В последнее время развитию городов и населенных пунктов в нашей стране уделяется много внимания. Заметно преобразились они за прошедший год, который официально был провозглашен Годом благоустройства Земли. Новый облик приобрели многие большие и малые города Беларуси. Но особенно похорошел Минск. Появились новые благоустроенные скверы и бульвары, газоны и цветники с затейливыми цветочными композициями, фонтаны, природные источники, преисполненная удивительного таинства подсветка. Не все принимается горожанами безоговорочно и однозначно, о принципах благоустройства ломают копья профессионалы и рьяно обсуждает каждое новшество общественность — порой доброжелательно, порой безапелляционно и предвзято.
Помните, в Старом Завете? За шесть дней Господь создал землю и небо, солнце и звезды, воду и сушу. “И увидел Он, что это хорошо”. Апофеозом, венцом всего этого стал человек. И получил он в вечное владение землю, и во все времена главная задача его была — работать на ней, взращивать хлеб, приумножать ее богатства, заботясь о благе будущих поколений. И мы, как эстафету, приняли этот завет — благоустраивать землю, дарованную нам судьбой. Какой она стала нашими стараниями, как преобразилась, какой мы передадим ее нашим потомкам? Можем ли мы сегодня сказать, что ЭТО хорошо?
Ответ на этот вопрос я отправилась искать у главного архитектора Минска Александра Ивановича Чадовича, ибо ему по долгу службы и по призванию предначертано вникать во все самые мельчайшие подробности сложного градостроительного процесса. Ведь благоустройство даже маленького дворика, не говоря уже о едином городском организме, — это целая философия. Здесь существуют свои принципы, свои приемы, используемые в разных ситуационных пространствах далеко не одинаково. И главный архитектор здесь — как дирижер у пюпитра.
Признаюсь, я ожидала услышать парадно-презентационный рассказ о всем том замечательном, что появилось в Минске за последний год (тема-то какая благодатная!). Но разговор наш потек по другому руслу, и я оказалась свидетелем “мыслей вслух”, своего рода размышления о городе как живом организме со всеми его проблемами, о людях, о высоком и обыденном, о повседневной кропотливой работе, связанной с попытками создания комфортной и эстетической среды обитания. Вот только часть тех размышлений, которыми Александр Иванович поделился с нами.
— В последнее время мы все чаще обращаемся к проблеме исторических городов. Исторический город — это комплекс проблем, которые люди решают осознанно. До сих пор Минск не был таким, хотя мы гордимся теми историческими памятниками, которые у нас есть. Сейчас много делается по реконструкции и благоустройству главной улицы столицы — проспекта Скорины. В недалеком будущем нам предстанет современный архитектурно-градостроительный ансамбль, сделанный на уровне мировых достижений. Если его признает мир, значит, будет признан и наш труд.
Но в каком виде его будут признавать — это вопрос спорный. Одни говорят: давайте сохраним все, что было сделано в 50-е годы, с возможностями того времени, мировоззрением того времени, финансированием и т.д. Но это центр города. Это место, где жизнь активно и беспрерывно развивается. Конечно же, нельзя, сохраняя — развиваться. Надо искать компромисс. А вот степень компромисса — это уже тема для обсуждения.
Появление метрополитена — хорошо или нет? Одни говорят — нет, ибо это испортило облик города. Другие возражают: а как же мы будем передвигаться в современном городе, где время — это ценность? Комфортнее метрополитена нет транспорта. Но если есть метрополитен — значит, есть и входы в него. Они очень активно вошли в архитектурный контекст. А если есть входы, есть и технологии. Сегодня мы обсуждаем, что удалось сделать по входам, а что нет. Например, переход по ул. Ленина. Очень спорный проект. Я сам как архитектор сделал бы по-другому. Мне бы захотелось создать архитектуру, близкую к контексту, т.е. ввести некоторые элементы, чтобы этот вход естественно воспринимался в окружении. Авторы же увидели решение на контрасте. Они сказали конкретно: вот наше достоинство — фон. Это история, это стиль, и мы в новое время приходим уже с новой функцией, совершенно независимо. До предела уменьшим объемы — и будем считать, что найден компромисс.
