Сложность современной градостроительной ситуации в Бресте заключается в том, что существуют три ядра города, представляющие историческую, архео-логическую и архитектурную ценности: первоначальный город – крепость – город XIX–XX вв.
В 2019 г. Бресту исполнится 1000 лет. За прошедшее время город назывался по-разному. В XI–XVII вв. – Берестье, с XVII до начала XX в. – Брест-Литовск, в 1921–1939 гг. – Брест-над-Бугом, с конца 1930-х гг. – Брест.
В 1390 г. Брест, первый из городов Беларуси, получил самоуправление по магдебургскому праву. Во 2-й половине XV в. он превратился в известный политический центр Великого Княжества Литовского. Здесь часто проводились общегосударственные сеймы. В 1554 г. город получил герб с изображением каменной четырехгранной шатровой башни на красном поле при слиянии двух рек.
XVII–XVIII вв. характеризуются расцветом монументального культового зодчества, и Брест не стал исключением. К сожалению, сегодня это богатое наследие в основном утрачено.
Фундатором первого парафиального костела Св. Креста и Вознесения Девы Марии (1412 г.) является великий князь Великого Княжества Литовского Витовт. В 1766 г. на месте деревянного был построен каменный (освящен в 1769 г.).
В 1623 г. на Рыночной площади было начато строительство комплекса коллегиума иезуитов. Он занимал целый квартал, примыкавший к рынку. В 1713 г. завершается возведение нового каменного костела Св. Иисуса и Казимира.
Одним из старейших брестских католических монастырей являлся монастырь августинцев, основанный в 1380 г. великим князем Витовтом. Каменный храм монастыря был освящен во имя Св. Троицы в 1686 г. Строительство каменных монастырских построек полностью завершено во 2-й половине XVII – XVIII в.
К северо-востоку от комплекса иезуитского коллегиума недалеко от реки Мухавец находился монастырь базилиан (1631 г.). К югу от него располагалась знаменитая брестская соборная церковь Св. Николая (точная дата основания не известна). В 1596 г. на церковном соборе в ней была провозглашена Брестская церковная уния.
Главное монументальное сооружение в еврейском районе Бреста – величественный комплекс синагоги. Во 2-й половине XVI – начале XVII в. здесь возводится новое каменное здание синагоги в стиле ренессанс.
За пределами основной городской территории в 1635 г. монастырь закладывают доминиканцы.
На территории Волынского предместья, связанного с городом Бернардинским мостом, сформировался ансамбль бернардинских монастырей. Появился он в 1605 г. В 1623-м завершено строительство каменного костела Иоанна Крестителя и Св. Анны. Двухэтажное здание монастыря воздвигнуто в 1-й половине XVII в.
В 1622 г. рядом с монастырем бернардинцев был основан монастырь бернардинок. В 1750-м возведен новый каменный костел, в том же году освященный под прежним именем Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Монастыри бернардинок и бернардинцев являлись главными сооружениями Волынского предместья в Бресте и составляли единый архитектурный ансамбль, организованный вокруг площади, которая соединялась с центральной частью города Бернардинским мостом.
К югу от бернардинских монастырских комплексов находился единственный в Бресте Симеоновский православный монастырь, все сооружения которого были деревянными.
Кроме монастырских комплексов на территории Волынского предместья располагалась униатская деревянная церковь Св. Преображения. В предместье Пески в 1621 г. появился монастырь бригиток, в 1751 г. освящен каменный костел. К востоку от него находилась униатская церковь Св. Михаила.
На территории Кобринского предместья в XVIII в. был сооружен каменный комплекс монастыря тринитариев, появившегося здесь в 1737 г. Каменный монастырский костел Св. Варвары освящен в 1761 г. К северо-востоку от монастыря на пересечении двух дорог находилась деревянная униатская церковь Св. Троицы.
В 1795 г. по третьему разделу Речи Посполитой Брест вошел в состав Российской империи, с 1796 г. стал центром уезда Слонимской, с 1797 – Литовской, с 1801 г. – Гродненской губернии.
В 1811 г. разработан первый проектный план реконструкции и развития Бреста. Он охватывал значительную территорию, включая предместья. Реализация этого проекта требовала значительных средств, экономическое состояние города не позволило приступить к его осуществлению, а решение царского правительства о возведении на месте древнего Бреста новой крепости и вообще свело этот проект на нет.
Новый период градостроительного развития Бреста начался со строительства на территории старого города крепости с обслуживающими зданиями и собственно нового города, вынесенного на форштадты.
В результате старый город был практически полностью разрушен, все культовые постройки XVII–XVIII вв. уничтожены или перестроены для военных целей. Комплексы монастырей бернардинцев и бернардинок были реконструированы под кадетский корпус, здание монастыря августинцев перестроено для комитета крепостных инженеров. Постройки монастыря тринитариев использовались для размещения военно-рабочей роты, а монастыря бригиток – арестантской. Для комендантского управления в 1836 г. был реконструирован комплекс иезуитского коллегиума. Базилианский монастырь перестроили под артиллерийские казармы, а Петро-Павловскую церковь – под офицерское собрание (в дальнейшем здание получило известность под названием “Белый дворец”).
Брестская крепость состояла из ряда бастионных фортов с равелинами и укреплений – Кобринского, Волынского и Тереспольского. На острове, образованном двумя рукавами реки Мухавец, бывшем историческом центре древнего города, расположилось центральное укрепление – Цитадель.
Новый город Брест сформировался в 2–3 км от крепости на специально выделенных территориях по единому генеральному плану.
