Вы здесь

Волковыск: Зимой и летом не одним цветом, или Программа упреждения сработала

12.11.2004 12:31
Просмотров: 8 640
Версия для печати

ФОТО

Чтобы понять произошедшее с Волковыском этим летом‚ надо было побывать в нем с упреждением‚ хотя бы прошлой зимой. Сравнение нам показалось разительным. С первого взгляда обрадовало колористическое насыщение застройки‚ которая, словно клумба после сумрачной зимы, распустилась многоцветьем. Причем это коснулось даже старых деревянных построек (фото 1). Так что получается в тон загадке: зимой и летом не одним цветом. Точнее‚ не одним только цветом преобразился наш старинный город. Как это осуществилось‚ для многих останется загадкой.

Мы же попробуем разгадать ее‚ хотя начнем… с анекдота.

… Санкт-Петербург советского периода. Иностранный турист‚ глядя из окна экскурсионного автобуса на постройки‚ спрашивает у гида:
— За какое время вы строите эти девятиэтажки?
— За три года!
— А мы — за год! А эти пятиэтажки?
— За год!!!
— А мы — за полгода!

Наконец подъезжают к Исаакиевскому собору. Умудренный гид‚ отстаивая честь своей страны и как бы предваряя вопрос интуриста, гордо выпалил: “Ей богу‚ вчера его еще не было!”
…Волковыск. Октябрь. Новый‚ с иголочки восьмидесятичетырехквартирный жилой дом с благоустроенным двором и новоселами: “Честное слово‚ четыре месяца назад его еще не было”. И неизвестно‚ когда бы появился‚ не доведись городу принимать “Дажынкi-2004” (фото 2).
Дело в том‚ что жильцами новостройки стали жители сносимых домов. Тех домов‚ которые никак не вписывались в облик праздничного города‚ преобразование которого осуществлялось по особой программе, утвержденной в декабре 2003 года Гродненским облисполкомом. Ее содержание могло бы действительно поразить любого интуриста. Насколько обширны получились архитектурно-строительные мероприятия по празднику‚ судить можно уже по первому пункту программы о ремонте дорог-подъездов к Волковыску от границы области. Причем дело коснулось не только дорожного покрытия‚ но и обочин‚ полосы отвода‚ где появились новые архитектурные знаки въезда в город.

Любопытна обстоятельность и детальность положений программы с точным‚ адресным ударом по уродству. Так‚ согласно пункту 36 — “Реконструкция здания педагогического колледжа”, указывается на необходимость благоустройства прилегающего участка и снос надземного погреба.

А вот пункт‚ относящийся к подготовке улицы Жолудева и перечисляющий здания‚ что подлежат преобразованию, занял полторы страницы. И таких пунктов 180! То есть, считая округленно‚ получается‚ что на выполнение одного из них (например‚ на строительство канализационного коллектора длиной 250 м) отводился 1 (один!) день. Если же прикинуть‚ сколько финансовых вложений осваивали ежедневно‚ получится сумма в несколько десятков миллионов рублей! И только непосредственные участники этого события знают‚ чего это им стоило (не в денежном выражении). Приходилось экономить все‚ что можно в разумной форме сэкономить. Так‚ лоджии некоторых жилых домов появились-обновились только с одного фасада…

Правда‚ главное не это‚ а то‚ что деньги все-таки потрачены с толком. Благодаря упреждению. Об этом мы слышали в Волковыске неоднократно‚ ибо такова была установка областного штаба: работать на упреждение. Ее своеобразно претворяли сотрудники Госстройнадзора‚ обеспечившие жесткий контроль за всеми ремонтно-строительными работами. Иначе говоря‚ они загодя проверили кондицию‚ соответствие стандартам материалов и изделий. Как только возникали подозрения в отношении качества, подключали областной центр стандартизации и метрологии. Предварительная учеба мастеров‚ прорабов‚ технического надзора также работала на упреждение. Обнаружение незначительных нарушений не превращалось в тормозящую проблему‚ они устранялись тут же. Для этого надзор ежедневно навещал практически все строящиеся объекты‚ при необходимости организуя дополнительные выездные группы и требуя выполнять свои предписания в полном объеме и незамедлительно.

Примечательно‚ что сама природа отнеслась к стратегии упреждения с пониманием. Долго не было снега‚ что геодезисты восприняли как подарок судьбы и не задерживали проектировщиков и строителей. А то‚ что строительные работы велись‚ как сказали в Волковыске‚ с листа‚ нас не удивило. Пусть это же как “должное” воспримут и в… неведомой столице “Дажынак” 2005 года. Года‚ когда Волковыск будет отмечать поистине исторический‚ 1000-летний юбилей. Поэтому нынешние “Дажынкi” стали для города своеобразной прелюдией. По крайней мере‚ программа разрабатывалась на эту перспективу. В этом году выполнялись, например, подготовительные земляные и планировочные работы по рекреационным местам. В следующем и на более отдаленную перспективу предусмотрено комплексное благоустройство.

