По сложившейся традиции большая часть юбилейных публикаций начинается с перечня высоких званий, титулов и регалий. Наверное, это и правильно, но не бесспорно.
В начале марта этого года архитектурная общественность Беларуси будет отмечать 80-летие замечательного архитектора Абрама Григорьевича Духана (1924—1979). Какое прекрасное чудо — память! Вот уже четверть века как не стало прекрасного архитектора, доброго, удивительно цельного человека, а созданные его талантом архитектурные произведения продолжают украшать площади, проспекты, улицы не только Минска, но и многих городов республики. Однако этот ведущий профессионал белорусской архитектуры, уделявший внимание проблеме эстетической выразительности, приемам пропорционирования как мощному средству художественной гармонии, построивший большое количество крупных, градостроительно значимых и высокохудожественных объектов (главпочтамт и центральный телеграф в соавторстве с архитектором В.А.Королем, главный учебный корпус БГУ, административно-общественный центр на пр. Машерова, комплекс зданий научно-исследовательских институтов Национальной академии наук Беларуси, серию зданий районных и городских комитетов партии, райисполкомов, большое количество жилых зданий), ни званий, ни чинов не имел.
В архитектуре, как и в любом искусстве, существует определенный масштаб, отличающий индивидуальные черты таланта. Отом, что он хороший архитектор, говорили даже на самых высоких инстанциях, включая и руководящих чиновников от архитектуры. Но признать это официально побаивались то ли из-за пятой графы анкеты, то ли… Теперь мы понимаем, что эти “мелочи” наносили духовные травмы, унижали творческое достоинство зодчего и были равнозначны тяжким физическим увечьям. Они-то впоследствии и привели его к инфаркту, а затем гибели творца на самом взлете таланта. Ему в ту пору было всего 55 лет. Наградные листы странным образом обходили его стороной, однако по молодости лет Абрама Григорьевича это не обескураживало. Главное, как считал сам зодчий, чтобы его не обходили интересные объекты. Лишь в этом случае будет любимая работа, творчество, друзья-коллеги и ученики. Последние и рассказали автору этих строк о чарующем воздействии на них Абрама Духана, его гуманности, доброте, высоком уровне профессионального ремесла, которым он щедро делился с молодежью.
Так уж случилось, что в творческом состязании (в 1957—1958 гг.) на лучший эскизный проект главного учебного корпуса БГУ встретились учитель — академик архитектуры, профессор Михаил Павлович Парусников, который в 1949 г. руководил дипломной работой студента А. Духана, и его ученик — архитектор института “Белгоспроект” А. Духан. По целому ряду причин проект, исполненный маститым архитектором, оказался не соответствующим требованиям АПЗ и неприемлемым для решения ансамбля застройки площади Ленина. Как это ни покажется странным, но Михаил Павлович, при всем своем тщеславии, весьма благосклонно отнесся к успеху своего ученика и первым поздравил молодого зодчего с творческой удачей.
С 1958 г. практически заканчивается этап оказания братской помощи республике со стороны архитекторов Москвы и Ленинграда. Профессиональный класс зодчих республики к этому времени был поднят на достаточно высокую степень мастерства. И одним из тех, кто на деле доказал высокий профессиональный уровень зодчества Беларуси, был Абрам Григорьевич Духан.
Абрам Григорьевич Духан родился 6марта 1924 г. в Минске в семье медицинских работников. Детство и юность проходили в центральной части города в районе площади Свобода и ул. Интернациональной. Бома, как уменьшительно звали сына в семье родственники и друзья, не пропустил ни одного занятия изостудии Дома пионеров, которой руководил любимый его учитель — Сергей Петрович Катков. Именно он одним из первых обратил внимание на яркие способности своего ученика и всячески стремился расширять кругозор его познаний в изобразительном искусстве.
Великая Отечественная война забросила семью Духан в город Фрунзе, где Абрам в 1942 г. блестяще окончил среднюю школу. Во Фрунзе в эвакуации находился Харьковский медицинский институт, и А.Духан, соблюдая семейную традицию, подает туда документы. Проучившись год, он пришел к выводу, что медицина — не его призвание. Его влекла архитектура. Вэтом же городе в эвакуации находился и Харьковский инженерно-строительный институт, в котором был архитектурный факультет, и А. Духан с 1943 г. становится студентом этого вуза. Позднее, в 1944 г., он переводится в Московский архитектурный институт. Вот так, постепенно, он приближал свою заветную мечту. Московский архитектурный институт военных и первых послевоенных лет был совершенно особым местом Москвы, где проводили занятия выдающиеся мастера советской архитектуры. Они прививали будущим архитекторам высокие чувства творчества, развивали художественный вкус и фантазию, передавали свой высокий профессионализм — качества, благодаря которым выпускники МАрхИ отличались от других архитектурных школ.