Сегодня одни называют покрытие над входами плохим словом “гробы” (непонятно, откуда такие ассоциации?). Другие считают, что это новый шаг в интерьер и экстерьер города: появилось еще одно место, где человеку стало уютнее, он получил дополнительный комфорт. А вот как эстетику этого комфорта связать с прямым желанием представить 1950-е годы и увязать все в единый ансамбль? В профессиональной среде много споров по данному вопросу. Раздаются голоса: давайте во всех городах все переходы накроем. С другой стороны, не менее настоятельно требуют: давайте остановимся, не будем вообще накрывать. С позиций должностного лица меня это ставит в тупик. Получается, что мы ошиблись? Но ведь во всем мире это путь, который повышает комфортность подземных переходов. Значит, надо искать соломоново решение, которое удовлетворило бы и взыскательных профессионалов, и горожан.
— Вопросами градостроительства и благоустройства занимаются профессионалы. Но чтобы их работа стала общим достоянием, должны быть статьи, обсуждения, критика, проводиться “круглые столы”. И задача прессы — все выносить на широкую аудиторию, привлекать к обсуждению общественность. Мы будем слышать разные точки зрения, с чем-то соглашаться, в чем-то убеждать своих оппонентов, и в результате — формировать видение всего нового, что будет появляться в городе. Ибо — и это априори — все новое всегда вызывает раздражение. Мы должны выстраивать мировоззрение, многому учить, принимать упреки в свой адрес, использовать советы — в них есть много рационального.
А для этого необходимо наладить регулярное сотрудничество с печатными органами, ибо тему эстетики города мы должны обсуждать не только с профессионалами на градостроительном совете, но и на страницах газет и журналов с минской общественностью. Тогда мы сможем проанализировать разные точки зрения горожан и узнать общее мнение, чтобы определить для себя, в каком направлении развивать свой город.
О вреде авторитаризма— Сегодня мы не можем кардинально менять облик проспекта Скорины — люди еще не готовы к этому. Вначале надо сформировать восприятие горожан, провести разъяснение того или иного проекта и только потом, когда люди будут понимать и разделять нашу точку зрения, приступать к его реализации. К сожалению, часто такие вопросы решаются волевым путем: есть сроки, есть установка, значит, надо выполнять. И в результате получается, что не до конца доведенная работа, которая призвана формировать образ центра столицы, приносит большой вред. Для таких работ нужно время, чтобы просчитать все возможные подходы, ибо только вариантностью можно проверить правильность избранного решения.
Так вот, наша беда в том, что рабочие сроки ставятся очень сжатые. Это лишает проектировщика возможности найти лучшие решения через варианты, строителей — выполнить проект с соблюдением технологии и гарантией качества. В силу уже укоренившейся привычки: какой срок ни поставишь, задача будет выполнена — сроки становятся абсурдными. У нас в архитектурных кругах есть такая шутка: существуют два срока: один короткий — до обеда, и один длинный — до понедельника. В этих двух сроках мы сегодня и выполняем все свои преобразования. Я думаю, это то, что стоит обсудить, над чем стоит задуматься в нашем созидательном процессе. Мы вкладываем неимоверное количество человеческого труда, достаточно крупные инвестиции, мы стараемся привлечь новые технологии и качественные долговременные материалы. Все это требует уважения к собственному труду — по качеству решения и исполнения.
В сегодняшнем колоссальном объеме работ, которые проводит город по благоустройству, самым больным вопросом является этот. Ну, а первым вопросом остается творчество — удачно или неудачно выполнен замысел. Вторым — дадут ли возможность сделать его удачно. А чтобы иметь эту возможность, нужно иметь время, иметь право на вариантный поиск. Нужно обязательно обсуждать проекты благоустройства, потому что это интерьер большой квартиры, где члены семьи — все горожане. Чтобы интерьер соответствовал самым высоким требованиям, нужно привлекать лучших мастеров, значит, и гонорары должны быть соответствующие. Но когда ставят задачу сделать лучше, чем в Европе, но дешевле, чем в Китае, тут крепко задумаешься…
О комплексном благоустройства— Сегодня не только Минск меняет свой облик, меняемся и мы сами. И работаем мы на фоне колоссального желания изменить нашу жизнь: не ехать в Париж или в обновленный Берлин, в традиционный исторический Рим смотреть, как живут люди в Европе, а делать наш Минск настолько привлекательным, чтобы оттуда приезжали на него полюбоваться. Это уже, к нашей радости, начинает происходить.