Приняты при этом в учет и выразительный рельеф‚ богатый ландшафт города‚ которые многое подсказывали‚ но требовали и повышенного уважения к себе‚ что отнюдь не упрощало работу (фото 3). Здесь должна быть выразительной‚ законченной‚ желательно уникальной‚ под стать природному окружению всякая деталь (фото 4).

Вот‚ казалось бы‚ сугубо техническое сооружение — мост (фото 5). Кстати‚ зимой его тоже не было‚ а ныне он значительно облегчил транспортную ситуацию в городском центре. Более того‚ стал его дополнительным украшением.

Мы начинаем привыкать к тому‚ что транспортное сооружение‚ скажем‚ железнодорожный вокзал — никак не средоточие всяческой грязи. Два сегодняшних вокзала в Волковыске — еще одно тому свидетельство. Придраться не к чему — от главных корпусов до подпорных стенок и информационных табличек. Даже полотно дороги‚ щебень на нем выглядят фотогенично. Прибавьте к этому комплекс значимых для архитектуры города сооружений‚ которые своими силами по собственной программе преобразили железнодорожники, — столовая‚ локомотивное депо‚ Дом культуры железнодорожников… Объем работ впечатляет. Причем всем набором — сносом‚ ремонтом‚ отделкой‚ реконструкцией‚ новым строительством‚ благоустройством. Правда‚ осталась четко видна их граница — на привокзальной площади‚ например‚ где мощеные благоустроенные пешеходные дорожки резко обрываются‚ будто строители ушли малость передохнуть. Пусть поскорее возвращаются.

И еще нас продолжает приучать Волковыск к так называемой безбарьерной среде. Сколько-нибудь значимое учреждение уже‚ можно сказать‚ принадлежит ей. Новыми пандусами и перилами‚ рассчитанными на различные категории посетителей.

Интересен особый раздел программы: “Реконструкция благоустройства и застройки водно-зеленой зоны отдыха на р.Волковыя”. Здесь и в этом году сделано немало. Достаточно будет назвать каскад запруд-водоемов. Они сами по себе привлекательны‚ хотя лишь упреждают‚ подвигают дальнейшее развитие своеобразного ландшафтного ансамбля. В него уже вошел новый православный собор. Пусть по зданию еще есть работы‚ но “дорога к храму” открыта (фото 6). Как открыт и “канал к храму”‚ придавший всей видимой округе дополнительное возвышенное звучание (фото 7). Словом‚ при столь же грамотном и творческом подходе задуманный ансамбль может стать уникальным и неповторимым. Для этого только не надо спешить‚ ибо важно продумать и каждый его фрагмент‚ и в целом‚ обходя шаблоны и типовые повторения (фото 8).

Это непременное условие для того‚ чтобы затем гордиться своим творением. И радоваться‚ приглашая‚ например‚ посетить площадку отдыха на подъезде к городу: “Такой‚ кажется‚ нет во всей стране”. Вполне возможно‚ ведь над ней‚ помимо всех прочих‚ поработал и художник, человек заинтересованный и требовательный к себе. И таких людей трудилось этим летом в Волковыске явно немало. Потому как обращало на себя внимание бережное отношение к каждому дереву (фото 9). Складывается впечатление‚ будто парк и долина Волковыи плавно перетекают друг в друга‚ одновременно растекаясь по всему городу и вместе с застройкой создавая приветливую‚ сомасштабную человеку среду (фото 10).

Такому перетеканию способствуют разные арки‚ которые как бы сплачивают застройку улиц и одновременно провоцируют‚ приглашают фактически на задворки. Решение поэтому опасное‚ требующее‚ чтобы не было привычно неприглядных задворок. Некогда Потемкин‚ встречая императрицу Екатерину‚ “строил” свои легендарные “деревни” иным манером — всяческими бутафориями закрывая всякую неприглядность. В Волковыске отвергли этот испытанный “показушный” вариант‚ рискнули и — получилось. Теперь и “мерседесы” выглядят на улице провинциального белорусского городка вполне органично (фото 11).

Своеобразным разливом в обнаруженном нами перетекании кажет себя центральная площадь. Нет претензий к зданиям ее периметра‚ к элементам благоустройства и малым архитектурным формам. С ними поработали безукоризненно. Безупречно и покрытие площади‚ уложенное оригинальным рисунком. Вот только “столичные” размеры этого сплошного мощения несколько смущают. Дом культуры кажется чуть ли не беспомощным суденышком‚ хотя сам по себе вполне выразителен и вполне является памятником нашей архитектуры (фото 12). И интерьеры его достаточно скромны-соразмерны‚ ненапыщенно нарядны‚ по-дизайнерски аккуратны (фото 13). Отметим‚ что этот масштабный диссонанс — площади и ее окружения‚ города в целом — признают и местные архитекторы. И имеют представление о ее дальнейшей архитектурной судьбе. Что ж‚ юбилейный год еще впереди. И отсчет его пошел.

