н. И., Зенкевич В. А., Аксёнов С. И., Ашметьев Ю. Н., Виноградова М. С., Григорьев И. Е., Жукова В. С., Кожин И. В., Лемехов В. И., Новосадюк Е. А., Снежкин Г. С., Станчинский А. В., Счастливцева К. О., Явейн М. В.
конструктор: Герштейн В. И.
тексты: Лихачева Л. Н.
макет: Ициксон Я. С.
Расположенная в самом центре евразийского континента, Астана является важнейшим транспортным узлом на Трансазиатской железнодорожной магистрали, связывающей Россию с Китаем и странами Центральной Азии. Вопрос строительства здесь нового вокзала – современного, безопасного и вместительного, – поднимается уже очень давно. Какое-то время реализации этих планов мешал экономический кризис, но как только у правительства Казахстана и города появились свободные средства, сразу же был объявлен международный архитектурный конкурс на проект транспортного комплекса. К участию в нем были приглашены 5 команд: Atelier4d Architekten и Von Gerkan, Marg und Partner (Германия), Kann Finch Group (Австралия), HOK (США) и «Студия 44» (Россия), – и еще пять проектов подготовили казахские и турецкие архитекторы в порядке личной инициативы. Проект «Студии 44», таким образом, был признан лучшим из 10 работ: жюри единогласно присудило ему первое место за «острый и интересный язык архитектурно-пространственного приема, превращающего вокзал в градостроительный акцент, сомасштабный существующим архитектурным ансамблям города».
Новый вокзал будет построен в юго-восточной части Астаны, на продолжении одной из важнейших городских автомагистралей – улицы Г. Мустафина. Она ведет к самым знаковым постройкам новой казахской столицы, как уже построенным, так и строящимся, – Дворцу школьников, пирамиде Дворца мира и согласия, Президентскому дворцу, Дому Правительства Казахстана и т.д. На столь почетном фоне и вокзал просто обязан был получить соответствующий масштаб – и «Студия 44» трактовала его как «главные ворота Астаны». «Мы сразу поняли, что возвышающийся в многокилометровой перспективе улицы Мустафина комплекс должен восприниматься как Арка Дефанс в перспективе Елисейских полей, и это предопределило его архитектурное решение», – рассказывает Никита Явейн.
Самой зрелищной составляющей архитектуры нового вокзала Астаны действительно стала арка – прозрачная структура в виде гиперболического параболоида, рисунок покрытия которой воспроизводит в гигантском масштабе решетчатую структуру кереге. «Подобная форма гиперболоида не только выразительна, но и технологична, проста в изготовлении и тем самым идеально подходит для перекрытия больших пространств, не создавая лишних кубометров отапливаемого объема, – говорит Никита Явейн. – Но для нас также был очень важен ее выразительный силуэт: арка встает над вокзалом и ведущими к нему дорогами как радуга над степью, подчеркивая грандиозный размах Астаны и ее необъятные просторы. В ее плавном абрисе можно угадать и мягкие очертания холмов и курганов Казахстана, и намек на седло и лук, столь свойственные кочевой культуре».
Существующие железнодорожные пути приподняты над поверхностью земли на 3 метра, а сам вокзал размещен на конкорсе над ними. Подобное конструктивное решение позволяет более рационально использовать городскую территорию: в частности, улица Г.Мустафина проводится транзитом через подземную часть вокзального комплекса, где архитекторы предлагают организовать главные остановки общественного транспорта. Для обслуживания пассажиров будут построены одна береговая и три островные платформы (еще одна резервная платформа предусмотрена на случай развития вокзального комплекса в перспективе), а для размещения всех необходимых дополнительных функций в состав вокзала войдет коммерческий корпус. Его планируется возвести по другую сторону путей, а протяженную плоскую кровлю решить как выставку достижений садово-паркового искусства. Под сводами же прозрачной арки образуется единое пространство многоярусного распределительного зала, из гигантских окон которого будут открываться захватывающие виды Астаны.
Привокзальную площадь перед главным фасадом архитекторы предлагают превратить в «террасированный парк» с искусственным рельефом, который должен оживить преимущественно плоский ландшафт города. Система террас ведет как раз к главному распределительному залу, а для тех, кому некогда взбираться по широким лестницам, предусмотрены травалаторы и пандусы, соединяющие проезжую часть с многоуровневыми парковками. Парковки скручены в тугие спирали и не просто фланкируют широкую площадь, но, как будто пружины-рессоры, связывают полупрозрачный вспарушенный свод железнодорожного вокзала с землей.
Изнутри вокзал весь словно соткан из лестниц, эскалаторов и лифтов – столь развитая система внутренних коммуникаций делает простым и быстрым перемещение между остановками транспорта и легкого метро, платформами и главным залом комплекса. Она же обеспечивает единство его частей, расположенных по обе стороны железнодорожных путей, благодаря чему для Астаны новый вокзал становится не только ярким произведением современной архитектуры, но и своего рода транспортно-пешеходным мостом между двумя районами города.
автор текста: Анна Мартовицкая
]]>http://agency.archi.ru/]]>