Вы здесь

Мозырские “Дрозды”: Градостроительное развитие города

Государственная градостроительная политика служит основой совершенствования территориальной организации республики, она призвана обеспечивать устойчивое развитие населенных пунктов, формируя благоприятную среду обитания и жизнедеятельности. Это масштабная и многоплановая деятельность, одной из составляющих которой является разработка проектов специального градостроительного планирования – схем размещения жилищного строительства, проектов детального планирования. Ведется она в строгом соответствии с генеральными планами и насущными запросами городов.

Сегодня мы представляем проект детальной планировки одного из жилых районов Мозыря – работу молодого специалиста БелНИИПградостроительства Татьяны Гавриленко.

 

 

Мозырь – 12й город в республике и второй в Гомельской области по числу жителей, и по сравнению с другими городами он сохраняет тенденцию роста. Поэтому в соответствии с генеральным планом города (утвержден Советом Министров Республики Беларусь № 193 от 20.02.2004 г.) для обеспечения населения жильем предусмотрена стратегия его территориального развития. Одним из основных территориальных ресурсов Мозыря определен жилой район “Нефтестроителей”, расположенный в периферийной западной части города при въезде со стороны Петрикова.

В рамках реализации генерального плана разработан “Детальный план района усадебного строительства “Дрозды”, который является первым этапом освоения данного жилого района.

Проект разработан в следующих границах: на севере – продолжение ул. Шоссейной, на юге – продолжение улиц Нефтестроителей и Малинина, на востоке – ул. Проектируемая № 8, на западе – коммунально­складская зона (всего 85 га).

В соответствии с генеральным планом территория, частично занятая коммунально­складскими объектами, была предназначена для первоочередного и перспективного развития многоквартирной застройки. Ее пересекала магистраль общегородского значения Проектируемая № 1.

Однако к настоящему времени ситуация изменилась: коммунально­складской зоны больше не существует, а в развитие д. Дрозды построен ряд усадебных домов, частично перекрывших трассу ул. Проектируемой № 1. Тогда и появилась необходимость в разработке детального плана на данную территорию.

Учитывая пожелания города, была откорректирована трасса ул. Проектируемой № 1, и территория, примыкающая к д. Дрозды, определена под усадебное строительство.

Основной целью проекта стало создание архитектурнопространственной среды для развития общественных функций и новое освоение территории в увязке с планировочной и функциональной структурой города.

Планировочное и функциональное зонирование было сформировано с учетом принципиальных решений генерального плана, природноландшафтной характеристики территории, современной градостроительной ситуации, функционального использования сопредельных территорий, положения существующих инженерных коммуникаций в пределах проектируемой территории.

Планировочная структура

Планировочная структура проектируемого района обусловлена его общей ситуацией в градостроительной системе Мозыря, естественными условиями среды, идеей архитектурнохудожественного решения.

Генеральным планом определены основные магистрали, включенные в общегородскую планировочную структуру: это улицы Шоссейная, Нефтестроителей, Проектируемая № 1.

Развивая систему основных планировочных составляющих, проект предусматривает создание системы внутренних улиц районного и местного значения, обеспечивающих рациональное транспортное и пешеходное обслуживание застройки, нормативную плотность уличнодорожной сети, нормативную доступность к линиям общественного транспорта, рациональное обустройство территории системой внешних инженерных сетей, размещение гостевых автостоянок у объектов общественного назначения и жилых групп.

Планировочная структура представляет собой систему групп жилых домов, согласованную с пешеходными связями, бульваром, сквером, объектами культурно­бытового обслуживания, структурную организацию проектируемого района, а также сложившуюся и проектируемую сеть улиц. Композиционный центр района – создаваемый на низкой заболоченной территории комплекс пруда.

Функциональное зонирование

Территория района подразделяется на несколько функциональных зон:

– общественной застройки;

– жилой застройки;

– инженерных коммуникаций и сооружений;

– транспортных коммуникаций и объектов;

– рекреационноландшафтную.

