Вы здесь

Повышение эффективности работы проектных организаций

11.08.2008 08:26
Просмотров: 7 825
Версия для печати

Социальная миссия строительной отрасли – благородна и возвышенна: созидать ради блага людей, ради повышения уровня и качества их жизни. Значит, и чрезвычайно ответственна. А поскольку проектирование – это первый этап инвестиционного цикла, формирующий стартовые условия для последующих этапов строительства, то именно безупречность и отлаженность работы проектных организаций гарантируют непрерывное и успешное возведение объекта. Именно оно определяет инновационные процессы в отрасли, условия и результативность деятельности подрядных организаций, эффективность и долговечность зданий и сооружений, их внешний облик, тем самым способствуя формированию авторитета и уважения к работникам отрасли в обществе.

Поле деятельности Министерства архитектуры и строительства в этой сфере охватывает огромный спектр вопросов. Регулирование основных направлений развития проектной деятельности в стране, разработка градостроительной и проектно-сметной документации в строительстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь и другие не менее важные аспекты – неизменный лейтмотив его градостроительной политики.

 

Согласно статистическим данным, в республике на 1 января 2008 г. насчитывалось 111 проектных организаций (в их число включены организации численностью свыше 16 человек, занимающиеся только проектной деятельностью), из них в коммунальной собственности – 31, в отраслях экономики – 25, прочих – 55. 90 творческих мастерских входят в состав ОО “Белорусский союз архитекторов”. Всего в проектных организациях страны работают 16 646 человек.

Минстройархитектуры выдано примерно 600 лицензий с правом осуществления проектной и изыскательской (инженерная геология) деятельности, 90 – с?правом функций генерального проектировщика, около 140 лицензий – на выполнение архитектурной стадии проекта.

Динамика роста численности проектировщиков с 2000 по 2007 г. практически не изменялась, хотя количество разрабатываемой проектно-сметной документации и объем проектных работ постоянно увеличивались.

 

Министерством архитектуры и строительства проведен анализ работы 64 проектных организаций, подведомственных республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Мингорисполкому, и выявлена динамика основных финансово-экономических показателей за 2006–2007 гг. (рис. 1). Объем выполненных в 2007 г. работ по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода составляет 125,64% (рис. 2). Наблюдается положительная тенденция по двум другим показателям – темпу роста среднемесячной заработной платы (120,79%) и прибыли от реализации работ (117,28%).

В 2006 и 2007 гг. наибольший объем проектных работ, который составляет соответственно 15,6 (62 881,25 млн руб.) и 15,9% (80 632,99 млн руб.) от общего объема проектных работ по республике, выполнен проектными организациями Минстройархитектуры (рис. 3).

В настоящее время министерству подведомственны девять проектно-изыскательских организаций (численность специалистов в 2007 г. – 2 197 человек, или 107,4% к 2006 г.). Именно они проводят целенаправленную работу по обеспечению прогнозных заданий, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 8 “Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год”.

Темпы роста основных показателей по проектным организациям Минстройархитектуры в 2007 г. по отношению к 2006 г. составили: объем выполненных проектных работ – 128,23%, прибыль от реализации работ – 114, уровень рентабельности в 2007 г. – 17,7%. Эти цифры являются показателями устойчивого финансового состояния и стабильной работы проектных организаций республики.

Как свидетельствует анализ результатов проектной деятельности, в последние годы резко возросло количество выпускаемой проектной документации. Например, в 2007 г. проектов разработано почти в 3 раза больше, чем в 2000 г.

Связано это прежде всего с увеличением объемов жилищного строительства, а также с реализацией Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Государственной программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Кроме того, ведется работа по выполнению положений двух главных градостроительных документов – Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006–2010 годы и Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь – как в части разработки градостроительных проектов, так и проектирования жилья и объектов социальной и производственной инфраструктуры для строительства в городских и сельских поселениях.

Начиная с 2007 г. разработка градостроительных проектов осуществляется в соответствии с Графиком разработки схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генпланов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования на 2007–2010 гг. и до 2015 г., утвержденным 29 мая 2007 г. До 2010 г. будут обновлены все неактуальные генеральные планы, в том числе малых и средних городов.

Градостроительные проекты общего планирования являются основными документами, которые регламентируют инвестиционно-строительную деятельность на территориях республики и на базе которых ведется формирование земельных участков, предлагаемых инвесторам.

В целях сокращения сроков проектирования и снижения стоимости строительства проектными организациями все шире используются типовые и повторно применяемые индивидуальные проекты, перечень которых постоянно расширяется (рис. 4–7). В настоящее время готовятся к утверждению 2400 индивидуальных проектов для повторного применения.

Идет систематическое накопление фондов типовых проектов и типовых проектных решений для строительства объектов различного назначения; проектов повторного применения в строительстве; типовых строительных конструкций, изделий и узлов зданий и сооружений для всех видов строительства.

Программой технического нормирования и стандартизации на 2008 г. запланирована переработка СН 227–82 “Инструкция по типовому проектированию” в технический кодекс установившейся практики “Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок проектирования”, положения которого направлены на совершенствование процедуры разработки и согласования типовой проектной документации.

Что касается ценообразования в проектном деле, следует сказать, что удельный вес стоимости проектных работ в стоимости строительства невысок и колеблется от 1,09 до 3,15% в зависимости от вида объекта. Определение стоимости в настоящее время ведется от натуральных показателей объекта проектирования (а не от стоимости строительства), что позволяет избежать зависимости от роста цен на энергоресурсы, строительные материалы и других факторов. Разработаны и утверждены после согласования с профильными министерствами и ведомствами отраслевые сборники базовых цен на проектные и изыскательские работы.

Немаловажное значение в этом направлении имеет принятие Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, в соответствии с которой ценообразование в проектном деле регулируется Минстройархитектуры.

