Вы здесь

Возьмемся за руки, друзья! или Надежды юношей питают

За более чем 40 лет работы в высшей школе испытала и пропустила через себя самые разнообразные специфические чувства, ощущения, ситуации. Восторженное умиление и гордость за наше будущее в лице своих учеников сменялось безысходным унынием от глухого невежества, нерадивости, эгоцентризма… Несмотря на это, каждый раз возвращаешься к упорному желанию понять, что же еще можно сделать для того, чтобы научить молодых активному познанию своей профессии. Что не так? Кто и что мешает?
А почему не спросить у них самих?
Студенты далеко не безразличны, они просто разные. Последний год обучения, последняя сессия, затем диплом. Еще не все могут оценить полезность полученных в вузе знаний. И все же один из вопросов в экзаменационных билетах последней сессии звучал так: “Что необходимо, по Вашему мнению, сделать, чтобы повысить результативность основного предмета вузовской подготовки архитекторов – учебного архитектурного проектирования?”. Ответ можно было готовить дома на отдельном листке, фамилия автора не обязательна.
Вопрос достаточно локальный, но в нем, как в фокусе, отражается весь комплекс вузовских проблем подготовки архитекторов. Это хорошо поняли ребята, выйдя в своих ответах далеко за рамки учебного проектирования. И самое удивительное, что равнодушных практически не было. Встречались, конечно, и отписки, вроде этой ироничной: “Да не волнуйтесь, во всем виноваты мы сами, студенты”.
Трудно охватить и даже просто пересказать все пожелания, претензии, опасения, изложенные на 132 страничках. Попробовала как-то систематизировать и выделить главное. Еще раз следует подчеркнуть, что все изложенное – это коллективное, в смысловом отношении неискаженное мнение студентов архитектурного факультета БНТУ. Не адаптированные для журнала выражения взяты в кавычки. Все оригиналы ответов хранятся в архиве.
Материальная база – голова всему. По мнению студентов, важно:
создать специализированные аудитории для курсового (дипломного) проектирования с соответствующей освещенностью, возможностью использовать видеоинформацию в методических целях. В таких помещениях каждый студент будет сидеть за отдельным столом и работать над эскизами, а не нервно дожидаться очереди на консультацию, которая может и не состояться из-за перегруженности преподавателей;
иметь отдельную аудиторию для каждой группы при проведении архитектурной недели: в таких условиях можно перенимать опыт других, обмениваться мнениями, выполнять сложные коллективные проекты. Переносные электронные средства могут использоваться свои или факультетские;
создать макетную мастерскую с возможностью рабочего макетирования и выполнения макетов “на подачу”, ввести специальный предмет “Архитектурное макетирование”.
Хорошая организация дела – половина успеха. Многие студенты считают, что важно:
сократить набор студентов по архитектурной специальности до 80 – максимум 100 человек, не уменьшая количества “платников”. Существующий набор при нынешней материальной базе и организационной структуре – “дискредитация архитектурного образования”;
значительно повысить требования к абитуриентам;
увязать между собой теоретические курсы и тематику архитектурного проектирования. Например, жилой дом проектируют на втором курсе, а лекции, дающие знания, как это делать, читают на третьем. Курс по транспорту следует вводить до проекта “Жилое образование”;
уменьшить количество студентов на одного преподавателя при проведении курсового архитектурного проектирования до 5–6 человек против 10–11 в настоящем (“трудно дождаться очереди индивидуальной консультации”);
уменьшить количество студентов в группе при выполнении учебных архитектурных проектов (выдвигаются различные предложения: в зависимости от методики обучения от 20 человек до 4–8–10 студентов в группе-студии);
более равномерно распределять загрузку студентов по дням недели и более компактно в течение дня (исключить “форточки”);
занятия начинать не ранее 10.00, поскольку, как правило, все задания выполняются ночью и рано встать невозможно. Сделать один перерыв 20–30 мин, “чтобы достояться в очереди за булочкой”;
учесть: безответственное отношение к архитектурному проектированию прививают с первых курсов, когда студенты перегружены расчетно-графическими работами по смежным дисциплинам, выполнение которых в отличие от архпроектов строго контролируется и так же строго оценивается;
организовать свой радиоузел и “на перерывах что-нибудь полезное и смешное вещать”;
“…и хорошо, когда тобой руководят и тебя уважают, но не помыкают, когда налажен порядок и не процветает хаос в обслуживании студентов”. “Необходимо или меньше работников в деканате, или больше ответственности”.
Кроме того, необходимо смириться с тем, что студенты будут работать, поэтому нужно идти им навстречу. Не давать послабление в учебе, а организовать занятие в удобное время, проводить дополнительные индивидуальные консультации. Только работая, студент понимает, как и какие ему нужны знания;
Кнут и пряник – испытанные средства. По мнению студентов, необходимо:
“ужесточить” дисциплину, а чтобы повысить весомость оценок, следует строже оценивать работы и приглашать для объективности “сторонних” преподавателей. Повысить требования ко всем без исключения студентам (в том числе и к “нужным” факультету), особенно по профильным предметам. Все видят и знают, когда за “особые заслуги” без опроса ставятся зачеты и оценки по экзаменам;
организовать постоянный контроль эффективности усвоения знаний. “Экзамены – стрессовое состояние, в котором, в лучшем случае, студент пытается что-то запомнить, чтобы сразу же забыть. Большинство – ищут возможность списать”. В зарубежных вузах существуют иные способы контроля;
учредить гранты за высокую успеваемость, частично или полностью освобождать от оплаты за обучение, премировать поездками за рубеж. Широко информировать принимаемые решения;