Уже сегодня мы можем представить масштабность сделанного нашими руками, увидеть большие изменения, гордиться тем, что мы все участвуем в преобразовании своего города.
Я перечислю программы благоустройства, чтобы читатель смог оценить комплексность проводимых работ.
Программа восстановления фасадов (жилых панельных домов, домов довоенного периода, исторических домов) идет по нескольким направлениям, и все они взаимоувязаны между собой. Каждый район имеет как минимум годовую и как максимум — двухгодовую программу. Существует иерархия восстановления домов: 1-й признак — аварийное состояние; 2-й — доминирующее положение, влияющее на среду размещения здания; 3-й признак — типологический.
Есть еще программы городские, когда город выбирает наиболее значимое для него направление, как, например, проспекты Скорины, Машерова, Дзержинского, Партизанский, улицы Кальварийская, Я. Коласа, Козлова, Долгобродская. Это вылетные направления от центра к кольцевой магистрали, это основной каркас города. К городской программе примыкают мероприятия районов.
Отдельные программы есть по подсветке города, зеленому строительству, благоустройству проезжих частей и тротуаров, реконструкции дворов, защите и ремонту подъездов, по очистке Свислочи. По всем этим программам проводится тщательный анализ, вносятся проектные предложения, ведутся экономические просчеты. Затем все утверждается и берется под контроль городской властью, которая и содействует реализации.
Возьмем любую из этих программ, например по восстановлению фасадов. Мы начали с того, что создали уникальную лабораторию, которая проводит анализ старых штукатурок, старых фасадов, дает рекомендации и заключения, какими строительными материалами и технологиями пользоваться при восстановлении того или иного фасада. Это своеобразная научно-практическая деятельность города. Очень много внимания уделяется вопросу, кому предоставить право восстановления. Рецензирование предложений в этой области становится очень жестким, ибо много желающих взять широкий валик, ведро краски и быстро, до обеда, закатать огромный фасад размером почти квадратный километр и получить впечатляющий гонорар. Нам бы хотелось, чтобы эту работу выполняли специалисты, которые понимают, что, во-первых, это технология, во-вторых — большая ответственность. Появилось много профессиональных фирм, но лидером среди них, на мой взгляд, является фирма “Эльвира”. Назову только несколько их объектов: колоннада входа на стадион “Динамо”, так называемые минские ворота — жилые дома с башенками на Привокзальной площади, здание МВД и многие другие. Все они выполнены безукоризненно с соблюдением технологии — велись исследования сохранившегося материала, исследования фасадов. Например, при работах над зданием МВД выявилось, что там когда-то была скульптура. Нашли старые фотографии, привлекли скульпторов, и они уже заканчивают скульптурную композицию, которая будет установлена на угловой площадке над главным входом. Аналогично восстановлена скульптура на привокзальных башнях. Здесь применена новая технология — вместо тяжеловесного бетона, который может обрушиться, — сплав чугуна, алюминия и других металлов. Он легкий и с большим сроком жизни.
По фасадам комплексность заключается в том, что мы одновременно занимаемся и водоотведением, ремонтируем крыши, делаем ограждение лоджий. Визуальная беда для города, когда небольшое пространство в 3 м каждый обустраивает по своему желанию и возможностям. Иногда наблюдаем такие “скворечники” — и смешно, и печально. Поэтому рассматривается новый подход в решении этого вопроса, разрабатывается единый стиль остекления лоджий. Пока из дешевых материалов, ибо не все горожане могут инвестировать в дорогостоящее остекление. В будущем, когда благосостояние населения возрастет, возможно будет и это. Но даже сейчас архитектурно качественное решение мы гарантируем. Пример — дом на ул. Короля. Это работа, которую можно принять за образец. Есть ряд других объектов в городе, где используется подобная методика.
Одновременно с фасадами решаются вопросы световой архитектуры. Формируется световой облик города, хотя надо сказать, что люди к этому относятся по-разному. Это тоже тема для обсуждения. Правильно ли мы подсвечиваем здания? Дело в том, что у нас применяется в основном факельная подсветка. Но существуют и другие методики, другая технология. Надо взять на вооружение цвето-световую динамику и искать варианты, позволяющие воплотить самые интересные решения.
