Вы здесь

Когда молчание заменяет подпись на акте выполненных работ?

Версия для печати

Согласно пункту 41 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 основанием для расчетов за выполненные работы служат подписанная представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, а для объектов, по которым осуществлен переход с 1 июля 2004 г. на договорные (контрактные) цены, - акт о выполнении строительно-монтажных работ, форма которого С-2 утверждена Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 № 13, с указанием даты его подписания. Форма Справка о стоимости выполненных работ и затрат С-3 также утверждена указанным Постановлением.

Заказчик обязан в течение 3 дней рассмотреть представленные подрядчиком справки, акты, заверить их подписью и печатью. При несогласии с данными, отраженными в справке, акте, заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок.

Общие правила сдачи и приемки работ также регулируются статьей 708 ГК Республики Беларусь, в соответствии с пунктом 4 которой сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Поэтому при оценке одностороннего акта сдачи или приемки результата работ и отказе заказчика от оплаты хозяйственный суд в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» обязан рассмотреть доводы заказчика, указанные в обоснование отказа от подписания акта приемки результата работ.

При этом следует иметь ввиду, что обращение в суд с заявлением о понуждении заказчика подписать акты и справки не предусмотрено законодательством. На основании ст. 11 ГК одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Исходя из предусмотренного ст. 2 ГК принципа диспозитивности, в соответствии с которым участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах и они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, следует признать, что согласно ст. 41 ХПК подобные исковые требования не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде. На это указано в ч. 3 п. 28 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда».

Если заказчик отказался подписать представленные подрядчиком справки и акты, и не указал мотивов отказа ни на досудебной стадии, ни в судебном заседании, взыскание стоимости выполненных работ по таким актам возможно.

С целью установления объективной истины по такому делу не лишним будет выяснить принят ли фактически результат работ заказчиком, совершены ли им какие-либо действия волевого характера в этой связи.

В то же время, для удовлетворения иска истцу необходимо доказать факт направления актов ответчику.

В случае заявления возражений, относительно объема и стоимости работ, содержащихся в справке стоимости и актах приемки, дело со взысканием задолженности осложняется. В таких случаях хозяйственный суд должен проверить обоснованность этих возражений. В этой связи мотивы отказа от подписания акта могут быть признаны хозяйственным судом обоснованными, если заказчик представит доказательства о несоответствии указанных в акте сведений о результате работы условиям договора или неполучении сообщения подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ.

Независимо от наличия в материалах дела подписанных представителями заказчика и подрядчика справок о стоимости выполненных работ и затратах либо неподписанных заказчиком справок без указания каких-либо мотивов, в том числе с указанием мотивов по истечении 3-дневного срока, хозяйственный суд в случае заявления заказчиком возражений относительно указанных в справках стоимости и объемов выполненных подрядчиком работ обязан проверить обоснованность этих доводов, поскольку согласно статье 108 ХПК никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Кроме того, в таких случаях хозяйственный суд в соответствии со статьей 100 ХПК вправе также предложить сторонам произвести взаимные сверки объемов выполненных работ, их стоимости, произведенных расчетов.

Проверка доводов относительно порядка формирования стоимости работ может быть проведена специалистами РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве», филиалы которого имеются во всех областях. Практика показывает, что привлечение в процесс специалистов РНТЦ позволяет снять многие вопросы, поскольку стороны, как правило доверяют их заключениям. Связано это с тем, что основными направлением деятельности РНТЦ являются:

-          концепция ценообразования в строительстве;

-          методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации;

-          разработка нормативов по ценообразованию в строительстве (СНиП, ЕР, ССЦ, РМО, РСН, укрупненные нормативы стоимости и др.);

-          разработка методических, информационных материалов и программного обеспечения по ценообразованию и расчетам в строительстве и т.п.

Если же заказчиком заявлены доводы относительно объемов выполненных работ и их качества (соответствия проектно-сметной документации) без экспертизы тут уже не обойтись.  В соответствии со статьей 673 ГК Республики Беларусь при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой не установлено нарушений договора подряда со стороны подрядчика или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В этих случаях расходы по проведению экспертизы несет сторона, потребовавшая ее назначения, а если экспертиза назначена по соглашению между сторонами, - обе стороны поровну.

О необходимости назначения экспертизы указанно также и в пунктах 13 и 18 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда», разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.06.2009 № 02-43/1328 «О назначении судебной экспертизы».

Стоимость экспертизы довольно высока и это является основным сдерживающим фактором при ходатайстве о ее назначении сторонами. С тем, чтобы избежать назначения экспертизы суд в соответствии со статьей 100 ХПК вправе также предложить сторонам произвести взаимные сверки объемов выполненных работ, их стоимости, произведенных расчетов.

Кроме заключения экспертизы в качестве доказательств некачественно выполненных строительных работ в хозяйственный суд могут быть представлены:

  • предписания об устранении допущенных при производстве строительно-монтажных работ нарушений, вынесенные органами Государственного строительного надзора в пределах своей компетенции, обязательные для выполнения заказчиками и подрядчиками;
  • акты освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, о приостановлении и запрете производства работ на объектах строительства;
  • записи в журналах производства работ;
  • справки авторского (технического) надзора;
  • акты контрольных испытаний, акты приемки выполненного вида, этапа или комплекса строительных работ установленной формы, подписанные в соответствии с Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ;
  • а также другие документы.

Завершая, следует отметить, что к заказчику, необоснованно уклоняющемуся от подписания актов приемки и справок стоимости работ, может быть применена ответственность в виде неустойки за необоснованное уклонение от подписания актов выполненных работ, предусмотренной абз. 2 п. 58 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда. В соответствии с данной нормой, заказчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором подряда, и уплачивает неустойку в действующих ценах подрядчику в том числе за необоснованное уклонение от приемки выполненных строительных работ (объекта в эксплуатацию) и оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, в размере 0,1 процента стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 процентов от стоимости строительных работ (объекта), от подписания актов и справок по которым ответчик уклоняется.

Если же при отказе от подписания заказчиком указаны мотивы - в удовлетворении требований о взыскании пени будет отказано.

Требование о взыскании пени за необоснованное уклонение от подписания актов выполненных работ целесообразно предъявлять в рамках иска о взыскании основного долга, поскольку и в первом, и во втором случаях подлежат установлению одни и те же обстоятельства (объем, качество и стоимость работ и т.д.).


comments powered by HyperComments
Читайте также
22.04.2004 / просмотров: 9 881
Когда над площадью Победы, над обелиском, посвященным последней войне, вместо привычных рубиновых “Подвиг народа — бессмертен”...
12.11.2004 / просмотров: 6 832
16 сентября этого года в деревне Волма, что на Дзержинщине, состоялась consecracja (освящение) нового здания костела Святого Яна Крестителя. История...
16.09.2005 / просмотров: 9 097
Создатель не обделил белорусское Полесье, воздвигнув посреди лесов, многочисленных рек, речушек и болотных топей мощный гранитный остров. Можно...