1067 г.
"На Немиге снопы вяжут из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, выбивают душу из тел" – так описывается в “Слове о полку Игореве” битва на Немиге, состоявшаяся 3 марта 1067 г. На протяжении многих лет она считалась одной из самых страшных и кровавых. И именно в связи с этими событиями впервые в летописи упоминается
город Минск. "В год 6576 (1067)… трое Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод”.
родился архитектор Василий Иванович Баженов (1737–1799), один из основоположников русского классицизма. В летопись архитектуры он вошел не тем, что создал, а скорее тем, чего сделать не удалось, – своими проектами, утопиями, мечтами. Нереализованным остался Большой Кремлевский дворец. Прекрасный ансамбль в Царицыно, задуманный Баженовым, не устроил Екатерину II: “Это острог, а не дворец! Сломать оный до основания!”.
Но В.И. Баженов работал не только по царским заказам. В 1780-х гг. он построил дом для богача П.Е. Пашкова. Сегодня это единственное творение зодчего, дошедшее до нас в том виде, как оно замысливалось автором. Дворец красуется на высоком холме напротив Московского Кремля. Участок неровный, с одной стороны круто уходит под гору, а с другой – резко сужается. Однако эти недостатки Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом.
Вероятно, В.И. Баженов выполнял заказы и для графа З.Г. Чернышева. Историки предполагают участие зодчего в создании неоготической ратуши в Чечерске (Гомельская область).
28 марта 1819 г.
началась перестройка Дворцовой площади в Санкт-Петербурге по проекту К.И. Росси. В петровские времена площадь была обширным лугом, который примыкал к дворцам и домам, выстроившимся вдоль берега Невы. Анна Иоанновна специальным указом запретила проводить на этом лугу любую охоту зайцев, а во времена Елизаветы Петровны здесь паслись коровы. В правление Екатерины II южная граница площади была застроена домами по проекту Ю.М. Фельтена. И только в первой четверти XIX в. площади было решено придать более парадный вид.
16 марта 1867 г.
француз Жозеф Монье, бывший садовник, получил патент на армированный бетон, ставший главным материалом при возведении высотных зданий.
родился “покоритель высот” Реймонд Мэтьюсон Худ (1881–1934) – американский архитектор и дизайнер небоскребов. Он учился в Масачусетском университете на факультете проектирования и конструирования городских зданий и особыми успехами не блистал. Во время очередного “серьезного разговора”, когда студента критиковали за скудость фантазии и консерватизм, Реймонд признался, что панически боится высоты. Профессор, архитектор Моузес Поттер дал ему совет: “Лучший способ преодолеть один страх – это создать себе другой. До сих пор вы боялись высоты, пришло время бояться ходить по земле”. Эти слова спасли начинающего архитектора: в истории он остался создателем высотных зданий. Самые знаменитые небоскребы Худа находятся в Нью-Йорке и Чикаго. Среди них легендарные офисы газеты “Дэйли Ньюс” и Мак-Гроу-Хилл, Рокфеллер-Центр и торговый центр Полиси.
27 марта 1886 г.
в немецком городе Ахене родился Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) (настоящее имя Maria Ludwig Michael Mies – Мария Людвиг Михаэль Мис) – немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель “интернационального стиля”, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX в. В начале самостоятельной карьеры он изменил фамилию, объединив с помощью “аристократического” сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.
Руководствуясь принципом “Меньше значит больше” (Less is more), Мис ван дер Роэ развивает концепцию “универсального здания” – простого по форме параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла дома получались как бы пронизанными солнечным светом – в соответствии с философией неотомизма, последователем которой архитектор являлся.
Яркий пример подобной постройки – Фарнсуорт-Хауз (стеклянный дом) в г. Плейно, штат Иллинойс, США. Он представляет собой полностью остекленный белый каркас, стоящий на плите, приподнятой на стойках над уровнем разлива воды. Дом словно парит в пространстве, контрастируя и сливаясь в единое целое с природой.
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскребов в Чикаго. Построенный в Нью-Йорке в 1958 г. Сигрэм Билдинг стал прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру.
Работа Мис ван дер Роэ породила в США целое архитектурное течение, известное как “стиль Миса”. Однако еще при жизни мастер достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Постепенно на смену им пришли другие архитектурные направления.
12 марта 1613 г.
родился Андре Ленотр (André Le Nôtre, 1613–1700), французский архитектор, выдающийся планировщик парков, автор образцов регулярного, “французского” парка. Он был создателем королевских парков в Сен-Жермене, Фонтенбло, Шантийи, Тюильри, но его главным творением стала планировка ансамбля Версаля с огромным парком. Во время работы в Англии Ленотр составил проекты Сент-Джеймсского и Гринвичского парков. Характерной особенностью его стиля являются прямые аллеи, протяженные перспективы – не только садовые, но и градостроительные. А. Ленотру обязаны cвоей красотой Елисейские Поля в столице Франции: они стали продолжением центральной оси садов Тюильри.
23 марта 1793 г.
вышел указ Сената России о создании Минской губернии с центром в Минске. Герб Минской губернии, утвержденный в 1878 г., получил распространение в последние десятилетия XIX в. На нем были изображены три волнистые лазурные полосы на золотом щите.
10 марта 1939 г.
в Минске состоялось открытие здания Государственного театра оперы и балета БССР. На премьерном представлении была показана опера Е.К. Тикоцкого “Міхась Падгорны”. Сегодня, спустя 70 лет, обновленное здание на пороге второго открытия. После проведенной грандиозной реконструкции первое представление в театре состоится также в марте, но уже 2009 г.
в Минске родился архитектор Абрам Духан (1924–1979). Большая часть его профессиональной жизни была связана с Белгоспроектом. В составе авторского коллектива архитектор участвовал в проектировании многих зданий, ставших визитной карточкой столицы. Среди его работ – главпочтамт (1951 г.), Центральный телеграф (1956 г.), главный корпус Белгосуниверситета (1962 г.), Минского пединститута (1949 г.), комплекс административно-общественных зданий по пр. Победителей (в то время пр. Машерова) (в соавторстве) и многие другие.