Вы здесь

Подготовка архитектурных кадров. Белорусский государственный университет транспорта

Версия для печати

В июне 2008 г. кафедра “Архитектура промышленных и гражданских сооружений” БелГУТа отметит свой маленький юбилей. Вот уже 5 лет университет ежегодно выпускает специалистов-архитекторов. В 1999 г. состоялся первый набор на эту творческую специальность. Перед преподавателями кафедры была поставлена задача по подготовке (в основном для Гомельской области) специалистов высокой квалификации, обладающих общекультурной, теоретической и фундаментальной профессиональной подготовкой, способных творчески и самостоятельно подходить к решению актуальных проблем архитектурной и строительной практики. В настоящее время выпускники кафедры АПГС работают не только в нашей стране, но и за ее пределами – в России, Украине, Китае. Проблема недостатка архитектурных кадров для частных и государственных проектных организаций Гомеля и Гомельской области уже не актуальна. Наши выпускники возглавляют районные архитектурные службы города и области, плодотворно трудятся в городской и областной структурах управления архитектуры и градостроительства.
Вопросам улучшения организации процесса обучения и повышения качества подготовки молодых архитекторов в БелГУТе уделяется должное внимание. На первоначальном этапе в период довузовской подготовки много душевных сил отдают будущим абитуриентам преподаватели кафедры АПГС и “Графика”, обучая их рисунку, черчению, архитектурной композиции и макетированию. Далее профессиональное обучение молодых зодчих определяется учебным планом, который ориентирован на модель специалиста-архитектора широкого профиля. Обучение ведется по 28 дисциплинам архитектурно-строительного направления. Для результативности проектной и исследовательской деятельности студентов руководство вуза приглашает к сотрудничеству архитекторов-практиков, представителей архитектурных служб городского и областного уровня в качестве лекторов, руководителей, консультантов и рецензентов дипломного проектирования, что дает возможность комплексно совершенствовать подготовку специалистов. В 2006 г. тематика дипломных проектов расширилась проектированием агрогородков. По данной теме к защите было представлено пять дипломных проектов, в 2007 г. – еще двенадцать. Ежегодно в выставочном зале университета, рабочий проект которого, кстати, также выполнен студентами-архитекторами, проходят выставки лучших курсовых, дипломных и художественных работ студентов специальности “Архитектура”.
 
Для того чтобы оценить процесс адаптации молодых специалистов на производстве и своевременно выявлять пробелы в подготовке архитекторов, кафедра поддерживает постоянную связь с руководителями проектных организаций Гомеля и Гомельской области.
Укрепляются и расширяются контакты с преподавателями архитектурного факультета БНТУ (Минск) и его филиала в Полоцке, кафедры “Архитектурное проектирование” БГТУ (Брест), Московского архитектурного института, Московского государственного строительного университета. Преподаватели кафедры принимают участие в различных научных конференциях, активно ведут разработку учебно-методических и учебных пособий, руководят научно-исследовательской работой студентов. За последние годы представленные на республиканский конкурс проекты студентов-архитекторов БелГУТа не раз награждались дипломами Министерства образования.
Открытие в 1997 г. аспирантуры по специальности “Архитектура” на кафедре АПГС позволило готовить в стенах университета научных работников для пополнения преподавательского состава из выпускников университета.
Понимая проблему приобретения студентами-архитекторами профессиональных навыков практической работы и развивая их творческий потенциал, организуется участие ребят во всевозможных конкурсах по проектированию реальных объектов как в нашем городе, так и в различных населенных пунктах Гомельской области.
 