Кроме того, разработаны и утверждены (приказ Минстройархитектуры от 18.12.2007 № 412) Методические указания о стимулировании проектных организаций за снижение сметной стоимости строительства и повышение качества проектирования и Методические указания по определению стоимости проектно-изыскательских работ, выполняемых проектными организациями Беларуси, на основании трудовых затрат. Эти документы предназначены для определения стоимости в случае отсутствия стоимостных нормативов в сборниках цен на проектно-изыскательские работы.

Если говорить о качестве проектно-сметной документации, то к ней, естественно, отношение особое – ведь это дело чести каждой организации. Основными критериями здесь являются соблюдение действующих технических нормативных правовых актов, директивных требований по обеспечению эксплуатационной безопасности, энергетической эффективности запроектированных объектов.

В 2007 г. органами государственной экспертизы было рассмотрено 27 449 единиц проектной и градостроительной документации. Что особенно радует – многие проекты ведущих институтов (например, РУП “Институт Белгоспроект”; УП “Белпромпроект”; ПРУП “Гипроживмаш”; УП “Авторемпромпроект” и др.), их прогрессивные рациональные архитектурно-планировочные решения, применение энергоэффективных инженерных систем и оборудования получают высокую оценку и неоднократно приводятся в качестве положительных примеров, эталонов передового опыта в проектном деле.

Время не стоит на месте. Налицо повсеместное использование в проектировании передовых технологий, и существующая система лицензирования проектной деятельности уже не отвечает требованиям времени. Поэтому назрела необходимость перехода к сертификации проектной продукции, а также сертификации по экспертной оценке проектов, службы заказчиков, что позволит подняться на более высокий, более прогрессивный и динамичный в развитии уровень проектирования, причем менее затратный.

В данном направлении министерство намерено инициировать разработку и утверждение Положения о порядке подготовки и аттестации специалистов проектных организаций и органов государственной экспертизы, проведение республиканских семинаров-совещаний по результатам экспертизы разработанных проектов, что как нельзя лучше способствует выработке мер по дальнейшему совершенствованию проектного дела. Например, при проектировании наиболее сложных и ответственных объектов строительства уже стало практикой экспертное сопровождение разработки проекта органами государственной экспертизы.

Сегодня нам нужно создавать новые и укреплять действующие отраслевые проектные, проектно-технологические, проектно-конструкторские организации или подразделения министерств и ведомств. Не менее актуален вопрос создания инжиниринговых производственных групп. Имеющийся опыт подтверждает, что инжиниринговые предприятия организуют, регулируют, контролируют весь инвестиционный цикл строительства объекта (от разрешительной документации до ввода в эксплуатацию), благодаря чему сокращаются сроки строительства, да и качество несравненно выше.

Надежность и эффективность функционирования любой отрасли обеспечивают, как известно, профессионалы. И в этом отношении проектное дело не является исключением, скорее наоборот. Страна, активно ведущая строительство, сегодня особенно нуждается в хорошо подготовленных специалистах-проектировщиках. Подготовка кадров в республике осуществляется в семи вузах по пятнадцати специальностям. В среднем 5% выпускников распределяется в проектные организации.

Перед Министерством образования поставлена задача увеличения набора и подготовки специалистов с высшим образованием для строительной отрасли. Работа эта ведется начиная с 2003 г., но проблема нехватки кадров по-прежнему остается. Минстройархитектуры предлагает актуализировать программу обучения, организовать участие студентов-старшекурсников в проектировании конкретных объектов, расширить переподготовку лиц, имеющих высшее образование, для строительной отрасли.

Значительную роль в привлечении и закреплении кадров в проектных организациях играют условия труда, заработная плата, обеспеченность жильем.

Минстройархитектуры совместно с Минтруда, Минфином, Минэкономики намерено пересмотреть формирование и методику оплаты труда, распределение и использование прибыли проектных организаций, учитывая острую необходимость в постоянном обновлении технических средств, технологий, программной продукции.

Ориентировочная стоимость обеспечения одного рабочего места компьютерной техникой и лицензионной программной продукцией, например, составляет около 26 млн руб. Причем лицензионную программную продукцию необходимо обновлять каждые три года – это составляет примерно 22 млн руб., обеспечение компьютерной периферии обходится в 217 млн руб. в ценах 2008 г. Затраты большие, но требования к качеству проектной документации диктуют обязательное переоснащение проектных организаций республики современной техникой, оборудованием, программной продукцией. Тем более что использование компьютерных технологий сокращает сроки проектирования почти в два раза.

Проектные организации выполняют крайне важную для государства задачу, обеспечивая проектной документацией стабильно высокий в настоящее время уровень жилищного и общественно значимого строительства. Чтобы деятельность их была максимально эффективной, главным вектором дальнейшего совершенствования проектного дела в республике должно стать научно-техническое и нормативное обеспечение отрасли, оперативное решение других актуальных вопросов. В целях разработки предложений по их решению, совершенствованию деятельности проектных организаций Минстройархитектуры подготовлен проект Межведомственной программы мероприятий по повышению эффективности работы проектных организаций Республики Беларусь на 2008–2010 гг.



comments powered by HyperComments
Читайте также
27.12.2004 / просмотров: 5 639
Заслуженный архитектор Республики Беларусь Лауреат государственной премии РБ Академик Белорусской академии архитектуры Член-корреспондент...
16.09.2005 / просмотров: 3 493
 Теперь это уже очевидно: в Светлогорске появился один из самых естественных по своей верности христианским традициям мемориалов, посвященных...
21.10.2005 / просмотров: 8 421
Срок службы зданий, сооружений или их отдельных элементов определяется множеством факторов — конструктивным решением, выбором материалов,...