Вы здесь

Культура земли

23.07.2003 22:00
Просмотров: 5 603
Версия для печати

Развитие цивилизации происходит только при сохранении преемственности традиций и с постоянным общественным чувством «связи времен». Социально-политические потрясения вызывают исторические «временные провалы», которые затрудняют воспроизведение культурной памяти. Замечательный поэт и мыслитель начала ХХ века Дмитрий Мережковский накануне революционных бурь восклицал: «Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей?..».

Для Беларуси эти «временные провалы» связаны не только с революциями, но и с национально-религиозными противодействиями то православию, то реформации, то католицизму и, конечно, с войнами. Эти процессы борьбы «с чуждым» неизбежно сказывались на памятниках материальной культуры, которые подвергались либо частичным изменениям, либо уничтожению. Подчас такие утраты оказывались даже большими, чем утраты в устной или литературной культуре народа, ибо материальные объекты зримо служили напоминанием о том или другом времени и его идеологии, о котором, как считала власть, нужно было скорее забыть.

Отсюда, например, утрата средневековой градостроительной структуры белорусских городов, замковых, усадебных, парковых, монастырских комплексов, сельской застройки. В сущности изменениям подверглись целые традиционные ландшафты, которые в совокупности природных и антропогенных факторов призваны создавать то, что называется национальным менталитетом.

Сегодня, когда мы все чаще обращаемся к дореволюционному наследию, этот интерес в большей степени связан с письменными традициями, а не с материальной средой прошлого. Но даже и тогда, когда мы включаем памятники прошлого в юридическое поле закона об их охране, мы крайне редко рассматриваем памятник в исторической среде, в совокупности традиционных ландшафтных черт и особенностей. Ярким примером может служить реставрация Мирского замка и создание «благоустройства территории» вокруг него, когда живая ткань культурно-исторической среды нарушается вторжением современных архитектурных образов и приемов.

Тем ценнее все, что сохранилось и составляет удивительный образ того, что можно назвать с полным правом белорусским ландшафтом или культурой этой земли.

Особую роль в исторической эволюции наших ландшафтов сыграли дороги, а точнее коммуникации, потому что и водные и сухопутные пути на многие века определили векторы развития народа, диапазон его внешних и внутренних контактов, возможности получения товаров, знаний, техники и идей. В коммуникационной истории Беларуси можно выделить несколько важнейших этапов, оказавших огромное влияние на социально-политическую, экономическую и духовную историю народа.

Христианизация этой земли и зачатки государственности во многом связаны материально-коммуникационной осью — «путь из варяг в греки». Развитие структуры белорусских населенных мест определилось в период Великого княжества Литовского под влиянием сформировавшейся сети сухопутных дорог. Геополитическое (в военном смысле) положение в Европе выкристаллизовывалось после распада Речи Посполитой, в структуре стратегических шоссе «север–юг» и «запад–восток». Рубеж ХХ и ХХI веков также принес нам идею транзитного торгового и культурного «моста между народами».

Неудивительно, что и в белорусской духовной культуре, в литературе и искусстве сформировался образ страны «пры шляху», а ее герой — часто путник, «вандроўнiк».

Эти идеи ощущались в жизни и творчестве Симеона и Евфросинии из Полоцка, они звучали у А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Купалы и Я. Коласа, видятся в картинах Наполеона Орды и Язэпа Дроздовича.

Белорусские дороги стали важным фактором развития ландшафта еще задолго до того, как собственно дороги стали строиться в качестве законченных инженерных сооружений. Формирование древнейших поселений и развитие структур городов происходило стихийно под влиянием коммуникаций, их направления и интенсивности движения по ним. Собственно, сухопутные дороги вошли в понятие исторического белорусского ландшафта со времен Великого княжества Литовского, когда коммуникационные сообщения становятся важным и постоянным фактором социального и экономического развития, когда дороги начинают регулироваться законодательно (статьи Статутов ВКЛ). Они еще не строятся по цельным маршрутам, но именно тогда получают такие качества, как постоянная физическая ширина, устройство дренажных канав, гребель, мостков, посадки вдоль дорог деревьев, мощение, в том числе каменное (брук), т.е. дороги начинают активно изменять белорусский ландшафт.

Позднее, в конце ХVIII и начале XIX в. дорожное строительство приобретает характер постоянной практики, и дороги строятся по вновь определенным направлениям.

