Вы здесь

Туризму быть!

23.07.2003 22:00
Просмотров: 21 740
Версия для печати

Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся творениями наших предков, вслушаемся в легенды и предания, которыми полнится наша земля. Вспомним и первых «туристов» – тогда они назывались более мягким и привычным словом – путешественники.

Охота к перемене мест, страсть к путешествиям была присуща человеку всегда. Ему хотелось получить ответы на разные вопросы: что там за горизонтом, как живут другие люди, чему у них можно поучиться? И многие отправлялись в путешествия – с разными целями. Евфросиния Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим (вот они, зачатки религиозного туризма). Михал Радзивилл Сиротка также предпринял путешествие в Святую Землю, о чем и книга вскоре появилась. Бывал он в Австрии, Италии, и как результат – возведение каменного замка в Несвиже с применением новых фортификационных устройств, с которыми он ознакомился в Италии (чем не плоды культурно-познавательного туризма?). В Европу отправился, чтобы набраться военного опыта и образования, Михаил Глинский в XV веке. Русский купец Афанасий Никитин хаживал за три моря – деловой туризм развивал…

Не только наши предки предпринимали путешествия в далекие страны. И к нам приезжали иностранцы – кто транзитом, а кто и жил здесь, изучал обычаи, природу, флору и фауну, чтобы потом в книгах рассказать о неизвестной стране среди болот и лесов, не столь развитой экономически, как их страны, но такой таинственной и притягательной. Герберштейн, Гваньини, Стрыйковский, Арман де Коленкур… Бывали у нас и «военные туристы» – из России, Украины, Швеции, Франции, Германии. И сейчас «пепел Клааса» стучит в сердца их потомков, и они приезжают на памятные им исторические места, воздвигают монументы. Но это – особая тема.

Культурно-исторический потенциал, который сейчас можно использовать для продвижения туризма, сложился уже в средние века. «Страной замков» называли современники нашу землю. И действительно, чуть ли не через каждые 30–40 км здесь стоял замок – большой или маленький, деревянный или каменный – пункт обороны прилегающей территории. Их было множество: башни-«донжоны» – среди них известная Каменецкая башня, великокняжеские замки, имеющие общегосударственное назначение – Новогрудский, Гродненский Старый и Новый, Лидский, Кревский, укрепленные храмы – Полоцкая София, Сынковичская и Маломожейковская церкви, Комайский костел… Но, пожалуй, самым привлекательным был Мирский замок – «настоящий цветок Средневековья», из собственно замка оборонного значения к XVII–XVIII векам трансформировавшийся в роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. Расположенный на открытой местности, возведенный из камня и кирпича, с мощными стенами и выступающими четырьмя башнями по углам, грозно и величественно демонстрировал он на всю округу свою неприступность и власть своего хозяина.

Вы можете возразить: где уж нам удивить искушенного зарубежного туриста своими руинами, замками и храмами, у них свои намного древнее и притягательнее, хорошо «раскручены» и исправно работают на туризм. Это так. Например, в замке Блуа на Луаре показывают комнату, где был убит герцог де Гиз, там даже доски добела выскоблены, где пролилась его кровь. В Амбуазе вас обязательно поведут в замок, где в одной из башен провел последние дни и умер Леонардо да Винчи. Примеры можно приводить бесконечно. Это к тому, что каждая страна, продающая свой туристский продукт, делает это умело, зарабатывая деньги на всем. Вот и мы должны найти такую «изюминку», свою нишу – ведь исторических личностей с известными всему миру именами нам, слава Богу, земля подарила, да и событий, связанных с их деятельностью, предостаточно.

Еще один пример. Англичанами вовсю рекламируется проект «Замки привидений». И желающий получить острые ощущения турист имеет возможность комфортно провести несколько дней или недель в таком замке, с интересом и ужасом ожидая встречи с тем или той, кто уже несколько веков бродит по замку, ища успокоения.

