Волею судьбы мне пришлось проектировать несколько объектов для различных стран бывшего соцлагеря. Хочу поделиться теми проблемами, с которыми довелось столкнуться на этом поприще, чтобы уберечь других от повторения ошибок.
Как сотрудник муниципального проектного института, я с коллегами мог участвовать в работах за рубежом только по прямому поручению руководства Минска или страны. Одно из таких поручений – проектирование в Астане (Казахстан) крупнейшего подземного комплекса под главной площадью старой части города – было дано в 2007 г. после встречи в Минске мэров двух столиц и осмотра подземного центра на площади Независимости.
Необходимо было ознакомиться с нормативной и законодательной базой, а также, учитывая уникальность объекта, изучить культурные, исторические и архитектурные традиции казахского народа и, главное, вписать объект в сложившуюся градостроительную среду. Астана в свое время была запроектирована как советский областной центр с населением 400–500 тыс. человек, сейчас же это стремительно растущая столица независимого государства с населением, приближающимся к миллиону жителей.
В конкурсе на проектирование комплекса помимо местных архитекторов принимали участие коллеги из многих стран Европы и Азии. Победил архитектор из Италии, но поскольку кроме концепции ничего не смог сделать, заказчик (частная фирма) передоверил проектирование нам.
За неделю пребывания в Астане я изучил градостроительную ситуацию, образцы национальной архитектуры, климат, нормативы и многое другое. С помощью двух молодых местных архитекторов предложил архитектурную и градостроительную концепцию, которую после одобрения заказчиком рассмотрели градостроительный совет Астаны и мэр города. Было получено принципиальное согласование эскизного решения.
Казалось, журавль пойман, все хорошо, но дальше начались проблемы…
Дело в том, что для официального проектирования в Казахстане, как и в других бывших республиках СССР, требуется специальная лицензия, а для сбора ТУ и иных исходных данных надо знать не только главный, но и запасные «входы» в каждой организации, предпочтения каждого чиновника и т.д. Здраво поразмыслив, мы решили на роль генпроектировщика пригласить местную организацию, а Минскпроекту на субподряде фактически выполнить все разделы проекта, которые будет согласовывать у местных чиновников генпроектировщик. Как показал дальнейший опыт, такая схема хорошо работает во всех странах.
После подписания договора был выполнен проект подземного торгово-развлекательного комплекса «Орталык» с паркингами в Астане (архит. М. Гаухфельд, В. Бурый, А. Петрович и др.), разработан график параллельного проектирования Минскпроектом строительного проекта и строительства комплекса немецкой фирмой. Но тут случился мировой экономический кризис, из которого фирма-заказчик так и не вышла.
Проект «повис» и судьба его не определена до настоящего времени…
В 2010 г. по поручению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Минскпроект участвовал в разработках проектов для Баку (Азербайджан) и Ашхабада (Туркменистан).
Предложенный нами крупный градостроительный проект развития приморской части Баку и другие объекты для этого города рассматривались на всех уровнях, в том числе на встрече президентов двух стран, принципиально одобрены. Были даны соответствующие поручения.
Пока суть да дело, проект развития приморской части Баку (архит. М. Гаухфельд, А. Хворик, А. Донской) получил диплом I степени на конкурсе Международной ассоциации союзов архитекторов в 2010 г., но дальнейшая разработка всех объектов пока приостановлена из-за отсутствия финансирования азербайджанской стороной.
То же произошло с проектами спортивных комплексов для Туркменистана (архит. В. Архангельский и др.)…
Следует признать, что при получении заказа и тем более реализации каждого крупного проекта за рубежом нас ждет жесточайшая конкуренция со стороны архитекторов, проектировщиков и подрядных фирм со всего мира. Никто не отдает заказ только на основании межгосударственных соглашений.
Белорусские специалисты по уровню своей подготовки и опыта могут работать за рубежом, однако никаких преимуществ и бонусов у наших зодчих в СНГ нет, кроме языка общения, частично сохранившихся советских градостроительных традиций и нормативов, но и они стремительно расходятся в разные стороны. В других европейских государствах нас также никто не ждет. Здесь к сложностям сотрудничества добавляются языковой барьер, различные законодательные и нормативные требования и защита своего рынка проектных услуг различными способами.
Любой проектируемый для другой страны объект должен быть уникален и рационален, автору необходимо учитывать градостроительную ситуацию, климатические, национальные, исторические и архитектурные традиции, использовать современные мировые технологические и технические достижения. И тогда, может быть, ему будет сопутствовать удача.
Основное место приложения таланта и труда наших архитекторов – это Республика Беларусь и некоторые регионы России. Остальные рынки заняты или закрыты.
На мой взгляд, настало время защитить наш рынок проектных услуг от вторжения международных проектно-строительных монополий, которые проектируют и строят одни и те же здания в Европе, Китае или Америке без учета местной градостроительной ситуации, традиций, климата (глобализм). В результате города теряют архитектурное лицо и своеобразие. Не хотелось бы, чтобы Минск постигла та же участь.
Сейчас, после отмены лицензирования, сложилась парадоксальная ситуация, когда проектировать в Республике Беларусь может человек или организация любой страны без специального образования и опыта работы. А кто ответит за результат? Ведь личная ответственность проектировщика сопоставима с ответственностью врача.
Убежден, что необходимо ввести практику персональной сертификации специалистов-проектировщиков на право разработки как объекта в целом, так и отдельных его разделов. Процедура должна быть сложной – с экзаменами по многим предметам (законодательство, нормативы, градостроительство и т.д.), наличием диплома вуза по данной специальности, опыта проектирования и строительства, рекомендации союзов архитекторов, строителей, коллег, имеющих сертификат, заказчиков. Только имея в штате сертифицированных в Беларуси специалистов, организация (наша или зарубежная) может претендовать на право проектирования в республике. Такая практика существует во многих развитых странах.
Это только одно из мероприятий, которые должны защитить белорусский рынок проектных услуг от недобросовестной конкуренции, поднять престиж профессии, а в конечном итоге сделать наши города и поселки уникальными, комфортными и привлекательными, а отечественных специалистов – востребованными не только на родине, но и в других странах.