Вы здесь

Музеи предприятий: вопросы архитектурного формирования

15.11.2013 10:24
Просмотров: 1 614
Версия для печати

Желание запечатлеть историю развития производства, как и необходимость содействия этому развитию, были осознаны обществом еще в XVIII–XIX вв. Для сохранения образцов изделий средневековых ремесленников в 1793 г. в Париже открылся Промышленный музей – Консерватория искусств и ремесел. В России в 1810 г. был учрежден мануфактурный музеум, экспонировавший машины и производимую на них продукцию. Еще раньше создавались музеи промышленных предприятий, первыми из которых стали музей Петербургского фарфорового завода и музей Оружия при тульском Оружейном заводе, существующие до настоящего времени.

Сегодня на постсоветском пространстве основное число промышленных музеев составляют музеи предприятий, выполняющие главным образом репрезентативные функции. Однако, как показывает зарубежная практика, с развитием техники и технологии, увеличением выпуска продукции и ростом конкуренции задачи музея  предприятия трансформируются. В современном мире ведется поиск новых средств привлечения покупателей, продвижения выпускаемых товаров на рынке. В этих условиях музей становится элементом маркетинговой макросреды предприятий, содействующим повышению известности фирменной марки, увеличению объемов продаж.

Но факторы создания музеев предприятий не ограничиваются сферой маркетинга. Предпосылки формирования этих объектов выходят за грани фирменной заинтересованности, носят социокультурный характер, связаны с повышением престижности города, региона. Музей способен показать изменение отношения общества к индустрии, актуальность вопросов экологии, он стимулирует интерес к технической истории человечества.

По названным причинам практически во всех странах с развитой и развивающейся экономикой ярко проявляется тенденция формирования музеев предприятий, особенно крупных производств с мощной финансовой базой. Сегодня широко известны музейно-выставочные комплексы заводов-гигантов автопрома: Музей и Форум-Ауди в Ингольштадте (Мuseum mobile- Audi Forum IngolstadtKMS, M. Keller, C. Rohrer, 2000 г.), Музей БМВ (BMW Museum, 1972 г., Atelier Bruckner, 2008 г.) и Мир БМВ (BMW Welt, Coop Himmelb(I)au, 2007 г.) в Мюнхене, Музей Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz, UN Studio Architects, 2006 г.) и Музей Порше (Porsche Museum, Delugan Meissl Associated Architects, 2009 г.) в Штутгарте и др. Многочисленность существующих объектов и перспективность подобного строительства делают целесообразным обобщение имеющегося в этой сфере архитектурного опыта.

Рис. 1. Ауди в Ингольштадте

Архитектурно-градостроительное размещение музея обусловлено местом расположения предприятия в городе. В большинстве случаев музеи создаются на территориях вблизи основных производственных зон, включаются в планировочную и композиционную структуру уже сложившихся предзаводских пространств или участвуют в формировании новых деловых площадей, принимающих потоки работников предприятий и внешних посетителей – горожан, туристов, бизнесменов. Обязательным условием градостроительной организации таких площадей является обеспечение их удобной транспортной доступности, организация оптимальной планировочной связи с городским центром и автомобильными магистралями. Так, Форум-Ауди размещен на площадке, непосредственно примыкающей к производственной  территории, доступен из центральной зоны г. Ингольштадта и внешних транспортных магистралей (рис. 1). Музейно-выставочный комплекс БМВ вместе с главным штабом компании формирует фронт квартала производственной застройки и обращен на важную городскую магистраль Мюнхена (рис. 2). Музей Мерседес-Бенц расположен несколько автономно в производственной зоне Штутгарта, на площадке напротив предприятия, и также обеспечен необходимыми транспортно-планировочными связями (рис. 3). В композиционном отношении во всех случаях размещения музеи трактуются как доминанты или важные акценты архитектурно-градостроительных ансамблей, воспринимаются как объекты-символы не только фирмы, но и города. 

Рис. 2. БМВ в Мюнхене

Рис. 3. Мерседес-Бенц в Штутгарте 

Функциональная организация музеев предприятий основывается на принципиально общих подходах и предполагает формирование многофункциональных структур, включающих зоны экспозиционную, информационную, сервисную, торговую, отдыха и развлечений. Поскольку главной задачей музеев остается показ истории, достижений и перспектив развития предприятия, основной по значимости и пространственной развитости является экспозиционная зона, содержащая наиболее интересные образцы продукции, демонстрирующая этапы развития производства (рис. 4–6). При этом в зоне создаются условия не только для осмотра, но и для активного ознакомления с экспонатами: посетитель может потрогать их, посидеть или проехать в машине, интерактивно поучаствовать в движении, в производственном процессе создания автомобиля.

Рис. 4. Мир БМВ в Мюнхене

Рис. 5. Музей БМВ в Мюнхене

Рис. 6. Музей Ауди в Ингольштадте

В музейно-выставочном комплексе БМВ, например, представлены как автомобили и мотоциклы марки БМВ, так и двигатели, пропеллеры самолетов, выпускавшиеся БМВ в начале XX в.; по желанию посетитель может получить исчерпывающую информацию по каждому из экспонатов, опробовать новые машины, полюбоваться инсталляцией – кинетической  моделью BMW (рис. 7). Для детей и подростков работает особая образовательная программа, позволяющая им творчески исследовать мир мобильности, почувствовать себя дизайнером или конструктором.      