В 2003 г. преподаватели кафедры Ю.И. и А.В. Пацкевичи выступили с инициативой и возглавили творческую лабораторию со студентами-архитекторами по разработке ландшафтного и городского дизайна с последующей их реализацией. Созданная творческая группа разрабатывает и предлагает эскизные проекты по благоустройству центральных и дворовых территорий в Гомеле и районных центрах Гомельской области. Некоторые идеи получили одобрение и были реализованы.
Первой такой работой стал Мемориальный комплекс в г. Ветка, посвященный знаменитым землякам Ветковского района (строительство – октябрь 2004 г.). Студенты четвертого курса М. Лихопол, А. Бенесевечуте, Д. Чебакова, Е. Тусикова представили свою творческую идею в виде раскрытой книги с прозрачными страницами и “золотым” пером – как напоминание о тех, кто уже вписал свое имя в историю страны, а также о возможности продолжить этот список потомкам, что символизирует свободное место для новых табличек на странице.
В течение месяца макет был выставлен для общественного обсуждения. Мемориал должен был занять место на Красной площади города рядом с известным всей стране Ветковским музеем. Обсуждение проектного предложения проходило с участием администрации района и местного Совета депутатов, с приглашением квалифицированных специалистов: историков, строителей, архитекторов и журналистов.
В процессе работы творческая группа апробировала методику проектирования в рамках культурного ландшафта территории, используя огромный пласт нашего культурного наследия.
Макет въездного знака в г. Чечерск “Мемориал отселенным деревням Чечерского района в результате катастрофы на ЧАЭС” (строительство – сентябрь 2003 г.) студенты представляли макет уже перед большой аудиторией. На собрание приглашались все руководители предприятий Чечерского района и представители общественности. После всестороннего обсуждения было принято решение по реализации проектного предложения. Строительство осуществлено за счет средств, собранных городом на субботниках.
При создании образа мемориала авторами учитывались ресурсы района и его материальная база. Было использовано существующее бетонное основание с лестничными маршами, сам монумент в виде башни узнаваем каждым жителем Чечерска и вызывает множество ассоциаций у гостей города.
Впервые наши студенты участвовали в торжественном открытии мемориала как авторы и принимали слова благодарности. За данную работу авторский коллектив награжден дипломом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на Пятом национальном фестивале архитектуры (октябрь 2003 г.), дипломом Гомельского горисполкома “Зорнае юнацтва-2003” за творческие достижения талантливой молодежи в номинации “Изобразительное искусство”. Все это вдохновило их на дальнейшую работу и послужило примером для других студентов.
Для Чечерска также были выполнены и реализованы памятник воинам-
интернационалистам, погибшим в Афганистане (строительство – август 2005 г.) и обустройство летнего концертного амфитеатра (строительство – август 2004 г.), где студенты БелГУТа принимали участие и в строительстве.
Сегодня мы можем говорить и о педагогической ценности подобной практической работы, так как ребята начали активно участвовать в архитектурных конкурсах различного уровня.
Так, в республиканском архитектурном студенческом конкурсе “Малоэтажный жилой дом в условиях городской застройки” (2004 г.), организованном архитектурным факультетом БНТУ, дипломом первой степени и гран-при отмечены М. Лихопол и Н. Велюгина, дипломом второй степени – М. Лихопол и
А. Бенесевичуте, а проект с неформальным названием “Дом-сад” получил второе место в международном конкурсе среди профессионалов, организованном журналом “Ваш дом-2005” (г. Санкт-Петербург, автор М. Лихопол).
Этот творческий почин явился для многих студентов началом профессиональной самореализации. Творческая лаборатория стала пополняться новыми участниками.
Следующей темой стали въездные знаки в агорогородках Гомельского района, в н.п. Урицкое и Еремино (строительство – август 2005 г.). Здесь студенты получали опыт и практические знания в тесной работе с предприятием-изготовителем ОАО “Металлоконструкции” (Гомель), в ведении согласований и авторского надзора.
Лоевская брама к 500-летию Лоева (строительство – июль 2005 г.) восстанавливает легендарные “Лоевские врата” как древний путь на славянскую землю. Подход к поиску образа въездного знака основывался не на общепринятой абстрактной композиции с названием населенного пункта, он передает колорит местности и людей, которые там живут.
Таким образом, творческая работа с воплощением собственных идей еще во время учебы в вузе позволяет проявиться талантам студентов и выработать индивидуальный почерк для дальнейшей работы.
Сегодня можно уже говорить о преемственности. Так, вчерашняя студентка Антонина Бенесевечуте после практической работы вернулась на кафедру и активно включилась в работу творческой лаборатории, продолжая ее традиции.
Опыт практической деятельности кафедры был замечен руководителями области. Регулярно поступают новые предложения. В настоящее время студентами-архитекторами третьего курса разрабатываются проектные предложения:
облагораживание территории областного экологически-ландшафтного центра для молодежи в Гомеле;
рекреационно-туристическая зона “Гомельскі павет”;
въездной знак и мемориал, посвященный Деревне, в г. Буда-Кошелево Гомельской области;
благоустройство территории дома-интерната в Гомеле.
В начале 2006 г. между БелГУТом и управлением образования Гомельского облисполкома был заключен договор о сотрудничестве, предусматривающий разработку студентами-архитекторами эскизных проектов благоустройства территорий учебно-воспитательных учреждений, расположенных в агрогородках Гомельской области. Уже в мае руководителям отделов образования Гомельщины кафедра предложила пятьдесят проектов по благоустройству территорий школ и детских садов.
Ежегодно студенты специальности “Архитектура” принимают участие в конкурсе эскизных проектов по благоустройству территории Советского района г. Гомеля. Администрация района, отмечая премиями и призами лучшие проекты, привлекает победителей к работе по осуществлению их в натуре.
В сентябре прошлого года в Минске прошел Первый республиканский конкурс дипломных работ архитектурных вузов 2007 г. БелГУТ представил на суд жюри 5 дипломных проектов выпускников кафедры “Архитектура промышленных и гражданских сооружений”. Комплексному проекту многофункционального парка в микрорайоне 5 “А” Советского района г. Гомеля (авторы:
Н. Зубок, Ю. Немкова, Р. Мельников; руководитель проекта – А.М. Бодяко) присужден диплом II степени. Дипломом III степени отмечена работа Алеси Гайдашовой (руководитель проекта – С.И. Ковырев) “Градостроительная концепция обновления площади перед зданием государственного медицинского университета в г. Гомеле”.
 
