Вы здесь

Архитектура школьных зданий в студенческих проектах

Версия для печати

Школа – пространственная среда, в которой человек проводит часть своей жизни от 6 до 18 лет. Возможно, самую счастливую и беззаботную.

Какими критериями руководствуются родители, выбирая школу для своего ребенка? Чаще всего, чтобы была ближе к дому. Кто-то собирает информацию о педагогическом коллективе в целом, о профессиональном уровне и личностных качествах учителя начальных классов в частности. Кто-то ориентируется на способности ребенка или на свои собственные представления о том, какие знания в углубленном объеме потребуются ему во взрослой жизни. И никто из моих знакомых, друзей, родственников ни сорок, ни двадцать лет назад, ни сейчас не выбирал школу потому, что она построена по оригинальному архитектурному проекту, потому, что она яркая, красивая, в конце концов, просто комфортная. Да и выбирать-то по большому счету не из чего. Какая архитектура школьных зданий? Типовая – и снаружи, и внутри. Многообразная информационно-познавательная среда, единство архитектурного образа здания школы, внутреннего пространства, ландшафтной организации и благоустройства территории – это мечта. И почему-то счастливые первоклашки, бегущие в школу, через год-другой радостно устремляются в другую сторону – из школы на улицу. В школе неинтересно, серо и прямолинейно.

Безусловно, типовые проекты общеобразовательных школ необходимы, строить нужно быстро и относительно дешево. Типовая школа в спальном районе, доступная с экономической точки зрения, особых архитектурных излишеств не предполагает. Но это сейчас. А в будущем? Появляющиеся в педагогике и психологии новые методики обучения, направленные на развитие у ребенка нестандартности мышления, креативности, коммуникабельности, инициативности, требуют новых подходов к архитектуре школьных зданий. Возможно, появятся авторские школы. И проектировать их будут сегодняшние студенты-архитекторы.

На 3-м курсе студенты архитектурного факультета БНТУ выполняют курсовой проект на тему “Школа”. Кажется, не так уж и сложно. Все в школе учились. Это не производственное здание со сложной технологией проектировать. Но вот тут-то и начинаются проблемы. Однотипные классы, узкие, темные коридоры с двусторонней застройкой и освещением в торцах, отсутствие пространств для внеурочной деятельности… И основной аргумент: “А у нас в школе было так!”. Но это сначала и не у всех. Многие фантазируют.

Простор для фантазии достаточно большой. И ограничений не так уж и много: вместимость школы (по заданию до 500 учащихся), наполняемость классов и соблюдение основных нормативных требований. Надо определиться, для каких ступеней образования проектировать школу: 1-я ступень + детский сад (начальная школа и детский сад), 1-я+2-я
ступень (с 1-го по 9-й класс), 2-я+3-я
(с 5-го по 11-й класс), только 3-я ступень (10–11-й класс) или 1-я+2-я+3-я (с 1-го по 11-й класс). Можно проектировать общеобразовательную школу или специальную для детей с ограниченными физическими возможностями, а можно – профильную для детей, склонных к искусствам, наукам, спорту. И появляются проекты школ для учащихся с нарушениями речи, слуха, зрения, психического развития, функций опорно-
двигательного аппарата, а также проекты архитектурных и художественных школ, физико-математических и химико-биологических, экологических и спортивных. Интересные объемно-пространственные и гармоничные цветовые решения, грамотно найденные пропорции помещений создают у ребенка ощущение комфорта. Все направлено на учет реальных потребностей детей, которым кроме учебы нужно активно познавать окружающий мир, иногда играть и полноценно отдыхать от учебы. И все это может происходить в здании школы и на ее территории. Функциональное зонирование, расширенный состав помещений, увеличение пространства для внеурочной деятельности способствуют тому, чтобы в школе было интересно, чтобы школа стала местом радости для ребенка и педагога, местом воспитания одаренной, творческой, духовно и физически развитой личности, чтобы архитектура создавала атмосферу, положительно влияющую на детскую и подростковую психику. Во многих студенческих проектах это успешно решается (фото 1–3).


comments powered by HyperComments
Читайте также
02.09.2003 / просмотров: 14 939
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...
02.09.2003 / просмотров: 16 449
Система подготовки архитектурных кадров – это сложный и долговременный процесс и, конечно же, здесь нельзя говорить только о  годах...
26.10.2003 / просмотров: 5 230
2–3 октября город над Сожем принимал у себя гостей — участников Пятого национального фестиваля архитектуры “Гомель-2003”. В...