Есть еще одна проблема, которую следует учитывать: как подсвечивать фасады домов, в которых живут люди? Не всем нравится, когда в их спальню проникает свет. Поэтому и здесь надо находить компромиссы: изучать мнение жителей и привлекать их на свою сторону, искать технические методы, которые позволили бы не раздражать живущих в этих домах.
Выполняя фасады, мы делаем не только подсветку, но и благоустройство вокруг зданий. Сейчас существует жесткое правило: перед тем как уложить новую плитку, обязательно ремонтируется вся сеть. После этого по современным технологиям, которые позволяют дренировать влагу тротуаров, выполняем благоустройство — взамен канцерогенного асфальта укладываем экологически чистые и эстетически привлекательные плитки. Это целое направление в нашей работе — и по цветовому сочетанию, и по планировочному размещению, чтобы получилось удобно и практично. Есть много хороших, достойных подражания примеров. Ежегодно во время осеннего объезда города мы отмечаем лучшие решения. Есть менее удачные, а в отдельных случаях — что греха таить — и ошибочные. Ошибки, конечно, стараемся исправлять. Прежде всего это планировочные ошибки. Когда мы закладываем пути, то предполагаем, что основной поток движения будет формироваться согласно проекту. Однако, к сожалению, желание ходить по самой короткой дороге у человека доминирует, потому что это связано еще и с культурой — мы не привыкли уважать чужой труд, чужую территорию. Поэтому в отдельных местах надо искать компромиссы. Кроме простой логики, как правильно использовать эту территорию, мы вынуждены учитывать, как по ней “протоптался” местный житель, и стараемся одно с другим сочетать.
Выполняя фасады в комплексе, о котором я говорил, мы заходим и во дворы. Город, как вы могли заметить, меняется не только внешне, но и внутренне. Программа дворов рассчитана на 5 лет, и через 2 года мы ее завершаем. Основные направления здесь — поиск решения проблем с парковкой и грамотное решение озеленения плюс формирование функциональной зоны.
Главное наше желание — вывести машины со дворов, и мы изыскиваем места в микрорайонах, где можно строить ярусные паркинги. Это наиболее экологически чистые и экономичные места хранения машины. Но, как вы понимаете, человек по своей природе ленив, он хочет подъехать на своей машине как можно ближе к месту работы, к своей кухне, к своей спальне. Поэтому определенное количество парковочных мест в жилых дворах мы сохраняем, но компенсируем это созданием функциональных зон. Это детские площадки, спортплощадки, площадки тихого отдыха. Это и площадки для выбивания ковров, мусорных контейнеров, которые не должны бросаться в глаза. Их мы тоже стараемся делать нетрадиционными приемами с применением различных материалов. Например, на детских площадках в основном используется дерево, металл, но уже во многих дворах применяется качественно новая продукция Минского велозавода с оригинальным дизайном и совершенно новым покрытием металла. Появляются специальные пластмассы — для детских городков, скамеек, которые будут выглядеть ярко и весело.
Очень важна программа озеленения. Осуществление ее сопряжено с определенными сложностями, потому что, с одной стороны, она требует капиталовложений, с другой — существует непонимание людей. Здесь тоже надо через постоянную полемику, постоянный творческий поиск вырабатывать свои подходы. Старые дворы, как правило, вызывают ощущение леса. Они заросли настолько густо, что такое санитарно-гигиеническое понятие, как инсоляция, здесь полностью отсутствует. Чтобы хоть как-то проредить их, необходимо проводить трудную, неблагодарную работу с населением, ибо народ грудью стоит за сохранение зеленых насаждений: дескать, мы сами их садили и нам обидно, что кто-то хочет наш труд уничтожить. Если же нам удается провести эту “воспитательно-просветительскую” работу, жильцы домов еще и благодарят нас, поскольку сами видят положительный результат.
Но потери все равно существуют — дерево ведь погибает. Правда, мы и здесь ищем новые подходы. Последняя технология, применяемая в работе с зелеными насаждениями, — это специальные машины, которые выкапывают дерево целиком, с корнями, и пересаживают его в другое место. “Озеленительную” работу при такой технологии можно выполнять круглый год. Мы будем рассматривать каждый двор как своеобразный питомник — не рубить деревья, а пересаживать их туда, где их мало. Даже перемещая деревья в одном дворе, можно получить значительный эффект.
