Вы здесь

Генеральные планы городов — реализация государственной политики комплексной территориальной организации Республики Беларусь

Цель генерального плана — не только определение архитектурной перспективы города, но и установление правового регулирования   градостроительного процесса.

2003 год — знаковый для Министерства архитектуры и строительства и всего градостроительного комплекса Республики Беларусь.
Во-первых, это год благоустройства территорий населенных пунктов, где важная роль принадлежит зодчим Беларуси — именно благодаря их умению и опыту преображаются наши города и села.
Во-вторых, это год утверждения генеральных планов столицы и областных центров республики, которые на уровне планировки закладывают основы архитектурного облика городов и многих других качеств городской среды.

Градостроительная политика — основа устойчивого развития территории
Генеральные планы — инструмент реализации градостроительной политики государства на территории городов. Разработка их — процесс сложный, многоплановый, в котором в первую очередь должны учитываться основополагающие факторы: настоящее и будущее социально-экономического развития города, архитектурно-планировочная организация и территориальное развитие, охрана окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия и многие другие.
Создание генеральных планов в последнее десятилетие протекало в условиях формирования нового социально-экономического уклада. Необходимы были кардинальные изменения в подходах к территориальному развитию белорусских городов, усовершенствование системы законодательства и нормативной базы.
Этому в огромной степени способствовала целенаправленная работа Министерства архитектуры и строительства по системному нормативно-правовому и методическому обеспечению архитектурной и градостроительной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Были сформированы основные направления государственной градостроительной политики, в рамках которой пересмотрены существовавшие ранее нормы и методы территориального планирования, а также определены новые приоритеты и подходы в этой сфере деятельности.
В развитие Закона “Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь”, принятого в 1993 г., за период 1994– 2002 гг. министерством разработано и введено в действие более 50 нормативных правовых актов, направленных на создание рациональной территориальной организации государства, выработку механизмов реализации выбранного направления градостроительной политики, эффективную организацию и функционирование системы управления развитием населенных пунктов и территорий, совершенствование процесса разработки, согласования и утверждения градо-строительной документации.
За время применения Закона “Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь” на практике выявился целый ряд отношений в области архитектуры и градостроительства, которые оставались неурегулированными. Возникла необходимость приведения действующего Закона в соответствие с иными действующими законодательными актами Республики Беларусь.
По этим и другим причинам назрела настоятельная потребность в комплексном законодательном акте прямого действия, нормы которого максимально полно охватывали бы отношения как в сфере архитектурной, градостроительной, так и строительной деятельности.
В настоящее время министерством подготовлена новая редакция проекта Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь”, которая рассмотрена и принята в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Важным событием в градостроительной политике последнего времени является разработка в 1999 г. Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО), одобренной решением Правительства в 2000 г. Это — градостроительный документ республиканского уровня, фактически генеральный план всей страны. Его ценность заключается в том, что ГСКТО служит основой для разработки схем комплексной территориальной организации областей, генеральных планов городов, схем развития и размещения отдельных отраслей и ряда других проектов, являющихся основой для подготовки и принятия решений по эффективному использованию и сбалансированному развитию населенных пунктов и территориального потенциала республики в целом. Впервые в ГСКТО приведены ключевые показатели по устойчивому развитию республики, разработанные по методике центра ООН по населенным пунктам (Хабитат). С 2001 г. эти показатели включены в государственную статистическую отчетность, что позволяет осуществлять мониторинг развития населенных пунктов и на основе полученных данных оперативно принимать меры по улучшению качества жизни в городах.
Первоочередные меры по градостроительному развитию
На реализацию основных положений ГСКТО направлено постановление Совета Министров Республики Беларусь “О первоочередных мерах по градостроительному развитию городов и территорий Республики Беларусь”. С его принятием в апреле 2002 г. Минстройархитектуры решает несколько важных задач.
Во-первых — возможность усовершенствовать систему управления архитектурой и градостроительством на республиканском и местном уровнях. В настоящее время министерство может осуществлять организационно-методическое руководство органами управления архитектурной и градо-строительной деятельностью.
Во-вторых — постановление позволяет сделать более прозрачными процедуры разработки градостроительных документов. Ранее, в соответствии с Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” разработка, финансирование и утверждение генеральных планов городов относилось к компетенции местных органов самоуправления. При этом учитывались только местные интересы.
Проектирование генеральных планов и другой градостроительной документации затягивалось на многие годы, так как их финансирование из местных бюджетов шло по остаточному принципу (в последнюю очередь — на генеральный план). Такие крупные областные города, как Витебск, Гомель, Могилев, разрабатывали свои генеральные планы по 8–12 лет, а с учетом инфляции и индексации стоимости проектных работ процент выполнения был не более 20–30%.
Поэтому не случайно в августе 2002 г. на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко были подняты вопросы территориального развития белорусских городов на примере проблем г. Минска.
Итогом совещания стал Протокол поручений Президента Республики Беларусь о градостроительном развитии г. Минска и пригородной зоны, которым установлены конкретные сроки разработки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь генеральных планов г. Минска и пяти областных центров.
Генеральный план г. Минска, разработанный институтом “Минскградо”, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г.
Основным разработчиком генпланов областных центров был определен институт “БелНИИПградостроительства”. В качестве заказчика, как и в предыдущие годы, выступили горисполкомы и облисполкомы. Минстройархитектуры параллельно за счет средств республиканского бюджета осуществляло разработку основных положений генпланов городов. Именно эти основные положения согласовывались с отраслевыми министерствами, интересы которых затрагиваются в генпланах. Четкие графики разработки, согласования и финансирования позволили выполнить поручение Президента и в срок представить генеральные планы на рассмотрение.
Генеральные планы областных центров утверждены главой государства 28 июля 2003 г.
В настоящее время все города республики развиваются на основе генеральных планов, при этом генеральные планы более 150 городов разработаны в период 1991–2000 гг. и рассчитаны до 2015 г. Однако учитывая, что генпланы 58 городских поселений республики разработаны до 1990 г., требуется их первоочередная корректировка. В стадии разработки с завершением в 2003–2005 гг. сейчас находятся генпланы 16 городов, которые, согласно Декрету Президента “О некоторых мерах по совершенствованию порядка утверждения генеральных планов городов”, по представлению Министерства архитектуры и строительства совместно с горисполкомами будут утверждаться Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...