Вы здесь

На пути к безбарьерной среде

Закон Республики Беларусь “О социальной защите инвалидов
в Республике Беларусь”

Статья 31. Учет потребностей инвалидов при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры

Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные порты, комплексы и коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, в том числе индивидуальных, средств связи и информации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются.

Статья 33. Приспособление жилых помещений для доступа и пользования инвалидами

 

Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Оборудование указанных жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, другими юридическими лицами, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов.

Статья 35. Обеспечение инвалидам доступа в культурно­зрелищные учреждения и спортивные сооружения

 

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования культурно­зрелищными учреждениями и спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, а также обеспечивать предоставление специального спортивного инвентаря.

Качество жизни инвалидов и физически ослабленных лиц является одним из показателей развития государства, своего рода лакмусовой бумажкой его социальной политики. В Беларуси пристальное внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями стали проявлять еще в начале 1990х гг. Было принято Постановление об обеспечении условий для передвижения инвалидов, пользующихся кресламиколясками, при разработке проектов планировки и застройки жилых районов и микрорайонов, а также жилых и общественных зданий; разработана Программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, принят закон Республики Беларусь “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”; сформирован Республиканский межведомственный Совет по проблемам инвалидов. Создавалась теоретическая и законодательная база для организации безбарьерной среды. Об улучшении качества жизни инвалидов заговорили на самом высоком уровне.

Какие конкретные результаты принесла эта работа? Да, во многих местах были установлены пандусы, понижен уровень высоких бордюров, в Минске даже предпринималась попытка создать район безбарьерной среды для инвалидов по зрению (правда, многие требования к такой среде так и остались непреодолимым барьером при окончательной реализации) и т.д.

В итоге мы имеем законы и постановления, предписывающие необходимость создания безбарьерной среды, отдельные реализованные мероприятия, разработанные программы, а комплексное решение вопроса попрежнему маячит где­то на горизонте. Фата­моргана социальной политики: видима, но не реальна.

Гуманная среда проживания: доступность и равные возможности для всех

В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя выброшенными за пределы жизни, ненужными и игнорируемыми. Большинство наших каждодневных действий, над которыми мы даже не задумываемся (сходить в магазин, проехать в автобусе и т.д.), для инвалида – настоящий подвиг и в одиночку ему не под силу. Потому что на каждом шагу его встречают барьеры: выйти из подъезда не позволяют ступени лестницы, подняться в автобус – высокая посадочная площадка, в лифт на инвалидной коляске нельзя заехать изза узких дверей. Как же здесь можно чувствовать себя равноправным членом общества?

А ведь при свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха станут реальными и те самые равные возможности для полноценного участия инвалидов в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство.

Чего же не хватает нам, чтобы все наши благие намерения приобрели завершенную форму? Прежде всего это должны быть не единичные меры, а системный комплексный подход с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений. Безусловно, есть в этом участии доля архитекторов и строителей. Ведь им приходится не только проектировать новые сооружения с учетом требований доступности и гуманности среды проживания, но и корректировать проекты, работа над которыми уже завершена, реставрировать старые здания. И надо сказать, определенный опыт в проектировании и строительстве объектов безбарьерной среды уже наработан.

Однако очевидно, что в большинстве городов и сел республики потребности инвалидов не учтены. Входы в здания, лифты, лестницы, другие пространства общего пользования не дают возможности для перемещения. Это сдерживает их подвижность, а многим и вовсе не позволяет покидать свое жилище. Что говорить о планировке квартир, не позволяющих организовать быт инвалидов­колясочников, если даже здания и сооружения, наиболее часто посещаемые инвалидами, в большинстве случаев для них не приспособлены.

А между тем для каждой категории инвалидов предусмотрены свои специфические меры, обеспечивающие свободу их передвижений. Когда мы говорим об инвалидах­колясочниках, то прежде всего подразумеваем установку пандусов – наиболее элементарных приспособлений, обеспечивающих доступ в здание человека в коляске. Однако все просто только на первый взгляд. Дело в том, что строительные требования, предъявляемые к пандусам, не всегда выполнимы. Ведь для преодоления высоты в один метр длина его должна составлять не менее 12 м. А для преодоления высоты более одного метра наклонный пандус через 9 м должен иметь по строительным нормам площадку для отдыха. А как быть внутри помещения? Здесь пандус не установишь. Лифт? Но он должен иметь определенный размер входной двери, чтобы колясочник мог в него въехать, а при необходимости и развернуться. Большинство стандартных пассажирских лифтов в зданиях этого не позволяют. Для установки такого лифта в реконструируемом здании необходимо провести ряд дополнительных монтажностроительных работ по усилению стен.

В современном строительстве есть другие варианты решения проблемы перемещения инвалидов­колясочников внутри здания – более надежные и современные. Это использование специальных механизмов – подъемников. В Беларуси они пока новинка, но в Европе используются уже около 15 лет.