А разве мы не можем использовать подобную схему? Сколько прекрасных легенд, былей и полуправд оставила нам наша история! Черная Дама Несвижского замка, Белое привидение Лошицкой усадьбы, Белая Дама, которая обитает в «башне призраков» Гольшанского монастыря. Грустные и романтические истории, трагические судьбы…

Это всего лишь малая толика конкретных фактов, которые возможно использовать для развития и популяризации культурного туризма. Главное в этом деле – сформировать единство историко-культурного наследия через синтез его с ценностями природы и ландшафта. Александр Локотко, один из создателей белорусского скансена в Строчицах (кстати, чем не основа для развития модного сейчас агротуризма?), доктор исторических наук и архитектуры, сейчас работает над одной идеей: подключить памятники природы, истории, культуры Беларуси к дорожно-туристской инфраструктуре, к системе сервиса. Ведь на любой трассе масса остановочных пунктов – от кемпинга до заправки. А если на каждом из этих пунктов будут какие-то ориентиры, что здесь поблизости находится то или иное интересное место – от уникальных камней до реликтовых деревьев, замков, усадеб, родников?.. Так что если желаете, господа туристы, можно подойти и рукой потрогать, и криничной воды испить, и желание загадать… А то проезжает транзитный турист по нашим дорогам, и никакого представления о стране не получает. Так, провинция какая-то…

Какой еще вид туризма мы реально можем продвигать? Частично транзитный, элитарный (надо же предоставить все возможности для отдыха сотрудникам дипломатических представительств, аккредитованных у нас в республике!). Но в первую очередь экологический и природный. Что может быть на отдыхе привлекательнее охоты и рыбалки? Тут к вашим услугам национальные парки «Нарочанский» и «Браславские озера», Беловежская пуща. Если же вы любитель водного туризма, можно получить огромное удовольствие от путешествия по рекам Беларуси.

И начать надо с Гомеля. Осмотрев достопримечательности города (а здесь есть что посмотреть!), вы плывете по Сожу, наслаждаясь видом окрестностей, до Днепра и далее по Днепру до впадения в него Припяти. Посещаете Мозырь, эту «маленькую белорусскую Швейцарию», древние Туров и Пинск. Отдохнув в хорошей гостинице в Пинске, погуляв по его древним улочкам, вы направляетесь дальше по Днепро-Бугскому каналу через Мухавец до Бреста либо – второй вариант – через канал Огиньского (в свои лучшие времена он достигал 60 м в ширину, и по нему ходили большие пароходы) и Шчару в Слоним, далее по Неману в Гродно. А там можно продлить путешествие в разном направлении: по Августовскому каналу в Польшу (часть его на польской территории уже давно используется в целях туризма) или же в Литву и оттуда в Кенигсберг.

Вот разработать бы этот туристский маршрут, поставить его на крепкую основу, создать соответствующую инфраструктуру – и многие бы соотечественники не уезжали в «чужие воды», а там, глядишь, и иностранного туриста привлекли.

В одном из романов популярного писателя Пауло Коэльо есть очень любопытный факт, имеющий прямое отношение к нашей теме. Маленькое селение, затерянное в долине среди гор и лесов. И перспектив у него вроде никаких нет – вся молодежь уехала в большие города. Но есть у городка прошлое, связанное с конкретными людьми и овеянное легендами. Оно и помогает ему жить. В единственной в городке гостинице изредка останавливается случайный путешественник и богатый турист, который приезжает сюда на охоту. Здесь радушно принимают охотников и туристов. Их обихаживают в гостинице, по вечерам в баре собирается все мужское население городка во главе с мэром и священником и за стаканом вина они расписывают заезжему человеку красоты своей земли, каких он нигде больше не увидит, рассказывают историю своего городка, переплетенную с былью и небылью, о местных обычаях, поверьях и суеверьях. И вот в эти минуты они чувствуют свою значимость: «все считают, что управляют всем. Ибо сильны в них чувство долга перед прошлым и память предков, некогда живших здесь».

Вот бы и нам так: гордиться собой, своим прошлым и настоящим – тогда и другим мы будем интересны. Есть у нас потенциал для развития туризма! А вот как им воспользоваться, как раскрутить этот маховик – надо крепко поработать всем – от государственных мужей до непосредственных участников этого уже необратимого процесса.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
06.09.2004 / просмотров: 6 390
Беларусь богата великолепными пейзажами и развитыми историческими традициями садово-парковой архитектуры, что является прекрасной основой для...
06.09.2004 / просмотров: 14 179
180 лет назад началось строительство выдающегося памятника технической культуры Европы ХIХ в. — Августовского канала, названного так по имени...
06.09.2004 / просмотров: 12 589
Назвать себя туристической державой с налаженной сетью туристско-экскурсионных маршрутов и развитой инфраструктурой мы еще не можем. Но тем не менее...