Сейчас решаются вопросы вертикального озеленения — когда вьющееся растение развивается по стенке, по вертикали. Но все-таки изначальная идея вертикального озеленения — это не то, что растет с земли, а выше. Это система кашпо, которую в Минске можно увидеть на многих улицах. В летний период появятся такие зеленые “одуванчики” — на фонарях подсветки, конструкциях путепроводов, на различных других конструкциях. Все это будет украшать жизнь человека, распространять ароматы и хоть как-то компенсировать негативные моменты от запахов бензина на улицах.
Очень интересна программа зеленого строительства. Это парки, скверы, бульвары, зеленые пятачки типа клумб, альпинариев и т.д. В этом направлении разворачивается большая работа с предварительным изучением темы. Разбежка обеспеченности одного жителя зелеными насаждениями в Минске велика — от 3,5 м в Московском районе до 36 м в Партизанском. Здесь надо много потрудиться, чтобы сбалансировать этот разрыв и удовлетворить потребности всех жителей.
Если говорить примитивно о методах строительства города, то мы при большой плотности застройки стараемся иметь большие зеленые “паузы”: там, где человек может отдохнуть, где происходит газообмен, там, где мы живем, дышим, где мы получаем эмоциональный и физиологический заряд энергетики Земли. Здесь существует целая система подходов, которые мы неукоснительно соблюдаем. Нам предоставлены природные пространства, и наша задача — улучшать их, а для этого мы создаем устойчивую систему городского ландшафта.
Программа зеленого, экологического строительства непосредственно связана и с программой обводнения Минска. Мы знаем, как гордится Минск своим водно-зеленым диаметром — Слепянской водно-зеленой системой. Сегодня мы формируем концепцию Лошицкой системы. Кроме того, проводим обводнение в парках. Классическим примером является обводнение парка в жилом районе “Уручье”. Первые этапы работы в этом году уже закончены, водичка пущена, и я думаю, что еще через год мы восстановим старое русло, которое когда-то здесь было. А вокруг этого старого русла разобьем парки и сделаем благоустройство, привлекательное для людей.
Вот далеко не полный перечень тех программ благоустройства, которые хотелось бы представить читателям для обсуждения, ибо только вместе мы сможем создать новый облик города. Я буду рад, если все программы, или, вернее, те проблемные вопросы, которые я здесь коротко затронул, заинтересуют читателей и они войдут со своими предложениями, мнением, критикой.
— К счастью, объектов, украсивших облик нашего города, много. И это очень важно. Первое, что я хотел бы подчеркнуть — это то, что руководство республики и руководство города ставят очень серьезные задачи по реализации программ улучшения среды обитания в Минске. И мы, специалисты, стараемся по мере своих сил выполнить все эти задачи. Из значимых я назову такой уникальный объект, как благоустройство у кафедрального Свято-Духова собора — по мысли и по решению транзитной функции.
Грамотно сделано благоустройство в Октябрьском районе на углу улиц Левкова—Воронянского. Там появляются скверики не общегородского значения, а конкретно для жителей этого микрорайона. Подходы к их решению мне очень понравились. Наш молодой коллега Федор Журавлев провел конкурс среди студентов. Были предложены новые идеи и даже конкретные формы, осуществлено вариантное проектирование и выбран именно тот вариант, который для данного места больше подходит. Сейчас все это реализуется. Получилось замечательное сочетание: хорошая планировка скверов, скромное благоустройство, и в результате образовывается очень уютная среда.
К значимым проектам благоустройства я бы отнес то, что сейчас происходит с транспортной схемой города. Появляются развязки — это крупный элемент благоустройства. В этом году сделано замечательное инженерное решение развязки Жукова—Брилевской, еще раньше — развязка Оранского—Ленина. Готовится еще несколько таких оригинальных проектов, которые город намерен реализовывать.