Новое оборудование: знать – значит применять

Подъемники – достаточно сложное оборудование, которое изготавливается индивидуально под каждый строящийся или реконструируемый объект. Его действие базируется на различных принципах: это может быть цепная передача, червячный или гидравлический механизм. Платформы бывают вертикальные (поднимаются на высоту до 4,5 м), наклонные или криволинейной траектории. Все они имеют свои ограничения по длине пути. Самый длинный путь (до 42 м) может преодолеть платформа по криволинейной траектории.

Монтаж таких подъемников выполняется в соответствии с заданной схемой. Выглядит она следующим образом. Направляющие, по которым движется платформа, крепятся к стене (подземного перехода, лестничной клетки либо несущей стены), а уже затем “одевается” основная конструкция – так называемые дороги, по которым происходит движение. После этого навешивается сама платформа. При необходимости она может складываться, и тогда проход по лестнице остается открытым, что отвечает требованиям пожарной безопасности на случай эвакуации людей из здания.

Единого стандарта на данное оборудование пока не существует, ведь оно не серийно. Однако уже сейчас можно говорить о конкретных технических требованиях, предъявляющихся к их монтажу и эксплуатации. Архитекторам, которые будут закладывать в своих проектах установку платформ, необходимо учитывать особенности эксплуатации и установки этого нестандартного оборудования.

Во­первых, несущая конструкция, составляющая основу механизма, должна быть жестко закреплена в стене. Поэтому к стене, вернее, к ее толщине, предъявляются определенные требования. Сплошная бетонная стена должна быть толщиной 25–30 см. И еще большей, если состоит из газосиликатных блоков или пористого кирпича. Возможно применение дополнительных закладных деталей: с обратной стороны устанавливается дополнительная конструкция, через нее осуществляется стяжка несущих направляющих и вспомогательных конструкций болтами, которые с обратной стороны как бы “обнимают” стену. Второе требование – расстояние при разложенной транспортной платформе, необходимое для прохода людей по лестнице в случае эвакуации.

Немаловажным при применении вертикальных подъемников является наличие приямка, чтобы инвалид­колясочник не “спрыгивал” с платформы. Размер приямка зависит от типа и модели подъемника и может составлять от 100 до 250 мм. Питание подъемников осуществляется от сети 220 или 380 вольт.

При установке платформ нужно учитывать и мероприятия по защите от вандализма. Для этого кнопки вызова утапливаются в специальные закрывающиеся ниши.

Установка подобного оборудования во многих случаях является единственным “выходом в мир” для инвалидов­колясочников. И хоть не повсемест­но, но оно начинает внедряться в Беларуси. Такие подъемники с наклонными и вертикальными платформами уже появились на некоторых объектах города Минска. Более двух лет работает подъемник на Минскводоканале по ул. Пулихова. Вертикальная платформа будет установлена в Русском драматическом театре после его полной реконструкции, и благодаря ей колясочник со стороны ул. Володарского сможет попасть в театр, спуститься на уровень гардероба, затем снова подняться к зрительному залу. Запроектирован такой подъемник и при реконструкции Национального Большого театра оперы и балета. Смонтированы и сданы в эксплуатацию подъемники на станции метро “Спортивная” – наклонные платформы, выход к ул. Жудро и Ледовому дворцу. В ноябре будут вводиться в эксплуатацию три наклонные платформы на станциях метро “Борисовский тракт” и “Уручская”.

В Бобруйске в жилом 9этажном доме смонтирован и уже действует вертикальный подъемник, который движется по 42 метрам криволинейной траектории.

Конечно, встает вопрос о финансовой стороне установки таких подъемников. Поскольку это оборудование изготавливается индивидуально, соответственно его монтаж и наладка довольно дорогостоящи. Однако бюджет предусматривает расходы на создание безбарь­ерной среды, и все они должны идти на реализацию конкретных действий. Думается, что новое оборудование поможет преодолеть препятствия, а не воздвигнет еще один, на этот раз финансовый, барьер.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 года № 424 была утверждена Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. При ее подготовке учитывалась прежде всего категория инвалидов с нарушениями опорнодвигательного аппарата, органов слуха и зрения. Предусматривается, что реализация данной программы позволит повысить в Беларуси долю объектов, приспособленных для доступа в них людей с ограниченными возможностями, до 50 %. В более дальней перспективе планируется завершить формирование такой среды в полном объеме.

Хочется верить, что на благих намерениях дело не остановится…

 

 

 

 

 

 

Читайте также
27.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Кто бросил прошлое и, глупый, цепляется за будущее, будет того презирать весь мир. Махабхарата Уникальность нашего времени заключается в том,...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Среди спортивных держав мира Беларусь держится сегодня на равных. Наши атлеты многократно заявляли о себе громкими победами на соревнованиях самого...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
После Великой Отечественной войны в Минске сохранились только остатки трибун стадиона “Динамо”. Остальные спортивные сооружения были...