Социальная миссия строительной отрасли – благородна и возвышенна: созидать ради блага людей, ради повышения уровня и качества их жизни. Значит, и чрезвычайно ответственна. А поскольку проектирование – это первый этап инвестиционного цикла, формирующий стартовые условия для последующих этапов строительства, то именно безупречность и отлаженность работы проектных организаций гарантируют непрерывное и успешное возведение объекта. Именно оно определяет инновационные процессы в отрасли, условия и результативность деятельности подрядных организаций, эффективность и долговечность зданий и сооружений, их внешний облик, тем самым способствуя формированию авторитета и уважения к работникам отрасли в обществе.
Поле деятельности Министерства архитектуры и строительства в этой сфере охватывает огромный спектр вопросов. Регулирование основных направлений развития проектной деятельности в стране, разработка градостроительной и проектно-сметной документации в строительстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь и другие не менее важные аспекты – неизменный лейтмотив его градостроительной политики.
Согласно статистическим данным, в республике на 1 января 2008 г. насчитывалось 111 проектных организаций (в их число включены организации численностью свыше 16 человек, занимающиеся только проектной деятельностью), из них в коммунальной собственности – 31, в отраслях экономики – 25, прочих – 55. 90 творческих мастерских входят в состав ОО “Белорусский союз архитекторов”. Всего в проектных организациях страны работают 16 646 человек.
Минстройархитектуры выдано примерно 600 лицензий с правом осуществления проектной и изыскательской (инженерная геология) деятельности, 90 – с?правом функций генерального проектировщика, около 140 лицензий – на выполнение архитектурной стадии проекта.
Динамика роста численности проектировщиков с 2000 по 2007 г. практически не изменялась, хотя количество разрабатываемой проектно-сметной документации и объем проектных работ постоянно увеличивались.
Министерством архитектуры и строительства проведен анализ работы 64 проектных организаций, подведомственных республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Мингорисполкому, и выявлена динамика основных финансово-экономических показателей за 2006–2007 гг. (рис. 1). Объем выполненных в 2007 г. работ по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода составляет 125,64% (рис. 2). Наблюдается положительная тенденция по двум другим показателям – темпу роста среднемесячной заработной платы (120,79%) и прибыли от реализации работ (117,28%).
В 2006 и 2007 гг. наибольший объем проектных работ, который составляет соответственно 15,6 (62 881,25 млн руб.) и 15,9% (80 632,99 млн руб.) от общего объема проектных работ по республике, выполнен проектными организациями Минстройархитектуры (рис. 3).
В настоящее время министерству подведомственны девять проектно-изыскательских организаций (численность специалистов в 2007 г. – 2 197 человек, или 107,4% к 2006 г.). Именно они проводят целенаправленную работу по обеспечению прогнозных заданий, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 8 “Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год”.
Темпы роста основных показателей по проектным организациям Минстройархитектуры в 2007 г. по отношению к 2006 г. составили: объем выполненных проектных работ – 128,23%, прибыль от реализации работ – 114, уровень рентабельности в 2007 г. – 17,7%. Эти цифры являются показателями устойчивого финансового состояния и стабильной работы проектных организаций республики.
Как свидетельствует анализ результатов проектной деятельности, в последние годы резко возросло количество выпускаемой проектной документации. Например, в 2007 г. проектов разработано почти в 3 раза больше, чем в 2000 г.
Связано это прежде всего с увеличением объемов жилищного строительства, а также с реализацией Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Государственной программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Кроме того, ведется работа по выполнению положений двух главных градостроительных документов – Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006–2010 годы и Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь – как в части разработки градостроительных проектов, так и проектирования жилья и объектов социальной и производственной инфраструктуры для строительства в городских и сельских поселениях.
Начиная с 2007 г. разработка градостроительных проектов осуществляется в соответствии с Графиком разработки схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генпланов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования на 2007–2010 гг. и до 2015 г., утвержденным 29 мая 2007 г. До 2010 г. будут обновлены все неактуальные генеральные планы, в том числе малых и средних городов.
Градостроительные проекты общего планирования являются основными документами, которые регламентируют инвестиционно-строительную деятельность на территориях республики и на базе которых ведется формирование земельных участков, предлагаемых инвесторам.
В целях сокращения сроков проектирования и снижения стоимости строительства проектными организациями все шире используются типовые и повторно применяемые индивидуальные проекты, перечень которых постоянно расширяется (рис. 4–7). В настоящее время готовятся к утверждению 2400 индивидуальных проектов для повторного применения.
Идет систематическое накопление фондов типовых проектов и типовых проектных решений для строительства объектов различного назначения; проектов повторного применения в строительстве; типовых строительных конструкций, изделий и узлов зданий и сооружений для всех видов строительства.
Программой технического нормирования и стандартизации на 2008 г. запланирована переработка СН 227–82 “Инструкция по типовому проектированию” в технический кодекс установившейся практики “Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок проектирования”, положения которого направлены на совершенствование процедуры разработки и согласования типовой проектной документации.
Что касается ценообразования в проектном деле, следует сказать, что удельный вес стоимости проектных работ в стоимости строительства невысок и колеблется от 1,09 до 3,15% в зависимости от вида объекта. Определение стоимости в настоящее время ведется от натуральных показателей объекта проектирования (а не от стоимости строительства), что позволяет избежать зависимости от роста цен на энергоресурсы, строительные материалы и других факторов. Разработаны и утверждены после согласования с профильными министерствами и ведомствами отраслевые сборники базовых цен на проектные и изыскательские работы.