Дороги при всей своей динамичной природе и устремленности в будущее удивительно консервативны. И сейчас мы практически наблюдаем и даже пользуемся такими же дорогами, как в древности. Это может быть конкретный маршрут между двумя населенными пунктами, который существовал уже много веков тому назад, но может быть просто сельская или лесная грунтовая дорога, сохранившая облик минувших времен: извилистую трассу, которая то и дело петляет, огибая, «обертывая» все элементы рельефа поверхности земли, двухколейную проезжую часть, бревна, уложенные в топком месте.

Удивительный колорит прошлого сохраняют дороги, которые имеют покрытия из различных видов каменных мощений: булыжное, брусчатое, клинкерное «трилинковое» (характерное для Западной Беларуси). Участки таких дорог, еще не покрытые асфальтобетоном, встречаются даже в нашей столице.

Совершенно потрясающим, все еще живым феноменом белорусских дорог были и остаются аллеи – ряды деревьев, посаженные в разные годы и даже века (сохранились отдельные
аллеи XIX в.).

Эти зеленые коридоры, так и зовущие вдаль, долгие годы создавались из посаженных вязов, берез, сосен, елей, кленов. Многие путешественники, проезжавшие через белорусские земли, вспоминали здешние «темные аллеи», и недаром самый трагичный поэт Беларуси Янка Купала сравнивал себя с березой, плачущей у вечного «сумнага шляху».

Узнать дороги, построенные в XIX в., можно и сейчас по абсолютно прямой трассе, так как их проектировали буквально проводя линию на карте по линейке.

Глубоко в народном сознании жила традиция установки придорожных крестов и каплиц. Немного их пережило атеистический период белорусской истории. Однако эта традиция оживает в наше время, и сегодня на въездах в села мы вновь видим эти вечные символы человеческих испытаний и надежд.

Старые дороги с характерным трассированием, покрытиями и обустройством составляют сейчас особую часть традиционного исторического ландшафта Беларуси. Уникальны целые маршруты, относящиеся к прошлым векам: дороги XIX в. с сохранившимися почтовыми станционными и заставными домами – Санкт-Петербург— Киев (ныне М-8, Р-82), Москва—Варшава (ныне Р-43, Р-2) Могилев—Бобруйск (Р-93), Витебск—Смоленск (Р-21), Брест— Влодава (Р-94), древнейшая дорога Новогрудок—Мир—Несвиж (Р-11), фрагменты Староборисовского, Докшицкого и других трактов и большое количество местных, порой хозяйственных дорог с удивительными аллеями, брукованными мостовыми, часовенками, оградами, распутьями. Этот мир старых дорог уникален и чрезвычайно привлекателен не только самостоятельными объектами, но и своей ролью коммуникационных связей со старыми храмами, маентками, млынами, парками и т.д.

Старые дороги являются органичной частью исторической среды, особой формой ландшафта, которая нуждается в защите и организации. Важно расширить понятие «культурное наследие» именно на средовые формы и объекты. Забюрократизированные отношения к охране памятников уже давно мешают созданию атмосферы их подлинности, историчности, существования не только в пространстве, но и во времени.

Для адаптации старых дорог к современным транспортным требованиям должны быть проведены мероприятия различного характера. Они могут включать: ограничение скоростей; ограничение движения по видам (легковой транспорт, автобусы или только пешеходное); ограждение опасных мест и оборудование сигнальными устройствами, специальной информацией.

Информация об объектах, имеющих туристическое значение, является чрезвычайно важным элементом охраны и использования нашего культурного наследия.

Опыт западноевропейских стран показывает, что для этого нужно вводить особую систему информационных и маршрутных знаков с использованием специальной графики в коричнево-белых цветах.

Как ничто другое, дорога оживляет человеческие воспоминания, стимулирует творческие силы, а главное, создает живую связь пространства и времени, как сказал бессмертный Я.Купала:


Я шлях – якому век няма спакою,
Нi ў чорны дзень,
Нi ў месячную ноч,
Пасвенчаны нядбалаю рукою,
Жалобнае жыццё нясцi апроч…


comments powered by HyperComments
Читайте также
27.12.2007 / просмотров: 3 200
Земля в строительстве и архитектуре – каково ее привычное понимание в этом контексте? Конечно, грунты основания и залегающие породы, рельеф...
27.12.2007 / просмотров: 9 450
XIX век стал переломным в европейской и американской архитектуре. Индустриальные и рациональные строительные принципы и приемы с середины века...
06.09.2010 / просмотров: 1 714
Редакция отраслевого научно-технического и производственного журнала «Строительные материалы» свидетельствует Вам свое почтение! С...