К 1920–1930 гг. Брест превратился в крупный административный центр Польской республики. В этот период градостроительные преобразования не коснулись планировочной структуры, сложившейся в XIX в. Расширение городской территории велось за счет освоения буферного пространства между форштадтами и крепостью, а также к северу и западу от железнодорожного вокзала. Здесь возникли компактные городские районы.
После Второй мировой войны город развивался в восточном, северном и южном направлениях в соответствии с утвержденными генеральными планами. В 1960-е гг. вследствие строительства новых высотных зданий, перекрывших исторические улицы, планировка 1-й половины XIX в. была частично утрачена.
Из архитектурных стилей в городской застройке середины XIX в. господствовал классицизм. Застройка велась на основании образцовых проектов. В это время кроме культовых зданий и государственных учреждений, а также застройки, фиксирующей углы кварталов, здания в городе были преимущественно деревянные.
После большого пожара 1895 г. началось интенсивное строительство жилых каменных одно-, двух-, трехэтажных зданий, главным образом в стиле эклектики, которые и сегодня являются неотъемлемой частью города. Некоторые здания по ул. Карла Маркса сохранили не только первоначальный архитектурный декор, но и элементы интерьера – ограждения лестниц, столярные изделия и др.
Следует отметить, что в Бресте есть несколько зданий, построенных в стиле модерн. Одно из них находится на ул. Советских Пограничников, № 32. В годы Первой мировой войны оно значительно пострадало, а при восстановлении во многом утратило свое изначальное архитектурное решение, но некоторые элементы модерна сохранились. Это металлические въездные ворота, решетки печей. Другой прекрасный пример – здание на ул. Советской, № 101.
В 1920–1930-е гг. в застройке Бреста преобладал конструктивизм. Здания этого стиля представляют особую ценность, среди них есть культовая постройка, жилые и общественные здания, в частности типа таунхауз, особняки, спортивные сооружения. В то же время появились дома в “народном” стиле для чиновников и военных.
В 1950-е гг. по индивидуальным проектам возводятся здания в стиле социалистического классицизма, также играющие важную роль в градостроительной структуре Бреста.
Сложность современной градостроительной ситуации в Бресте заключается в том, что существуют три ядра города, представляющие историческую, археологическую и архитектурную ценности: первоначальный город – крепость – город XIX–XX вв.
Как уже отмечалось, древний город был полностью разрушен. Из его культовых построек в настоящее время не встречает видимых препятствий восстановление бернардинских монастырей с расположением в одном из них католического монастыря (руины монастырей и архивные чертежи сохранились).
Консервация фрагментов кирпичных стен казарм цитадели XIX в., к сожалению, не останавливает процесса их разрушения. Эмоциональное воздействие от их восприятия слабее задуманного. Возможно, для зрительного представления о степени разрушений следует восстановить большую часть казарм, выполнив стены из кирпича другого цвета. В восстановленных казармах можно разместить кадетский корпус и высшее училище пограничных войск. Территория и месторасположение крепости позволяют проводить подготовку конных пограничников, что важно как для несения пограничной службы, так и для организации парадов и представлений.
В настоящее время территория между городом и крепостью не благоустроена, застраивается хаотично, жилые дома возводятся рядом с крепостными рвами и даже иногда вторгаются в структуру оборонительных сооружений. Недавно построенные высотные здания с северной стороны Брестской крепости зрительно снивелировали валы и сохранившийся форт, снизили представительность этих сооружений.
Город XIX–XX вв. имеет большое количество градостроительных и архитектурных проблем.
Границы исторического ядра проходят по улицам Ленина, Орджоникидзе, бульвару Космонавтов и берегу реки Мухавец, его территория составляет лишь маленькую часть современной. Историческая этажность застройки – не выше 4 этажей, внутриквартальное пространство четко организовано. Изначально были запроектированы широкие бульвары, поэтому до настоящего времени Брест – очень зеленый город. Строительство новых высотных зданий в центре приводит к уничтожению архитектурного облика города и его планировочной структуры, разрушает исторический образ. Возникают транспортные проблемы вследствие строительства высотных зданий в центре. По существу происходит то, что в Бресте не случилось даже в годы всех войн XX в., – уничтожение исторического центра.
Разрушения все больше касаются исторической застройки. Удивительна легкость, с которой сносят здания XIX в. и строят на их месте “красивые” дома, тем самым нарушая архитектурную среду. Замена окон и дверей в исторической застройке стеклопакетами без соблюдения существовавшего рисунка, потеря архитектурного декора во время ремонтов, изменение высоты и материала покрытия крыши, скобяных изделий – все это приводит к обезличиванию зданий.
Утрачена регулярная планировка западной части исторического центра. На смену ей пришли тупиковые въезды и не связанная с планировкой свободная типовая застройка. Утрата индивидуальных черт небольшого города, масштабного человеку, может оказаться необратимой.
Уходит своеобразие города и в результате изменения исторической среды вокруг ценной застройки, прежде всего планировочной структуры и масштаба окружающих ее зданий и сооружений.
Для предотвращения негативных решений в соответствии с законодательством Республики Беларусь были выполнены проекты зон охраны историко-культурных ценностей – исторического центра города Бреста и Брестской крепости.
Проектом предусматривается регулирование масштаба новой застройки вокруг ценностей, в частности ее высотности, в соответствии со сложившейся градостроительной ситуацией на основе историко-архивных исследований.
Получив в наследие оригинальный и красивый город, следует приложить все усилия, чтобы сохранить его для будущих поколений.