Благоустройство вокруг филармонии — тоже значимый объект. Это сердце города, это объект культуры, куда люди приходят на встречу с прекрасным. И очень приятно, что там человек встречается не только с творением музыкальным, но и с эстетикой среды. Жаль, что мы не все можем реализовать. Но здесь опять на первый план выступает вопрос, о котором я говорил вначале. Когда ставятся жесткие сроки — исключается появление тех изюминок, ради которых, собственно, человек и творит. А эти изюминки производят совершенно ошеломляющий психологический эффект. На филармонии мы потеряли идею, предложенную Белпроектом, — музыкальный фонтан, который предполагали сделать на площади перед входом. А ведь именно здесь, перед музыкальным объектом, цветомузыкальный фонтан значительно обогатил бы среду.
Если прямо от филармонии мы перейдем на противоположную сторону, то попадем в отреставрированный скверик Якуба Коласа, ставший любимым местом молодежи. Здесь комментарии излишни.
Еще нужно отметить продолжающуюся реконструкцию исторического центра Минска — Верхнего города. Там формируются будущие пешеходные зоны. Очень трудно представить их в других частях города, потому что город очень плотный и дорожная сеть всегда востребована, ее не хватает в центре. Например, невозможно ул. Комсомольскую или К. Маркса сделать пешеходной. Город сразу начнет “хромать”. А вот Верхний город — это просто идеальная система для создания постоянно действующих пешеходных пространств.
В парке Горького тоже проделана большая комплексная работа. Но еще надо пересмотреть наши подходы к парковому строительству, оценить, все ли мы правильно делаем, искать что-то новое.
Можно отметить ряд спортивных объектов, которые решают среду обитания, улучшают ландшафт и дают возможность людям оздоравливаться. Но самая яркая работа — это лыжно-роллерная трасса протяженностью 5 км. Она сделана в 2 этапа. Уже сегодня здесь можно проводить международные соревнования. Одновременно мы привели в порядок весь окружающий ландшафт. Там просто погулять приятно. Для меня это одна из самых значимых за последнее время работ — и в творческом, и в функциональном плане.
Мы сейчас анализируем и разрабатываем дальнейшую программу тотального благоустройства вдоль реки Свислочь, пронизывающей весь город. Делается попытка создания там вело- и лыжно-роллерных дорожек, которые будут проходить по всей городской протяженности Свислочи. Если мы сможем реализовать работу в ближайшие годы, то это будет уникальное явление в ландшафте и благоустройстве нашего города.
Можно еще очень долго приводить примеры удачного воплощения идей, но об этом пусть лучше скажут мои коллеги…
— Красота призвана формировать сознание, особенно молодежи, поэтому в контексте темы мне хочется затронуть вопрос нашего отношения ко всему прекрасному, созданному человеческими руками. Насколько мы уважаем красоту вокруг себя? Вот пример. На Октябрьской площади были высажены розы изумительной красоты, экзотические растения. Через три дня там уже ничего не осталось. Цветы просто выкопали и унесли! Возможно ли такое в любой другой стране, кроме нашей? Это наша беда, и мы должны удерживать друг друга от проявления такого вандализма. И путь тут один, такой же, как с остановочными пунктами со стеклянной конструкцией. Мы тогда тоже знали, на что шли: когда поставили навес, в течение одного дня приходилось несколько раз менять стекло. Стали их больше делать — стали меньше бить. Сегодня уже более 200 остановок со стеклянными конструкциями, и мы все реже и реже заменяем стекло. Правда, появилась другая проблема — на стекло наклеивают различного рода объявления. Опять-таки получается, что чужой труд не ценят. Это вновь та проблема, которую должны решать через обсуждение на общественном уровне, через воспитание и формирование у человека собственной шкалы ценностей. Как только красота становится для вас ценностью, вы уже руку на нее не поднимете. Вот метрополитен. Красивые, чистые станции, привлекательный дизайн, и ни у кого не появляется желания разрушить эту целостность. Люди как-то даже трепетно относятся к этой красоте. Это уже идет от подсознания. Так что от нас с вами зависит, каким быть городу, и нам с вами отвечать за нанесенный ему вольно или невольно ущерб. Мы же со своей стороны делаем все, чтобы город стал еще краше, и призываем горожан беречь свое достояние.
…И им предстанет все,
содеянное ими на земле.
И тот, кто сотворил
добро величиной с пылинку,
Узрит его!
Узрит и тот, кто зло
величиной с пылинку
Совершил. (Коран. Сура 99)
Масштабность содеянного постигала Валентина Мартинович