Все виды внеучебных работ осуществляются в русле программы специальности “Архитектура”. Преподаватели кафедры полагают, что данное направление очень важно для становления современного специалиста. Значимость и актуальность такой работы состоит в том, что она:
дает возможность углубить теоретические знания по специальным предметам;
развивает творческие способности, нестандартное мышление, инициативу студентов, повышает внимание к будущей специальности;
является средством формирования важного навыка – самостоятельности поиска оптимального решения, способности генерировать идеи и после их анализа воплощать в конкретные проектные разработки;
способствует развитию самосознания студента, выработке социально-психологических установок и определенных смысловых ориентиров в общественной жизни;
способствует возникновению и развитию в студенческом коллективе особого типа межличностных отношений, характеризующегося благоприятным нравственно-психологическим климатом, сотрудничеством, сплоченностью и взаимопомощью;
в процессе общения со студентами преподаватели, творчески осмысливая собственный педагогический и жизненный опыт, способствуют формированию в сознании студентов гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально-значимых ценностей.
 
В дальнейшем преподаватели кафедры видят следующие пути повышения качества подготовки архитекторов:
повышение эффективности чтения лекций;
повышение качества выполнения студентами курсовых проектов;
пересмотр содержания лекций и практических занятий некоторых предметов с целью выявления тем, не используемых при преподавании смежных специальных дисциплин и невостребованности их во время работы выпускников по специальности;
постоянное участие студентов в различных конкурсах с целью приобретения ими навыков реального проектирования.
Заместитель декана факультета ПГС
Е.Р. Маликов
 
Каждая дисциплина вносит свой вклад в становление будущего архитектора. Однако, на мой взгляд, особое место занимает архитектурное проектирование, которое является, с одной стороны, основой фундаментальных профессиональных знаний, с другой – средством развития личности. Этому способствует дискуссионный характер занятий, проводимых со студентами, на которых каждому предоставляется возможность выступить и изложить свое мнение, видение проблемы, что требует постоянной углубленной подготовки в связи с необходимостью отстаивать, защищать свои позиции. Причем процесс профессионального развития студентов прослеживается по ходу занятий от начала и до конца семестра.
Положительными факторами данного подхода являются активность студентов, постоянное рабочее напряжение, заинтересованность в диалоге, в совместном решении проблем, умение объяснять и нести ответственность за свои знания. Результатом такой творческой работы стало активное участие студентов-архитекторов Белорусского государственного университета транспорта в различных городских и областных конкурсах.
Проектирование реальных объектов существенно изменило отношение студентов к изучению конкретного нормативно-справочного материала. Психологическое чувство ответственности заставляет просчитывать, анализировать принимаемые технические и творческие решения с привлечением тех методов, которые рассматривались на лекциях и практических занятиях, а также возобновлять свои знания и искать по литературным и интернет-источникам новые.
Выпускница БелГУТа, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома –
заместитель главного архитектора г. Гомеля
Т.Г. Усенок
 
Архитектура – одна из тех немногих специальностей, овладеть которой может лишь человек, которому дано родиться архитектором…
Во всем, начиная от проектирования городов и организации ландшафта до дизайна мебели и кухонной утвари, принимает участие архитектор.
Произведения архитектуры способны передавать многие идеи, вызывать разные чувства. Можно считать архитектуру искусством своеобразным, наделенным большой образной силой.
Рост экономического благосостояния нашей страны в течение последних 10 лет сделал проблему строительства актуальной. В то же время возросли требования и к самой архитектуре строящихся зданий, причем не только по надежности и долговечности, но и эстетическому содержанию.
Поэтому так важно становление учебного процесса по специальности “Архитектура”. Его основные черты – освоение новых образовательных программ и форм обучения в условиях демократичного и индивидуального подхода к каждому студенту, потому как речь идет в данном случае о творческих личностях.
Сегодня можно сказать, что уже достигнуты определенные результаты, заработан авторитет вуза по подготовке квалифицированных архитекторов. В текущем году университет готовится выпустить в пятый раз архитекторов с высшим образованием. Выпускники же последних лет показали высокий уровень подготовки, что доказывают их успехи в трудовой деятельности. Все они востребованы и применяют свои профессиональные навыки в области архитектуры в Гомеле и других областных и районных центрах республики.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 764
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 991
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...