Рис. 7. Современная организация экспозиции: Мир и Музей БМВ в Мюнхене

В настоящее время в музейно-выставочных комплексах предприятий большую значимость приобретают зоны продаж и сервисного обслуживания, дающие возможность приобрести заинтересовавшую модель продукции, получить банковские услуги, техническую консультацию и т.д. Так, в Форуме-Ауди предлагают свои услуги банк, служба страхования, турагентство, клиентский центр, студия эксклюзивного тюнинга,  крупный магазин по продаже автомобилей Ауди, аксессуаров и приспособлений к ним (рис. 8). Учитывая массовость посещения музеев, превращающихся из узкоспециализированных объектов в городские достопримечательности, в их функциональную структуру включаются рестораны, кафе, лекционные и конференц-залы. Тематика проводимых здесь мероприятий может оказаться вовсе не связанной с автопромом.

Рис. 8. Форум-Ауди в Ингольштадте 

Объемно-планировочное формирование музейно-выставочных объектов базируется на сценарии экспозиции, определяющем систему выставочных залов, величину и взаимосвязи помещений, особенности движения в них. Главное экспозиционное пространство – многоуровневое, всегда различное по организации. В здании-чаше Музея БМВ движение в пространстве осуществляется по спирали, открывает перед посетителем неожиданные ракурсы экспозиции; эмоциональную смену восприятия обеспечивает переход по галереям-связям в примыкающий прямоугольный блок, контрастирующий с объемом-чашей и по композиции, и по содержанию выставок (рис. 9).

Рис. 9. Музей БМВ в Мюнхене

В комплексе Ауди осмотр музейной экспозиции начинается с верхнего уровня круглого в плане здания, в Музее Мерседес-Бенц – идет по сложной траектории, включающей пандусы и залы. В Музее Порше идея экспозиции предполагает свободное индивидуальное общение посетителей с машинами в обширном пространстве, без четко установленных маршрутов и сопровождения звуковыми или компьютерными эффектами. Из вестибюля гости музея поднимаются вверх по эскалатору в просторный выставочный зал, где сами могут выбрать выставку для начала осмотра (рис.10).

Рис. 10. Музей Порше 

Задачей объемно-планировочного формирования комплексов является организация рациональной планировочной взаимосвязи экспозиционных пространств и многочисленных различных по функциям групп помещений. Для решения используются приемы вертикального и горизонтального зонирования, объединения функциональных блоков подземными и надземными переходами, формирования перетекающих пространств (рис. 11).

Рис. 11. Мир и Музей БМВ в Мюнхене

Каждый музей включает в свою структуру особый элемент, делающий внутреннее пространство неповторимым. В Музее Ауди – это находящийся в движении патерностер с размещенными на нем машинами-экспонатами, в  Мире БМВ – стержневая конструкция, образующая двойной конус, в Музее Мерседес-Бенц – центральный атриум с лифтами, в Форуме-Ауди –  «лестница в небо», ведущая на обзорные галереи многоуровневого зала (рис. 12–14).

Рис. 12. Музей Ауди в Ингольштадте и Мир БМВ в Мюнхене

Рис. 13. Музей Мерседес-Бенц в Штутгарте 

Рис. 14. Форум-Ауди в Ингольштадте 

В архитектурном формировании экспозиционных пространств активно используются свет – сплошной боковой, верхний или направленный, поступающий в соответствии с композиционным замыслом через специальные проемы. Комплексно применяется цвет – на полу, стенах, потолке залов, несущих и инженерных конструкциях. Широко используется вечерняя подсветка зданий (рис. 15, 16).

Рис. 15. Музей Мерседес-Бенц в Штутгарте

Рис. 16. Мир БМВ в Мюнхене, Музеи Порше и Мерседес-Бенц в Штутгарте

Образная трактовка музейно-выставочных комплексов предприятий всегда своеобразна. Автомобильная отрасль ассоциируется с движением, поэтому для музеев выбираются динамичные формы: белая коробка Музея Порше вознесена на трех бетонных опорах над блоком входа, придавая экспрессивность композиции; направление движения во внутреннем пространстве Музея Мерседес-Бенц прослеживается в пластическом решении объема; покрытие Мира БМВ кажется летящим над зданием (рис. 17). Крупные экспозиционные площади перекрываются большепролетными конструкциями. Используемые строительные материалы – металл, бетон, стекло. Здания не только уникальны по конструктивной организации. В их архитектуре учитываются особенности восприятия застройки, характер окружения. В большинстве случаев архитектура музеев создает контраст с близрасположенной застройкой – как производственной, так и гражданской.

Рис. 17. Музеи Порше и Мерседес-Бенц, Мир БМВ

Развитие ведущих производств, а также тенденции расширения экспозиционной деятельности в республике открывают перспективы формирования музейно-выставочных комплексов белорусских предприятий. Стимулом творческих поисков в области архитектурной организации таких объектов может стать изучение пути, пройденного в этом направлении известными зарубежными производителями.

Использованные источники

  1. Audi Forum в Ингольштадте. ]]>http://www.audi.ru/ru/brand/ru/experience/audi_forums/audi_forum_ingolst...]]>  
  2. BMW Museum by Atelier Brückner  ]]>http://www.dezeen.com/2008/07/28/bmw-museum-munich-by-atelier-bruckner/]]>
  3. BMW Welt and Museum Munich. ]]>http://www.muenchen.de/int/en/sights/attractions/bmw-welt-munich.html]]>
  4. Музей BMW в Мюнхене. ]]>http://www.arhinovosti.ru/2008/07/29/muzejj-bmw-v-myunkhene/]]>
  5. Mercedes-Benz Museum Stuttgart by UNStudio Architects. ]]>http://redchalksketch.wordpress.com/2010/09/16/mercedes-benz-museum-stut...]]>
  6. Porsche Museum, Stuttgart. ]]>http://en.wikipedia.org/wiki/Porsche_Museum,_Stuttgart]]>

comments powered by HyperComments