А. Духан учился с упоением, упорно и истово. В бытовом плане жизнь была скудной, но, как и большинство студентов, он считал, что счастье — не в сытом брюхе. У него была высокая цель в жизни, и он стремился ее осуществить. Но жизнь ставила свои препоны. В 1945 г. умирает отец. Абрам прекрасно понимает, что матери будет очень сложно учить одновременно и сына и дочь. Остро стал вопрос о продолжении учебы. Однако семейный совет решил: он будет учиться.
В 1949 г. А. Духан успешно оканчивает институт и дипломированным специалистом возвращается в Минск. Ему 25 лет, он полон сил, надежд и оптимизма. Все творчество его проходило в институте “Белгоспроект”. Руководителем мастерской, в которой началась трудовая деятельность, был Г. Заборский. Первой крупной самостоятельной работой молодого зодчего стал административно-жилой дом по ул. Урицкого в Минске. Уже в работе над этим типологически сложным объектом, как впоследствии отмечали многие коллеги, легко угадывались такие его качества, как увлеченность, неутомимость поиска вариантности и, конечно же, влюбленность в архитектуру. Между руководителем и А. Духаном с первых же его самостоятельных творческих шагов сложились добрые уважительные отношения, о чем свидетельствует характеристика, написанная Г. Заборским молодому зодчему для вступления в творческий союз: “…А.Духан всегда подходит к решению объекта комплексно, в полном соответствии с конкретной окружающей средой и пространством, в котором будет суждено “жить” проектируемому объекту. А. Духан со временем может стать первоклассным архитектором и дать нашей республике целый ряд интересных, современных, высокохудожественных произведений архитектуры”. Во многом слова Георгия Владимировича Заборского оказались пророческими.
Здание главпочтамта в Минске, совместная работа молодого зодчего с архитектором-художником В.А. Королем — одно из значительных архитектурных произведений республики 1950-х годов. Авторы проекта при создании главпочтамта вложили в него не только весь свой профессиональный дар зодчих, но и свое мировоззрение, во многом обусловленное идеологическими факторами эпохи. И в этом плане конкретизация времени легко прочитывается как в целом, так и в деталях. С учетом этих историко-координатных осей легко понять и почувствовать архитектуру главпочтамта, ощутить красоту мира, красоту людей, создавших этот замечательный памятник архитектуры Беларуси послевоенного периода.
Тесное творческое содружество двух белорусских зодчих А. Духана и В. Короля имело свое логическое продолжение и было связано с разработкой проекта главного телеграфа Минска. Высокая художественная образованность и опыт зрелого мастера В. Короля в сочетании с молодостью, ее бурлящей энергией, устремленностью к новому и прогрессивному А. Духана послужили образованию творческого сплава, органически дополняющего друг друга. При этом индивидуальные особенности каждого из них не растворились друг в друге, что нагляднее всего прослеживается в последующих работах А. Духана.
А. Духан был одним из первых белорусских советских зодчих, кто имел непосредственную причастность к разработке нового типа общественного здания, предназначенного для областных и районных комитетов партии (ОК КП(б)Б и РК КП(б)Б). Эти здания возводились в первые послевоенные годы, являлись теми градообразующими объектами, которые играли ведущую роль в создании целостных архитектурных ансамблей общественных центров во многих городах республики. Их внешнему облику и внешней характеристике уделялось серьезное внимание. По мнению заказчика, они должны были отвечать каноническим требованиям — представительности, строгости и торжественной монументальности.
В творческом поиске А. Духан шел своим путем, выбирая наиболее приемлемые формы, которые адекватно соответствовали его художественному, философскому и эстетическому кредо. Нагляднее всего это можно проследить на примере здания бывшего Советского РК КПБ по ул. Дорошевича в Минске. Высокохудожественный вкус, великолепная техника, безукоризненное чувство меры и стиля — вот те составляющие творческого дарования мастера, которые не позволяли ему повторяться, а лишь сохраняли свой, “духановский”, стиль в архитектуре. Например, в зданиях бывших областного комитета партии в Мозыре, Дома политического просвещения по ул. Я. Купалы (совместная работа с архитектором Н.Дроздовым), издательства ЦК КПБ по проспекту Ф. Скорины, 77, 102-квартирного жилого дома по проспекту Ф. Скорины, 48 и др.