повысить требования к преподавателям, к их профессиональной квалификации, больше ценить “добросовестность и умение увлечь своим предметом”. “Иногда складывается впечатление, что и студенты и преподаватели приходят на занятия, чтобы лишь отметить свое присутствие. Это отбивает охоту ходить на проектирование”;
выпускать ежегодный или семестровый бюллетень лучших проектов с комментариями. Устраивать “позорные” выставки худших работ с указанием допущенных ошибок.
Один ум хорошо, а несколько – лучше, считают студенты и предлагают:
привлекать к ведению занятий “практикующих архитекторов, дизайнеров, художников”;
обеспечить свободный (бесплатный) доступ к интернету и увеличить число учебных часов по информатике;
регулярно знакомить студентов и преподавателей с новыми постройками и проектными разработками. Просить Союз архитекторов и Минстройархитектуры возобновить открытое обсуждение значимых для города и страны архитектурных объектов;
до начала разработки темы проекта проводить экскурсии на реальные объекты с последующим обсуждением увиденного. На старших курсах дать право студентам выбрать преподавателя-
руководителя проекта.
наладить обмен студентами для прохождения практики за рубежом, в том числе и в странах СНГ;
организовать совместное выполнение реальных (возможно конкурсных) проектов с зарубежными студентами; организовать обмен опытом обучения для преподавателей и студентов, чаще приглашать иностранных лекторов.
Важна не только организационная форма, но и содержание обучения, полагают студенты, которые ратуют за то, чтобы:
“отречься от заучивания рафинированных и пережеванных лектором знаний”, поскольку “существующая методика обучения чудовищно устарела”. Используя опыт других стран, необходимо строить образование на вводных циклах занятий по определенным сферам знаний, на сайте размещать вопросы минимально требуемого объема знаний по каждому из разделов и определить возможные направления расширения знаний. Основной упор делать на самостоятельную подготовку студентов. Контроль ведется путем проверки знаний по отдельным, более дробным разделам. Это повлечет за собой большие временные затраты преподавателей. Только такой подход, касающийся в основном лекционных курсов, позволит подготовить современного специалиста;
теоретические курсы были приближены к решению практических проблем и излагались более доступным языком, без намеренного обнаучивания;
прививать студентам навыки абстрактного и особенно эвристического мышления, что позволит освободиться от стереотипов;
разработать профессиональный терминологический словарь с иностранными аналогами, что облегчит использование зарубежной информации;
согласовать распределение часов и глубину изучения “вспомогательных дисциплин” и сугубо профессиональных. На общеобразовательные предметы отводится достаточно много часов и к их посещению и сдаче в установленный срок предъявляются строгие меры в отличие от архпроектов. Все это в ущерб профессиональным занятиям. Например, расчеты инсоляции по архитектурной физике можно вести на примере проекта жилого образования, расчеты конструктивных узлов – при проектировании зданий и т.п.
усилить подготовку по конструкциям, поскольку “при поиске образа объекта далеко не всегда студенты и даже преподаватели уверены в возможностях конструктивного решения идеи”;
уменьшить на последних курсах количество часов на рисунок и живопись, нужна профессиональная графика и в первую очередь компьютерная. А при изучении истории архитектуры обязательно проводить параллели с современностью.
И все же основой подготовки архитекторов является учебное проектирование, соглашаются студенты. Однако, считают они, необходимо:
максимально приблизить тематику курсового архитектурного проектирования к реальности (заказные темы, смена тем) и обязательно увеличить количество часов на этот ключевой предмет;
исходную информацию представлять студентам в электронном виде и организовать ход выполнения проектов таким образом, чтобы уже на первых этапах заинтересовать, увлечь студентов, а не “расхолаживать их затянутыми УИРСами”, в результате чего на выполнение творческих вопросов остается мало времени;
начинать выполнение курсового проекта с выхода на участок, с осмотра в натуре и последующего обсуждения объектов-аналогов;
разнообразить проекты за счет различных ситуаций (климатических условий, ландшафта, рельефа и др.), что позволит нагляднее увидеть специфику Беларуси;
установить дифференцированную оценку проектов по отдельным составляющим – конструкции, образ, ритмичность в работе и т.д. Принимать проекты с защитой, “нужно учиться отстаивать свое мнение”.
закреплять полученные при выполнении курсовых проектов знания путем организации выставок проектов всего курса, их открытого обсуждения с выявлением достоинств и недостатков;
на последнем курсе ввести комплексную разработку одного из проектов (“до рабочки”) с участием консультантов-инженеров различного профиля, как это происходит в проектной организации;
при проектировании зданий использовать “бредовый” подход с учетом реальных условий, чтобы “здания не летали в воздухе”.
при оценке проектов больше внимания уделять сути решения, а не “красивой картинке”;
организовать работу так, чтобы “на проектировании студенты проектировали, а не маялись от безделья”.
устраивать выставки-экспозиции “от противного”, показывая наглядно примеры отступления от нормативов – неэффективные конструктивные решения, некомфортные интерьеры, неудобные проезды и площадки и т.п.
Приведенные обобщенные мнения студентов совпадают во многих ответах, что говорит об определенной степени объективности и о том, что к ним следует прислушаться. Вместе с тем не удивляют, а скорее радуют разногласия по ряду вопросов. Значит, не все так однозначно. Вот, например:

Одни утверждают

Другие не согласны

Больше приглашать к преподаванию практикующих архитекторов.

Педагог – это призвание, не каждый может интересно передавать знания.

Необходимо повысить контроль посещаемости и успеваемости, строже оценивать работы.

Насилие вызывает протест, учеба из-под палки отбивает охоту ходить на занятия.

Следует сохранить широкий профиль подготовки архитекторов, дающий больше шансов в выборе работы.

Следует ввести специализацию со 2-го курса, прикрепив группы к ведущим кафедрам.

Больше внимания уделять изучению СНИПов, нормативов, реалистичным подходам к проектированию.

Главный упор в обучении – научить образному абстрактному, лучше даже и эвристическому (поисковому) мышлению, чтобы потом не зацикливаться на стереотипах.

Студентам некогда и неохота учиться, им нужен диплом. Отсюда все беды.

«Рыба гниет с головы» – вот причина всех наших неурядиц.

При приеме экзаменов и оценке проектов не нужно учитывать количество пропусков, главное – знания.

Более строго подходить к посещению занятий, особенно курсового проектирования. Установить платную отработку пропущенных занятий.

Подавать проекты не на планшетах, а в электронном виде (на диске) и прикладывать небольшую распечатку.

Нельзя полностью переходить на компьютерную графику, целесообразно 50х50% графики делать вручную.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...