А это значит‚ что придется определиться со многими постройками‚ находящимися в частном владении‚ но существенно влияющими на облик центра города. В этом году они отделались “косметическим” ремонтом. Но не объяснять же всякий раз местным жителям и гостям‚ что не хватает средств‚ необходимых для приведения их хозяйства к общему архитектурному знаменателю. С этой проблемой неминуемо столкнутся и следующие “Дажынкi”. Вот бы упредить разбухание этой проблемы. Ко всему прочему‚ здесь нужен существенно больший запас времени‚ чем выделяется столицам “Дажынак” ныне. Об этом мы уже писали год назад‚ вернувшись из Пружан. Итог? Волковыск оказался еще в большем цейтноте. Спасла опять-таки программа упреждения да мастерский труд всех устроителей праздника: от исключительно местных рабочих до руководителей областного штаба в Гродно. И никаких здесь не может быть загадок.
…В соответствии с программой в юбилейном году кое-что будет вполне законно (и с эстетической точки зрения) приговорено к “высшей мере” — к ножу бульдозера. В этом году его удалось избежать многим сараям. И не потому‚ что без них никуда не денешься в небольшом городе с преобладанием крестьянского‚ домохозяйского уклада жизни‚ а потому‚ что сегодня они достойно‚ с особым даже шармом соседствует с самой респектабельной гостиницей (фото 14). А она не стыдится “деревенского” соседства. При всей ее внешней современности нет в ней холодного снобизма. И название ее — “Березка”— не конъюнктура‚ а как бы символическое отражение этого дерева‚ эмоционально усиленное фактическим отражением его в зеркалах остекления.
А вот убогая кирпичная труба котельной… Ныне ее не только не узнать‚ но и поискать еще придется в Волковыске. Просто не могли с ней‚ прежней‚ мириться‚ как с бельмом на глазу‚ устроители архитектурного праздника (фото 15).

Эта непримиримость выказывает себя даже в сухих строках программы: пункт 59— “Реконструкция городского парка: реконструкция благоустройства территории со сносом дощатой хозпостройки‚ кирпичного временного здания”…

Трудно‚ иногда дорого‚ но какое это благо — расстаться с тем‚ к чему‚ казалось бы‚ привыкли‚ но что все-таки уже нестерпимо надоело… Это о всяческих пристройках-халупах‚ которые раньше‚ естественно‚ по бедности нашей‚ липли к достойным творениям рук человеческих. Оптимистичной новостройкой‚ хранящей, тем не менее‚ глубокие традиции‚ выглядит теперь выходящий в парк и на центральную улицу явно помолодевший старина. Словно от навязчивых пут‚ освободился от нароста штукатурки его выразительный фундамент из природного камня (фото 16).

Выходит, архитектурные “Дажынкi” не только “дожинают”‚ прибирают “оставшееся”‚ но восстанавливают былое‚ привносят новое. В том числе и в “новом” парке Волковыска‚ где старинные деревья символически уживаются с молодыми подсадками‚ новыми элементами благоустройства (фото 17)‚ с нарядной‚ но все-таки по-нашему толерантной танцплощадкой. Теперь даже и туалет может не прятаться стыдливо в кустах (фото 18).

Новое архитектурное решение входа в парк выполнено в виде нависающей зонтом раковины. Скромно и со вкусом. Сомасштабно и оригинально. Однако не форма сама по себе показалась интересной‚ а тот впечатляющий акустический эффект‚ который она создает‚ произнеси вы хоть слово. Используя этот феномен‚ какие-нибудь местные остроумы могли бы укоренить даже некий уникальный обряд приветствия парка‚ как бы беседы с ним. От этого только выиграет архитектура‚ Архитектура для Человека‚ в реальности ставшая буквально “ожившей музыкой” (фото 19).

Такое недостижимо без таланта-умения из нескольких “нот” складывать всевозможные архитектурные мелодии. В Волковыске оно обнаружилось опять-таки в колористике. Одни и те же элементы благоустройства (светильники‚ скамьи‚ урны)‚ как хамелеоны‚ меняют свою окраску в зависимости от местопребывания: темно- красный‚ синий‚ зеленый… Короче, не одним цветом… И с однообразием покончено.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 721
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
06.09.2004 / просмотров: 6 381
Беларусь богата великолепными пейзажами и развитыми историческими традициями садово-парковой архитектуры, что является прекрасной основой для...
06.09.2004 / просмотров: 14 169
180 лет назад началось строительство выдающегося памятника технической культуры Европы ХIХ в. — Августовского канала, названного так по имени...