Расцвет творчества А. Духана выпал на переходный период в советской архитектуре (1960—1970). К позитивным явлениям следует отнести то, что в это время установилось рационалистическое отношение и к архитектуре, и к ее социальным целям. На первый план стал выступать критерий правдивости, соответствие архитектурной формы и конструкции. Смелый шаг в “новое” был сделан и А. Духаном. Наиболее отчетливо это прослеживается при разработке главного учебного корпуса БГУ. Так, для достижения художественной образности он использует композиционную гармонию объемных масс, их пропорций, отказывается от изобразительных средств. Здесь следует сделать небольшую ремарку. Принципиальное объемно-пространственное решение на стадии проектного задания было исполнено А. Духаном, однако рабочие чертежи выполнялись без его участия, в связи с тем что объект перешел в другую мастерскую. Автором назначили руководителя мастерской архитектора М. Бакланова. Некоторые поправки не внесли в рабочий проект заметных изменений по сравнению с решением А. Духана. Вот почему называть вторым автором уважаемого Михаила Ивановича Бакланова вряд ли правильно.
В 1971 г. А. Духан с молодыми архитекторами А. Красовским и Л. Хаютиным разрабатывают архитектурный комплекс научно-исследовательских институтов АНБССР. За основу было принято объемно-пространственное решение Ж-образной формы плана. Высотные 14-этажные объемы располагались вдоль ул. Сурганова и Академической. Центральное место в композиции архитектурного комплекса занимает 2-этажный объем конференц- зала. На уровне первого этажа были задуманы небольшие уютные дворики, превращенные в настоящее время в место автомобильной парковки.
Масштаб архитектурного комплекса по тем временам был значителен, принятые архитектурные формы, как и во многих произведениях мастера, отличаются лаконичностью и изысканностью пропорций. Глухие поверхности боковых крыльев, словно гигантские тиски, охватывают остекленный объем мощной обрамляющей рамой, усиливают эффект контраста форм. Предложенный масштаб архитектурного комплекса, по своей сути, был рассчитан на перспективу. Он смело задал необходимую высотную тональность для будущей реконструкции всего академического городка. В начале 1970-х годов высотные корпуса воспринимались гигантами. Однако сегодня, по прошествии времени, они уже не производят того впечатления, а гармонично вписываются в современную застройку. Не это ли свидетельствует о том, насколько зодчий опережал свое время?
Самая крупная работа А. Духана по ее значению в застройке Минска и по месту в его творческом наследии — архитектурный комплекс административно-общественных зданий, расположенных в головной части проспекта Машерова. Вместе с зодчим в разработке проекта принимали участие архитекторы А. Красовский и В. Кисель. По сути, возведением высотных зданий был задан своеобразный камертон для последующей застройки не только этой, тогда еще Парковой, магистрали, но и новый масштаб дальнейшего строительства Минска.
Контрастное сопоставление мерно повторяющихся высотных пластинчатых объемов, торцами выходящих на главную магистраль, с горизонтальностью стилобата — вот основной градостроительный принцип, положенный А. Духаном и его молодыми коллегами в общую крупномасштабную объемно-пространственную композицию архитектурного комплекса. Всвое время это был смелый прорыв, стремление вытянуть город вверх, перевести его в новое масштабное измерение.
Анализ композиционного построения фасадов зданий (Белкоопсоюза, Дома книги, Института научно-технической информации и пропаганды) показывает, что в основу их формирования был положен геометрически четкий квадрат и его производные, базирующиеся на принципе “золотого сечения”. Все это позволило получить крупные архитектурные массы прекрасных пропорций и добиться высокой художественной выразительности. Глаз зрителя не утомлен, он постоянно находит новые формы, новые линии. Средствами своего искусства А.Духан сумел создать уникальную пространственную среду, эффектное силовое поле, которое вот уже более четверти века современно и востребовано обществом.
Сегодня, когда с новой силой звучит требование самой жизни о возвращении архитектуре художественной выразительности, гуманности, национального звучания, опыт большого мастера заслуживает самого пристального изучения. Время не снижает живого интереса к творческому наследию А. Духана. Зодчий принадлежит к числу тех передовых архитекторов-романтиков, которые в 1960—1970-е годы смело прокладывали путь к современной архитектуре, оказывали мощное воздействие на весь процесс становления и развития национальной архитектуры республики.
Вячеслав Чернатов