Зоны жилой застройки формируются вне санитарно­защитных зон коммунально­складских объектов, находящихся на смежных территориях, и зон транспортных коммуникаций и объектов, находящихся на территории проектируемого района либо смежных с ним.

Планировочный квартал I предусматривается как район жилой многоквартирной средне и многоэтажной застройки с размещением ряда объектов культурно­бытового обслуживания.

Застройка кварталов II, III сформирована жилой усадебной низко­ и среднеплотной застройкой. Вдоль ул. Проектируемой № 1 предусматривается формирование жилой усадебной среднеплотной застройки с улучшенным архитектурноэстетическим обликом и возможным размещением объектов частного бизнеса, не имеющих санитарно­защитной зоны.

Общественные территории

При размещении объектов обслуживания принималось во внимание, вопервых, их удобное расположение относительно существующей и новой застройки, вовторых – удобство транспортного обслуживания и возможного рационального инженерного обеспечения.

Проектом предлагается продолжить формирование сети общественно­торговых центров города:

дополнить центр на пересечении улиц Нефтестроителей – Проектируемой № 8 – бульвар Малинина, представленный в настоящее время рынком, другими социальными объектами;

положить начало формированию центра на пересечении улиц Проектируемой № 8, № 9 в качестве перспективного жилого района многоквартирной застройки, разместив там специализированные магазины и салон красоты;

расположить вдоль основных улиц ряд объектов, необходимых для повседневного и эпизодического обслуживания населения;

разместить в районе пруда ресторан с развлекательным центром;

зарезервировать под строительство костела участок южнее усадебной застройки в районе водоема.

В настоящее время в границах проекта функционирует общеобразовательная школа на 900 мест, что соответствует перспективной потребности, в дальнейшем предусмотрено размещение трех детских садов по 140 мест каждый.

Парковка и техническое обслуживание частных автомобилей организованы на прилегающих территориях в пределах нормативной доступности.

Архитектурно­художественный облик жилого района определяется в основном усадебными жилыми домами с земельным участком 0,10 га, а также группами многоэтажных многоквартирных жилых домов переменной этажности в 5–7–9; 7–8–9–12 этажей.

Для жилой застройки предпочтительны дома разных типов, на отдельные жилые здания предлагается разработать индивидуальные проекты. Это будет способствовать достижению оптимальной художественной выразительности проектируемого района.

Ландшафтно­рекреационные территории

Важной составляющей функциональной организации является озеленение, ведь помимо оптимизации санитарно­гигиенических характеристик городской среды зеленые зоны улучшают и усиливают эстетическое восприятие городских ансамблей, создают условия для организации отдыха и оздоровления населения.

Система озеленения в границах детального плана увязана с планировочной структурой района и является частью общегородской системы озеленения Мозыря. Один из основных ее элементов – пруды, расположенные по ул. Проектируемой № 1. Одновременно они выступают композиционными центрами района.

Бульвар вдоль ул. Проектируемой № 8, являясь продолжением бульвара Юности, объединяет и связывает основные структурные элементы жилого района, которые в свою очередь обеспечивают кратчайшие пути от жилья к остановкам общественного транспорта и объектам культурно­бытового обслуживания. Школа и детские сады расположены внутри квартала, они задают внутреннюю пешеходную связь, пересекающую все жилые образования много­квартирной застройки.

Пешеходные аллеи и дорожки, подходы к зданиям жилого и общественного назначения, площадкам отдыха организованы с учетом требований безбарьерной среды для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Срок реализации первой очереди строительства – 2010 г.

Жилой район “Дрозды” запланирован для первоочередного строительства, поэтому все предложения детального плана предусматриваются в основном к первоочередному освоению.

К сожалению, реализация градостроительных проектов случается не всегда и, как правило, не в полном объеме. Но, как говорил К. Танге, “город сможет функционировать нормально как органичное целое только в том случае, если градостроительное решение продумано в определенном порядке – это значит, что сначала предусмотрено все необходимое для ствола, затем ветвей, затем листьев, а не наоборот. Только при соблюдении такого порядка “метаболический” процесс роста городов будет развиваться без перебоев”.

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...