Вы здесь

Минск-Арена: новая страница в монолитном строительстве

26.05.2008 11:51
Просмотров: 7 118
Версия для печати

Сегодня трудно поверить, что освоение монолитного бетона в Беларуси начиналось еще совсем недавно и с таких простых вещей, как индустриализация возведения фундаментов, монолитных стен цокольных этажей вместо сборных железобетонных. Но в последнее десятилетие монолитное строительство в нашей стране резко шагнуло вперед и на практике доказало высокую технологическую эффективность и возможность круглогодичного ведения работ при сооружении каркасных и бескаркасных жилых домов. Сегодня этот современный и перспективный метод быстрого возведения зданий любой этажности и сложнейших архитектурных форм получил широкое распространение. Не имел он альтернативы и при сооружении таких уникальных объектов, как Национальная библиотека, подземный общественно-торговый центр “Столица” на пл. Независимости, храм по ул. Калиновского в Минске и др.

 Участники научно-технического семинара “Монолитный бетон: новые технологии, опалубочные системы и оборудование. Строительные леса и подъемно-транспортное оборудование”, проведенного 24 апреля Минстройархитектуры и институтом БелНИИС в рамках Белорусской строительной недели, посетили строительную площадку универсального культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”. И воочию убедились, что с помощью современных скоростных технологий монолитного строительства быстрое воплощение находят самые смелые архитектурные идеи и конструктивные решения.

Монолитный железобетон открыл новую страницу и в строительстве этого грандиозного комплекса, который с каждым днем приобретает все более законченные черты. В 2009 г., на год раньше первоначально намеченного срока, в белорусской столице появится сооружение, которое станет одним из лучших, как утверждают специалисты, в СНГ и Европе.

 

Уникальность комплекса, скорее, не только в том, что все его параметры будут соответствовать международным требованиям. Главное, здесь станут возможными организация учебно-тренировочного процесса и проведение состязаний по 28 видам спорта (акробатика, бадминтон, бокс, баскетбол, гандбол, борьба, спортивная и художественная гимнастика, конькобежный и велоспорт, прыжки на батуте, фигурное катание, фехтование, тяжелая атлетика, мини-футбол, теннис, хоккей, керлинг и др.), отдельные из которых до настоящего времени не имеют необходимой спортивной базы в нашей стране. А с другой стороны, столице европейского государства давно пора иметь залы для концертов мировых звезд, крупнейших эстрадных шоу.

 

Ускорение сроков сдачи объекта – не самоцель ради громкого эффекта, но еще и способ снизить затраты, построив его в максимально сжатый период времени. Поэтому впервые в отечественной практике возведение столь масштабного комплекса, состоящего из четырех самостоятельных сооружений – центральной арены вместимостью 15 тыс. зрителей, конькобежного стадиона на 3 тыс. и велодрома с трибунами для 2 тыс. зрителей, многоуровневой автостоянки на 1080 машиномест, ведется одновременно. Это потребовало концентрации усилий всех участников процесса: и проектировщиков, и рабочих, и технологов.

Первый пусковой комплекс – велодром – достигнет стадии готовности уже к ноябрю нынешнего года. Общестроительные работы на объекте завершены и сейчас полным ходом идет отделка, на высоте под арочными металлоконструкциями ведется монтаж светового и звукового оборудования, снаружи – устройство фасадных систем. В августе немецкие специалисты начнут укладку покрытия велотрека – деревянного каркаса и настила.

 

Рядом с велодромом вырос конькобежный стадион. Возведение его монолитного каркаса завершено в апреле. Идут работы по подготовке основания под ледовое поле, на котором разместятся 400-метровые ледовые дорожки и две хоккейные площадки. Сооружается и паркинг, бетонирование конструкций в нем начато с окончанием монолитных работ на верхней отметке самого сложного сооружения комплекса – центральной арены.

 

Видимо, из-за круглой формы и впечатляющих масштабов, а скорее, значимости сооружения строители уважительно и с гордостью называют его “наш Колизей”. В центре арены на специальной конструкции закреплено 90-тонное, имеющее в диаметре 140 м, опорное кольцо – основа для монтажа вантовой системы кровли, к осуществлению которого приступили специалисты выигравшей тендер французской фирмы. По словам заместителя технического директора ОАО “Минскпромстрой” Сергея Моралина, проводившего экскурсию по объекту для участников семинара, вантовое покрытие центральной арены не имеет аналогов в Европе.

