Вы здесь

О призраках и призрачном замка Гольшанского

Версия для печати


Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или корчма. Торговые ряды на рыночной площади и замок феодала на окраине. Церковь и костел, и старинный монастырь. Кресты и каплица на въезде с четырех сторон. Столетиями складывался здесь архитектурный ансамбль, придающий Гольшанам местечковый колорит. Сохранность объектов различна, но все они поддаются реставрации или консервации.

Интересны Гольшаны и своей древней историей, и необычайной аурой, созданной обаянием здешней природы, гармоничностью архитектуры, мистичностью старинных легенд и современного фольклора.

Основание Гольшан связывают с легендарным Гольшей и относят к 1280 году. Согласно “Хронике Быховца”, “…четвертый брат великого князя Наримунда, Гольша, перешел реку Вилию и нашел гору красивую между горами, и создал город, и назвал своим именем Гольшаны”.

Потомки легендарного Гольши стали именоваться князьями Гольшанскими. Род был богатый и влиятельный. Подписи Гольшанских одними из первых стоят на важнейших дипломатических актах того времени. Мужчины рода Гольшанских занимали высшие государственные должности (друг и соратник Витовта Иван Альгимунтович), женщины побывали на великокняжеском и королевском престолах (жена великого князя Витовта праведная Ульяна, королева Польши, основательница династии Ягеллонов Софья).

В 1481 году король польский и великий князь литовский Казимир Ягеллон едва не погиб от рук своих родичей Гольшанских. Православные князья Иван Гольшанский, Федор Бельский и Михаил Олелькович, недовольные привилегиями католиков, сговорились убить Казимира на свадьбе Бельского и захватить власть в стране. Буквально накануне исполнения заговор был раскрыт. До сих пор остается тайной, была это случайность или среди заговорщиков оказался предатель. Бельскому удалось бежать в Москву, а Гольшанский и Олелькович были арестованы и приговорены к смертной казни.

Эти исторические события легли в основу одной из сюжетных линий “Черного замка Ольшанского” – известного романа Владимира Короткевича. Прообраз “черного замка” и сегодня можно увидеть на окраине Гольшан: поросшие кустарником руины с обрушенными сводами и полузасыпанными подземельями все еще хранят отпечаток былого величия и своеобразной мрачноватой красоты.

Гольшанский замок был построен подканцлером Великого княжества Литовского Павлом Стефаном Сапегой. Гольшаны достались Сапегам в первой половине XVI века в качестве приданого последней княжны из рода Гольшанских. Замок сохранился лишь на треть, и сейчас трудно поверить, что во времена Сапег он считался одним из красивейших в Беларуси.

По своей планировке Гольшанский замок напоминает Мирский: корпуса, сложенные из большемерного кирпича-“пальчатки”, образуют замкнутый четырехугольник, по углам которого возвышались шестигранные башни. Сохранились северо-восточный и северо-западный корпуса и две угловые башни. Во внутренний двор замка ведет арочный проезд. Напротив въезда заметны руины каплицы, первоначально вмурованной в противоположный корпус.

В отличие от Мирского само здание Гольшанского замка не играло определяющей оборонной роли, хотя и сохранило многие черты более раннего оборонного зодчества. В этот период (XVI – первая половина XVII в.) в Беларуси получили распространение итальянская и голландская фортификационные системы, согласно которым линия обороны была перенесена со стен и башен на валы с бастионами. В Гольшанском замке использована голландская система с земляными валами и широкими рвами, которые заполнялись водой из ручья Карабель – притока Гольшанки. Отдаление линии огня от жилого здания позволило строить его как репрезентативную магнатскую резиденцию, пышный дворец с парадными залами, широкими лестницами, большими окнами. Под корпусами сохранились обширные сводчатые подвалы (сейчас в основном засыпанные).

Второе по величине монументальное сооружение Гольшан – костел и монастырь, построенные Павлом Стефаном Сапегой для ордена францисканцев в начале XVII века в центре местечка. Костел был торжественно освящен 6 августа 1618 года во имя Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Согласно инвентарю 1675 года, костел был прямоугольный в плане, с полукруглой апсидой и тремя куполами. В фундаторской каплице находилось мраморное скульптурное надгробие Павла Стефана Сапеги и трех его жен (сейчас в Музее древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Республики Беларусь).

В 70-х годах XVIII века костел был частично разобран и перестроен. В виде, приобретенном после перестройки, он сохранился до нашего времени. Костел представляет собой трехнефную безапсидную прямоугольную в плане базилику. Передний и задний фасады завершены фигурными фронтонами, характерными для стиля барокко.

В 50-е годы XX века костел был закрыт и разграблен. В результате практически полностью утеряна роспись XVIII века, за исключением фресок в боковом нефе (герб Сапег) и в главном алтаре (сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем). Роспись алтарной части выполнена особенно впечатляюще: мастерски нарисованные на плоской стене колоннады и аркады создают полную иллюзию полукруглой апсиды.

С северо-западной стороны к костелу примыкает П-образное двухэтажное здание монастыря с внутренним двором без сквозного проезда. Монастырь построен по галерейной системе. На первом этаже размещались кухня, пекарня, кладовая, восковая, трапезная. Наверху были кельи и библиотека. В массивных монастырских стенах проходила система дымоходов, позволявших отапливать все помещения только от трех каминов. Сейчас камины и дымоходы засорены. В послевоенные годы, когда в здании размещался детский дом (с 1947 года) и вспомогательная школа-интернат (с 1962 года), вместо трех каминов пришлось построить 85 кафельных печей. За почти четыре столетия своего существования монастырь практически не перестраивался и сохранил свою первоначальную планировку.