Немаловажное значение в этом направлении имеет принятие Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, в соответствии с которой ценообразование в проектном деле регулируется Минстройархитектуры.
Кроме того, разработаны и утверждены (приказ Минстройархитектуры от 18.12.2007 № 412) Методические указания о стимулировании проектных организаций за снижение сметной стоимости строительства и повышение качества проектирования и Методические указания по определению стоимости проектно-изыскательских работ, выполняемых проектными организациями Беларуси, на основании трудовых затрат. Эти документы предназначены для определения стоимости в случае отсутствия стоимостных нормативов в сборниках цен на проектно-изыскательские работы.
Если говорить о качестве проектно-сметной документации, то к ней, естественно, отношение особое – ведь это дело чести каждой организации. Основными критериями здесь являются соблюдение действующих технических нормативных правовых актов, директивных требований по обеспечению эксплуатационной безопасности, энергетической эффективности запроектированных объектов.
В 2007 г. органами государственной экспертизы было рассмотрено 27 449 единиц проектной и градостроительной документации. Что особенно радует – многие проекты ведущих институтов (например, РУП “Институт Белгоспроект”; УП “Белпромпроект”; ПРУП “Гипроживмаш”; УП “Авторемпромпроект” и др.), их прогрессивные рациональные архитектурно-планировочные решения, применение энергоэффективных инженерных систем и оборудования получают высокую оценку и неоднократно приводятся в качестве положительных примеров, эталонов передового опыта в проектном деле.
Время не стоит на месте. Налицо повсеместное использование в проектировании передовых технологий, и существующая система лицензирования проектной деятельности уже не отвечает требованиям времени. Поэтому назрела необходимость перехода к сертификации проектной продукции, а также сертификации по экспертной оценке проектов, службы заказчиков, что позволит подняться на более высокий, более прогрессивный и динамичный в развитии уровень проектирования, причем менее затратный.
В данном направлении министерство намерено инициировать разработку и утверждение Положения о порядке подготовки и аттестации специалистов проектных организаций и органов государственной экспертизы, проведение республиканских семинаров-совещаний по результатам экспертизы разработанных проектов, что как нельзя лучше способствует выработке мер по дальнейшему совершенствованию проектного дела. Например, при проектировании наиболее сложных и ответственных объектов строительства уже стало практикой экспертное сопровождение разработки проекта органами государственной экспертизы.
Сегодня нам нужно создавать новые и укреплять действующие отраслевые проектные, проектно-технологические, проектно-конструкторские организации или подразделения министерств и ведомств. Не менее актуален вопрос создания инжиниринговых производственных групп. Имеющийся опыт подтверждает, что инжиниринговые предприятия организуют, регулируют, контролируют весь инвестиционный цикл строительства объекта (от разрешительной документации до ввода в эксплуатацию), благодаря чему сокращаются сроки строительства, да и качество несравненно выше.
Надежность и эффективность функционирования любой отрасли обеспечивают, как известно, профессионалы. И в этом отношении проектное дело не является исключением, скорее наоборот. Страна, активно ведущая строительство, сегодня особенно нуждается в хорошо подготовленных специалистах-проектировщиках. Подготовка кадров в республике осуществляется в семи вузах по пятнадцати специальностям. В среднем 5% выпускников распределяется в проектные организации.
Перед Министерством образования поставлена задача увеличения набора и подготовки специалистов с высшим образованием для строительной отрасли. Работа эта ведется начиная с 2003 г., но проблема нехватки кадров по-прежнему остается. Минстройархитектуры предлагает актуализировать программу обучения, организовать участие студентов-старшекурсников в проектировании конкретных объектов, расширить переподготовку лиц, имеющих высшее образование, для строительной отрасли.
Значительную роль в привлечении и закреплении кадров в проектных организациях играют условия труда, заработная плата, обеспеченность жильем.
Минстройархитектуры совместно с Минтруда, Минфином, Минэкономики намерено пересмотреть формирование и методику оплаты труда, распределение и использование прибыли проектных организаций, учитывая острую необходимость в постоянном обновлении технических средств, технологий, программной продукции.
Ориентировочная стоимость обеспечения одного рабочего места компьютерной техникой и лицензионной программной продукцией, например, составляет около 26 млн руб. Причем лицензионную программную продукцию необходимо обновлять каждые три года – это составляет примерно 22 млн руб., обеспечение компьютерной периферии обходится в 217 млн руб. в ценах 2008 г. Затраты большие, но требования к качеству проектной документации диктуют обязательное переоснащение проектных организаций республики современной техникой, оборудованием, программной продукцией. Тем более что использование компьютерных технологий сокращает сроки проектирования почти в два раза.
Проектные организации выполняют крайне важную для государства задачу, обеспечивая проектной документацией стабильно высокий в настоящее время уровень жилищного и общественно значимого строительства. Чтобы деятельность их была максимально эффективной, главным вектором дальнейшего совершенствования проектного дела в республике должно стать научно-техническое и нормативное обеспечение отрасли, оперативное решение других актуальных вопросов. В целях разработки предложений по их решению, совершенствованию деятельности проектных организаций Минстройархитектуры подготовлен проект Межведомственной программы мероприятий по повышению эффективности работы проектных организаций Республики Беларусь на 2008–2010 гг.