 

Технологические проблемы возведения монолитных конструкций всех объектов Минск-Арены решены специалистами института БелНИИС, осуществляющими научное сопровождение строительства и плечом к плечу работающими с генеральным подрядчиком объекта ОАО “Минскпромстрой”, одним из первых среди строительных организаций освоившим технологии монолитного бетона.

 

Архитектурные решения комплекса также потребовали решения нестандартных задач по воплощению геометрических форм монолитных конструкций. Здесь имеют место круглые и квадратные колонны с капителями и без них, переменная высота этажей, овальные в плане сооружения, выступающие из перекрытия контурные балки, монолитные лестницы, наклонные трибуны с криволинейными очертаниями в плане, прямые и криволинейные стены и т.д.

 

Возведение центральной арены было выделено в отдельные специализированные потоки – колонны, монолитные стены и лестнично-лифтовые блоки, монолитные лестницы и перекрытия, наклонные трибуны, для каждого из которых комплектовалась опалубка. Для наиболее сложных конструкций – наклонных монолитных трибун специалисты института разработали индивидуальную опалубочную технологию из отдельных элементов опалубки. И здесь не было готовых решений, но от выбора опалубочных систем и технологий, их рациональности зависели скорость возведения, качество и в конечном итоге стоимость работ.

Следует отметить, что проектирование и строительство шли параллельно, что приводило к усложнению конструкций по формам сечения, увеличению количества диафрагм жесткости, появлению выступающих балок и т.п. по сравнению с первоначальными архитектурными чертежами и требовало оперативной корректировки технологических схем.

 

Высокие темпы строительства и безупречное качество стали возможны благодаря накопленному специалистами БелНИИС арсеналу интенсивных технологий монолитного железобетона, опалубочных технологий, применения модифицированного бетона на предыдущих уникальных стройках. Безусловно, серьезнейшим испытанием на профессионализм стало возведение здания Национальной библиотеки. Многие технологические приемы, реализованные здесь, стали новым словом в строительной практике. Криволинейные и наклонные стены, расширяющийся кверху и сужающийся книзу каркас здания – каждый новый этап строительства требовал поиска неординарных, порой не имеющих аналогов технологических решений. Выбор технически и технологически совместимых опалубок, научный расчет всех возможных вариантов их поведения при больших нагрузках позволили не только в два раза быстрее возвести столь сложный объект, но и получить значительный экономический эффект.

 

Ответственные задачи специалисты института решали при строительстве подземного общественно-торгового центра “Столица”. Главным фактором, влияющим на выбор интенсивных технологий, оборудования, комплектации опалубок, стали в первую очередь сжатые сроки. Был задействован весь парк отечественной опалубки, а также различных европейских систем. Благодаря предложенной комплексной технологии монолитный каркас подземного сооружения возведен менее чем за год.

Нестандартную технологическую схему специалисты института предложили при возведении шатра величественного храма-памятника по ул. Калиновского в Минске. Неординарные геометрические формы монолитных стен при высоте 67 метров, сужающиеся своды и полное отсутствие промежуточных перекрытий, а значит, и опор для опалубки. Главной сложностью было обеспечение безопасности работ на большой высоте. Но все задачи успешно решены, причем с минимальными трудозатратами.

 

Сегодня белорусский стройкомплекс вплотную подошел к освоению высотного строительства, необходимости создания нормативной базы в этой области. Не менее важен и вопрос обеспечения современными опалубочными системами, механизмами и подъемно-транспортным оборудованием. Ведь по большому счету возведение высоток в первую очередь – дело техники. Эта тема также оказалась в центре внимания участников семинара, а в рамках Белорусской строительной недели состоялся новый выставочный проект “Монолит. Строительная техника”. В экспозиции были представлены различные опалубочные системы, строительные леса и оборудование стройплощадок, автобетононасосы, мобильные мини-заводы по изготовлению бетона, краны и другое подъемно-транспортное оборудование.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 099
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 27 661
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: 14 941
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...