Из двух угловых шестигранных башен сохранилась одна, северная. Возможно, ранее в ней размещалась монастырская каплица. Местные легенды называют ее “башней призраков”: в помещении первого этажа с нервюрным сводом и глубокими нишами время от времени появляется тень Белой дамы.

С 1990 года костел и примыкающая к нему часть монастыря переданы верующим. Здесь завершается ремонт. Большая часть монастырских корпусов занята филиалом Национального художественного музея. В нескольких помещениях открыта экспозиция, в остальных реставрационные работы заморожены из-за нехватки средств.

Церковь Святого Георгия расположена несколько в стороне от бывшей Рыночной площади по Замковой улице. Первый камень в ее фундамент был заложен 25 июля 1900 года, освящение состоялось 26 ноября 1901 года. Церковь построена по типовому проекту православного храма второй половины XIX века, с характерной луковичной главкой над основным объемом и шатровым завершением колокольни. Церковь действующая. За столетие своего существования она ни разу не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер.

На Замковой улице, на въезде со стороны Воложина, сохранилась столетняя трехъярусная каменная каплица с фигурой Христа, несущего крест. Недавно каплица отремонтирована.

На дороге, ведущей к Борунам и Крево, в полутора километрах от Гольшан, даже среди высоких холмов Ошмянской гряды выделяются крутые, поросшие лесом склоны гольшанского городища XII–XIV столетий. По некоторым версиям, здесь находился деревянный родовой замок князей Гольшанских.

Уже в 1554 году Гольшаны упоминаются как крупное ремесленное и торговое местечко. В это время тут действовали четыре корчмы, несколько заезжих дворов, ремесленные мастерские, пивоварни, водяные мельницы. На окраине местечка на реке Гольшанке сохранился деревянный остов водяной мельницы конца XIX века. Деревянные лавки и торговые ряды были сосредоточены на рыночной площади. В 30-е годы XX века между гольшанскими католиками и евреями – владельцами лавочек произошел конфликт. Прихожане костела были недовольны, что после базарных дней возле костела оставался мусор, и однажды, разозлившись, разрушили деревянные лавки, портившие вид площади рядом со святыней. В дело вмешались власти, состоялся суд, который вынес решение: разрешить евреям построить посередине площади солидные каменные торговые ряды. Торговцы побогаче заняли магазины со стороны фасада, победнее – сзади. В советское время торговые ряды были приспособлены под государственные магазины. Сейчас здание пустует, за исключением небольшой части, где разместилось частное мини-кафе в ретро-стиле, хотя с точки зрения развития инфраструктуры и привлечения туристов оно обладает значительным потенциалом.

К 30-м годам XX века относится и характерная местечковая жилая застройка в центре Гольшан. Ранее на Замковой улице стояли ветхие деревянные дома. Хозяева-евреи застраховали их на крупные суммы. А потом вдруг случился большой пожар… На страховку были построены добротные дома-“мурованки” из кирпича, крытые оцинкованной жестью. Двери торцовых фасадов выходили прямо на улицу, потому что в каждом доме была или лавка, или мастерская. В рядовой застройке выделяется “гмина” – административное здание времен, когда Западная Беларусь входила в состав Польши. Многие дома на Замковой улице сохранились практически без перестройки до нашего времени.

В книге “Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии” Владимир Чантурия писал: “Гольшаны… это своеобразный музей под открытым небом, который собрал в своей экспозиции типичные приемы застройки земельных участков и традиционные типы жилья, присущие району торговых площадей в небольших поселениях дореволюционной Белоруссии”.

Идея экомузея – музея под открытым небом, где сохранена или воссоздана естественная историческая среда, традиционная для данного народа, – необычайно популярна сегодня во всем мире. Гольшаны представляются наиболее подходящим местом для создания экомузея традиционного белорусского местечка. Здесь на небольшой территории компактно сосредоточено множество объектов, интересных с исторической, архитектурной и туристической точек зрения: замок, костел, монастырь, церковь, каплица, городище, торговые ряды, жилая застройка, административное здание гмины, водяная мельница. В совокупности они формируют архитектурно-исторический ландшафт, характерный для местечка. Несомненное достоинство Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных “с нуля”, практически на пустом месте скансенах. Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит.

К сожалению, существует угроза утраты редкого ансамбля. Несколько лет назад обрушилась и была разобрана на кирпич одна из стен замка. Тревогу вызывает сложность организации экскурсий по замку в его теперешнем состоянии: большинство экскурсоводов не могут удержать туристов-школьников, взбирающихся на стены и башни, что способствует дальнейшему разрушению памятника. Требует внимания и здание францисканского монастыря. Семь лет назад по стене его галереи прошла трещина. Многие жилые дома-“мурованки”, в основном принадлежащие частным лицам, давно нуждаются в ремонте. Не исключена угроза их сноса или полной перестройки.

Несомненно, первый и принципиальный шаг, который необходимо сделать для сохранения архитектурного облика Гольшан – объявить их объектом историко-культурного наследия и взять под охрану. В противном случае перспективы развития здесь туризма весьма призрачны.


comments powered by HyperComments
Читайте также
26.10.2003 / просмотров: 6 478
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: 8 770
Есть древнее представление, что земля держится на трех китах. Но кто же поддерживает на плаву этих китов? Вглядимся в структуру любой проектной...
28.12.2003 / просмотров: 8 422
В своих работах я опираюсь на чувство, интуицию и 30-летний профессиональный опыт. Такая основа позволяет мне создавать архитектурные образы,...