29 сентября 1529 г.
был утвержден первый Статут Великого Княжества Литовского – сбор законов, памятник старобелорусской юридической мысли и письменности. Трудно установить с полной достоверностью, кто участвовал в разработке документа. Но его основные положения обсуждались с великим князем литовским Жигимонтом Казимировичем, которому принадлежала честь утверждения Статута. Статут был подготовлен на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 г., привилеев. При его подготовке не только разработана система и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания, но и введено много новых норм, в которых отражались товарно-денежные отношения, включались нормы государственного, административного, гражданского, семейного, криминального, судебно-процессуального права. Закладывался приоритет письменного права и принцип суверенности государства.
родился Михал Клеофас Огинский (1765–1833), государственный деятель Речи Посполитой, дипломат, композитор. Огинский принимал активное участие в восстании Тадеуша Костюшки, все свое имущество пожертвовав “в дар родине”.
Имя Огинского овеяно ореолом романтики, порождавшей немало легенд, а это многократно увеличивало интерес к его музыкальному творчеству. Особенно прославился композитор своими полонезами. Он первым стал трактовать этот жанр не как чисто танцевальный, а скорее как лирическую поэму, самостоятельную в своем выразительном значении фортепианную пьесу. Его полонезы в начале XIX в. звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались там большой популярностью.
в честь приезда в Пинск короля Польши Станислава Августа Понятовского в фундамент заложенного раньше дворца была опущена плита с памятной надписью. Этот день принято считать началом создания в Пинске архитектурной достопримечательности, известной сегодня как дворец Бутримовича.
Проект дворца выполнил виленский архитектор Кароль Шильдхауз для известного политического деятеля Речи Посполитой, пинского городского судьи, посла на 4-летний сейм Матеуша Бутримовича (1745–1814). Строительство велось местной артелью с использованием отечественных и привозных материалов.
родился Владислав Сырокомля (Людвік Уладзіслаў Францішак Кандратовіч) (1823–1862), белорусский и польский поэт, краевед, историк литературы, переводчик. Учился в доминиканских школах Несвижа и Новогрудка. Работал в канцелярии радзивилловского замка в Несвиже. С 1844 г., оставив службу и взяв в аренду фольварок Залучье, занялся литературным трудом. Именно красота земли, на которой он родился и жил, народный фольклор, его традиции и устои питали поэзию “вясковага лірніка”, как сам себя называл Сырокомля.
Не я пяю – народ Божы
Даў мне ў песні лад прыгожы,
Бо на сэрцы маю путы
І з народам імі скуты.
Стихи его пользовались успехом, неоднократно переводились на другие языки. Так, стихотворение “Почтальон”, переведенное в 1868 г. ярославским поэтом Леонидом Трефолевым, в сокращенном варианте стало русской народной песней “Ямщик”
(“Когда я на почте служил ямщиком...”).
С 1853 г. Сырокомля жил в Вильно. Он являлся членом Виленской археологической комиссии и постоянным сотрудником газеты Адама Киркора “Виленский вестник”. Находился под негласным надзором царских властей. За участие в национально-патриотических манифестациях был арестован и выслан на принудительное поселение под надзором в Борековщину. В начале 1862 г. из-за болезни ему было позволено вернуться в Вильно, где он и умер. Похороны, в которых приняли участие, по разным сведениям, от 6 до 20 тысяч человек, превратились во внушительную национально-патриотическую противоправительственную манифестацию.
1 сентября 1906 г.
в Вильно вышла “Наша доля” – первая легальная газета на белорусском языке.
родился Кензо
Танге (Kenzo Tange) (1913–2005) – самый известный японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 1987 г. Вдохновленный творчеством Микеланджело и идеями Ле Корбюзье, Танге смог совместить японскую традиционность и западноевропейскую футуристичность. Свою деятельность архитектор начал во второй половине 1930-х гг. Поворотным моментом в его творческой биографии стало создание мемориального комплекса Мира в Хиросиме (1949–1956). В основе композиции – сугубо национальное по духу представление о пространстве-символе. Мемориал был первым произведением архитектора, вносившим нечто новое в развитие современной архитектуры, а сам Танге превратился в единственного властителя дум архитектурной молодежи Японии, отодвинув прежних кумиров. Он стал одним из самых влиятельных и знаменитых архитекторов современности.
Затем было строительство детской библиотеки в Хиросиме, комплекса муниципалитета в Токио, здание ратуши в Курасики и др. К концу 1950-х гг. разнообразных объектов, запроектированных Танге, было уже довольно много. Но наиболее плодотворным периодом стала первая половина 1960-х гг. Он создает Центр коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962–1967).
При проектировании центра югославского города Скопье, разрушенного землетрясением в 1963 г., архитектору удается увязать свои идеи с реальными задачами реконструкции и развития города. На этот проект под эгидой ООН в 1964 г. был проведен международный конкурс, первую премию присудили Танге и его бригаде.
В творчестве Кензо Танге четко прослеживается двойственность, столь характерная для японской культуры, способность к ассимиляции европейского художественного и культурного опыта и преломлению его через японские традиции и созерцательность. Именно он смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом западной жизни, не только создав своеобразную японскую школу современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями.
17 сентября 1939 г.
состоялось присоединение Западной Белоруссии к БССР.
19 сентября 1952 г.
в Минске был пущен первый троллейбус.
в Бресте начал работу мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой”. Скульптурно-архитектурный ансамбль включает уцелевшие здания, законсервированные руины, крепостные валы и произведения современного монументального искусства. Авторский коллектив: народный художник СССР скульптор А. Кибальников (главный художественный руководитель), народный архитектор СССР В. Король, народный художник БССР скульптор А. Бембель, заслуженные архитекторы БССР В. Волчек и Г. Сысоев, скульптор В. Бобыль, архитекторы В. Занкович, Ю. Казаков, О. Стахович.
Комплекс расположен в восточной части Цитадели. Каждый композиционный элемент ансамбля несет большую смысловую нагрузку, оказывая на посетителей сильное эмоциональное воздействие.