Вы здесь

Земля “идеальная” и “утилитарная”

Земля в строительстве и архитектуре – каково ее привычное понимание в этом контексте? Конечно, грунты основания и залегающие породы, рельеф местности, участок в границах проектирования.

Всё ли? Да нет, не всё.

Издревле державы занимались подчинением природных форм и качеств земли – тут и водружение садов Семирамиды, и вырубленная терраса Персеполя, и римская регулярная разрезка земной поверхности дорогами вместе с возведением акведуков (а что это, как не отобранное у земли право нести воду?).

И чем более совершенным считал себя человек, тем больше он навязывал земле идеальные, по его разумению, формы: террасные сады, городакрепости, площади­”звезды”, ровнейшие лужайки, круглейшие клумбы. И эти своеобразные произведения использовались даже в идеологических целях.

Однако хватает у земли и утилитарных предназначений.

Она очень податлива и мягка и в то же время противостоит воде и другим внешним воздействиям.

Удобно, например, вырыть канал и спрямить петляющую реку, чтобы упростить судоходство или соединить реки разных бассейнов. Так, в 1804 г. появился канал Огинского, связавший Припять и Днепр с Неманом, с 1805 г. начала действовать Березинская водная система, которая соединила Днепр с Западной Двиной.

А искусственная насыпь в индустриальную эпоху стала просто необходима. С ее помощью формировались водоотводящие каналы в Нидерландах, первой индустриальной стране с вододействующими лесопильнями на верфях.

Насыпью испокон веку загораживают реки, ручьи, создают запруду, накапливая мощь воды и направляя ее на работу мельниц, сукновален, лесопилен. Например, при обустройстве комплекса мануфактур Тизенгауза “Кунстова” в пригороде Гродно берега реки Лососны “были укреплены, течение ее направили так, чтобы она могла служить для различных потребностей фабрик” [1].

Насыпь – самый удобный способ выравнивания профиля дорог. И если на гужевых трактах спуски и подъемы преодолевались достаточно легко усилиями лошадей, то паровой двигатель на чугунных колесах и рельсах предъявил более серьезные требования к уклону пути. В 1850х годах первые в Беларуси железнодорожные пути были проложены на 6 километрах от Старинковского казенного металлообрабатывающего завода до реки Сож [2]. И все благодаря специальным насыпям. И в последующем шоссейное и железнодорожное строительство развивалось за счет перемещений громадных объемов земли, и эти насыпи являются истыми памятниками индустриального развития нашего края.

Одна из первых в Минске мануфактур – сукнодельное предприятие, созданное в 1809 г. на средства Приказа общественного призрения. “Фабрика” занимала площадь 230 м2, обладала тремя станками и успешно действовала до 1812 г. [3]. О ней бы мы здесь не вспомнили, если бы это здание не было… земляное, точнее земленабивное. И неплохо зарекомендовало себя, поскольку строительство “насыпей” было предписано в казенных поселениях на юге Украины.

Прекрасное свойство грунта принимать при утрамбовке опалубкой нужную форму стен, дешевизна, достаток и, главное, негорючесть давали преимущество земляным застройкам в исстрадавшихся от пожаров городах.

Земля как защита и укрытие всегда широко использовалась в военном строительстве в Беларуси. В том числе и от самого неожиданного нападения. Поэтому объекты повышенной взрыво и пожароопасности – пороховые погреба предусмотрительно ограждались рвом и насыпью. Сооружения заглублялись на 2–3 м от уровня земли и засыпались поверх двускатной кровли слоем земли в 1,5 м, как, например, “земляной пороховой погреб”, сооруженный в 1820 г. в Несвиже [4].

А на рубеже XX в. защищались земляной насыпью со специальными трубами вытяжной системы вентиляции не только деревянные, но монолитные бетонные сооружения пороховых складов [5]. С развитием техники земля привлекается к охране бензинохранилищ при военных гаражах, складов для серной кислоты при аэродромах [6].

Конечно, земля не такой уж податливый материал, но удобный для противодействия тем разрушительным силам, перед которыми многие другие материалы безропотно пасуют. Поэтому давайте сохраним насыпные холмы, валы крепостей, индустриальных предприятий как памятники культурного ландшафта, как дань труженице­земле за ее “идеальные” и “утилитарные” заслуги.

 

Литература

 1. Гибянский И.Г. Граф Антоний Тизенгауз и гродненские королевские мануфактуры. Очерк по экономической истории Польши в эпоху Станислава Августа (1764–1795) на основании архивных источников / Под ред. и с предисл. проф. П.Б. Струве. Пг., 1916.

2. Прамысловыя прадпрыемствы дарэвалюцыйнай Беларусі / Аўт.склад. М.Ф. Болбас. Мн., 1988.

3. Гісторыя Мінска. Мн., 1967.

4. Чертеж земляного порохового погреба // РГВИА, ф. 349, оп. 19, ед. хр. 4383.

5. Чертеж бетонного запасного порохового погреба на 8000 пудов пороха в Кобринском укреплении БрестЛитовской крепости // РГВИА, ф. 13126, оп. 2, ед. хр. 1990.

6. Склад серной кислоты при воздухоплавательном батальоне БрестЛитовской крепости // РГВИА, ф. 13126, оп. 2, ед. хр. 2000.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
06.09.2004 / просмотров: [totalcount]
Беларусь богата великолепными пейзажами и развитыми историческими традициями садово-парковой архитектуры, что является прекрасной основой для...
06.09.2004 / просмотров: [totalcount]
180 лет назад началось строительство выдающегося памятника технической культуры Европы ХIХ в. — Августовского канала, названного так по имени...