Вы здесь

“Архитектура всегда была и остается искусством”

28.12.2003 22:00
Просмотров: 8 422
Версия для печати



В своих работах я опираюсь на чувство, интуицию и 30-летний профессиональный опыт. Такая основа позволяет мне создавать архитектурные образы, оперируя уже сложившимися в архитектуре формами, в которых решающую роль играют пропорции элементов.


В творчестве я прежде всего функционалист. И задача моя состоит в том, чтобы умело построенный план сооружения соответствовал заданию заказчика и был подчинен одной генеральной идее, чтобы сооружение не распадалось и не дробилось на целый ряд несвязанных антагонистических элементов.


Наслаждаясь красотой человеческого тела, всегда чувствуешь под ним крепкий скелет. Так и в сооружении не надо бояться на крепкий каркас из железобетона надеть рубашку из стекла, кирпича и камня, тем более что наш климат все равно требует утепления. Эта декоративность и есть наш архитектурный язык, но необходимо, чтобы он был прост и лаконичен. Надо уметь малыми средствами убедительно сказать многое. Мы должны понять, что главное в архитектуре заложено в качестве нашего выбора, в стилистике нашего решения, а не в дорогостоящих материалах, чья роль приходится на конец, когда все уже сказано и мало что можно добавить. При этом я считаю, что в области решения внутренних пространств, на которые раньше не обращали особого внимания, мы должны двигаться вперед еще быстрее, в силу того что быт наш коренным образом меняется.


Одна из последних моих работ — “Бизнес-центр по ул. Гикало в г. Минске”. На решении концепции его интерьеров я остановлюсь. Изначально это было 3-этажное здание заводской столовой, постройки 1960-х годов. Спасти его от разрушения взялась фирма “Шве-Бел Партнер” и проделала большой объем работ. Сегодня это современное, хорошо вписанное в городскую среду здание. Его планировочное решение представляет собой прямоугольный объем, в центре которого находится атриумное пространство с центральной лестницей, перекрытой наклонным фонарем. Просторное светлое пространство атриума дополнено элементами цветочного дизайна. Интерьеры ресторана “Стокгольм”, пристроенного к цокольному этажу основного здания, формировались исходя из особенностей скандинавской кухни. Передо мной стояла задача преобразовать невыразительное прямоугольное пространство в элитный скандинавский ресторан. За концептуальную основу была принята идея создания просторного, наполненного светом и воздухом объема. Интерьеры зала и бара выполнены в мягких пастельных тонах в сочетании с керамическим и ламинированным напольным покрытием, а также респектабельной мебелью. Мягкий свет, бело-охровая гамма отделки интерьера, фито- и фотодизайн, напольные светильники создали атмосферу спокойствия и уюта. Как сказал великий архитектор Ле Корбюзье, “интерьер должен нас очаровывать и в себя влюблять”.


Зодчие Египта строили из кирпича и камня. Греки и римляне тоже строили из кирпича и камня. И в ХХI веке строят из кирпича и камня — а между тем сколько стилей сменилось! После этого можно смело утверждать, что новые материалы являются побудителями в создании новых архитектурных стилей. Архитектор в поисках новых форм становится катализатором в появлении современных строительных материалов и новых методов строительства. Исходя из этих общих предпосылок, я наметил ряд направлений поиска новой архитектуры. Для зданий общественных, требующих одновременно монументальности и больших световых проемов, в своих последних проектах я предлагаю ликвидировать стену, оставляя лишь несущие вертикальные и горизонтальные пилоны, пространство между которыми заполняется стеклом. Все остальное как наследие классики подлежит или переработке в новом духе, или ликвидации. Однако никто из наших архитекторов (в том числе и я) не может похвастаться тем, что он на верном пути. Это, впрочем, не должно обескураживать. Искание новых архитектурных форм должно быть обязательным для каждого архитектора с творческим уклоном ума.


В мыслях я часто возвращаюсь к своим первым постройкам конца 70-х — начала 80-х годов (Дворец пионеров и административное здание ПО “Белорускалий” в г. Солигорске). В этих сооружениях сосредоточен дух и изобретательность того социального строя и того времени, когда они проектировались. Возможно, сейчас я бы запроектировал их по-другому, но отвергнуть их не могу, потому что они принадлежат своему времени как в практическом, так и эстетическом отношении.

Архитектор должен искать новые формы как в жизни, так и в архитектуре, не забывая, что новые идеи в архитектуре могут причинить вред, завлекая молодежь легким успехом трафаретных приемов, еще не проверенных жизнью. Надо ориентироваться на Запад, но не потому, что мы бедны идеями, а потому, что у нас пока мало средств и возможностей строительного комплекса. Архитектура не так гибка, как живопись и музыка, она связана с большой затратой средств, а опыты на чертежах малоубедительны, строительные приемы ощутимы лишь на практике, в натуральном масштабе.


Я не стою за неограниченную свободу форм — эта свобода должна быть разумной. Архитектор должен выполнять свою работу в соответствии с собственными взглядами и техническими возможностями, не подчиняясь раболепно моде, так как главным критерием проверки правильности идеи является время. Поэтому один из моих постулатов — создание архитектурного произведения (не путать с постройкой!), которое не стареет во времени.


“Истинный гений архитектора заключается не в создании шедевров, а скорее в открытии принципов, которыми смогут воспользоваться будущие поколения” (Френк Ллойд Райт).


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 694
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
26.10.2003 / просмотров: 6 478
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: 8 770
Есть древнее представление, что земля держится на трех китах. Но кто же поддерживает на плаву этих китов? Вглядимся в структуру любой проектной...