Вы здесь

Гродненская областная организация БСА

24.07.2005 13:57
Просмотров: 6 547
Версия для печати

Геннадий Таламанов

Творческий потенциал архитекторов Гродненщины

Одним из драгоценных камней в ожерелье Беларуси можно считать Гродненский край, который впитал в себя богатое историческое и культурное наследие многих народов, веками проживавших на этой земле.
Многочисленные и разнообразные памятники архитектуры и градостроительства Гродненщины свидетельствуют о ее богатом архитектурном наследии. Древнейшие постройки Гродно и Новогрудка, монументальные оборонительные замки Лиды, Крево и Мира, величественные и неприступные храмы-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове, живописные храмы и монастыри, великолепные дворцы — немые свидетели истории Гродненского края.

Каждый из семнадцати районов области может претендовать на неповторимость и своеобразие, которые складываются из уважительного отношения к окружающей природе и историко-культурному наследию, стремления к обустройству и эстетизации населенных пунктов, формированию запоминающейся застройки общественных центров и новых микрорайонов, строительству выразительных по своей архитектуре зданий и сооружений. За последние годы во многом благодаря творческой работе гродненских архитекторов преобразился облик районных центров. В республиканской прессе уже публиковались статьи, оценивающие застройку жилого поселка Рось, реконструкцию исторической части Новогрудка и г.п. Мир, масштабные проектные и строительные работы по комплексному благоустройству городов Волковыска и Сморгони. Выполнены первые этапы по обустройству общественных центров Свислочи, Дятлова, Щучина, Ошмян.

Ведется постоянная и целенаправленная работа по комплексной реконструкции исторического центра Гродно, в котором, как ни в одном городе нашей страны, на площади около 200 гектаров сохранилась градостроительная структура средневекового города с системой улиц и площадей XV–XVII вв., архитектурных памятников и рядовой застройки XIX — начала XX в.

В областном центре возводится много новых зданий общественного назначения, реализован проект реконструкции универсального Ледового дворца, фактически заново строятся центральный городской стадион и зоопарк. Поэтапно решаются проблемы совершенствования городских автотранспортных связей. На текущий год запланированы и выполняются большие работы по реконструкции центрального парка им. Жилибера, Советской площади с транспортными развязками.

Отдавая дань памяти новой истории, накануне празднования 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в результате плодотворной работы скульпторов, архитекторов и строительных организаций в Гродно возведен мемориальный ансамбль воинам-пограничникам, погибшим в первые дни войны, защищая рубежи нашей Родины.

Этот краткий обзор дает лишь общее представление о богатейшем архитектурном наследии, создающем ту неповторимую атмосферу, позволяющую реализовать большой творческий потенциал коллективов проектных организаций Гродненской области — проекты, которые неоднократно удостаивалась различных государственных и международных премий.

Происходящие позитивные и, к сожалению, отдельные негативные процессы урбанизации помогают осознавать, насколько актуально стоит вопрос гуманизации городской среды, окружающей и сопровождающей жизнь человека, создающей не безликую и монотонную упорядоченность, а архитектурную конкретность и неповторимость, связывающую настоящее с прошлым, соединяющую творчество различных поколений зодчих и архитекторов, работавших и работающих на Гродненской земле.

 

Александр Штен

Свобода для творчества

О гродненской архитектуре написано немало. Ее тысячелетнюю историю можно и теперь проследить по отдельным сохранившимся памятникам и планировочным структурам поселений.

По свидетельствам историков, “следы” таких объединений на нашей территории можно найти в архивах времен Российской империи, а затем — “панской Польши”. Наши предшественники, аккумулируя народные традиции и европейскую культуру, даже в условиях “местечковых” возможностей создавали образцы высокого искусства. Практически все достижения и успехи градостроительства последних 60 лет можно занести в копилку архитекторов — членов Союза. Влияния областной организации, к сожалению, оказалось мало, чтобы полностью сохранить в городах Гродненщины оставшийся после Великой Отечественной войны культурный исторический пласт. Некоторые потери невосполнимы. Нам не удалось доказать ценность и отстоять существование отдельных зданий и целых кварталов. В “искусстве компромиссов” историческое наследие пострадало больше, чем повседневные потребности. Рецидивы волевого управления городским хозяйством существенно отразились на застройке не только в советские времена, но еще в большей степени влияют на современное строительство.

По имеющимся данным, создание Гродненской областной организации Союза архитекторов относится к 1959 году. Председателями правления до 1984 г. были Ю.П. Телегин (1959–1960), Л.И. Улейко (1960–1962), Л.А. Вильчко (1976–1978), В.В. Божко (1978–1984).

В 1984–1988 гг. областную организацию Союза архитекторов возглавлял В.Н. Евдокимов. В это время была налажена четкая работа по многим направлениям — пропаганда в СМИ, выставки, лекции, учеба и т.д. С Союзом архитекторов считались руководящие органы области и города. Статус члена Союза стал почетным и уважаемым.

Идеи демократизации и свободы общества во времена перестройки нашли питательную среду в архитектурных кругах.

Этот период совпадает со временем, когда председателем правления ОО Союза архитекторов был избран В.А. Лытов. Именно тогда стали появляться частные (не государственные) проектные фирмы и творческие мастерские, в том числе и под эгидой Союза архитекторов. Начало действовать объединение творческих союзов художников, театральных деятелей и архитекторов “ХУТАР”. Однако регистрация и проектное производство творческих мастерских к 1994– 1996 гг. усложнились настолько, что самостоятельная деятельность стала непосильной ношей для многих архитекторов. Начался откат к жесткой регламентации творческой жизни. В начале этого периода половина членов Союза приблизилась к пенсионному возрасту или превысила его. Среди части “молодых” начались упаднические настроения — вплоть до ликвидации нашей организации как ненужной и бесполезной.

В 1992 году В.Б. Преображенский, заменивший В.А. Лытова, попросил освободить его от должности председателя правления. Мне пришлось сначала временно, а позже на выборной основе взять руководство на себя (с 1993 по 2003 г.).

За десять лет нам удалось подготовить около двух десятков новых членов БСА, которые пополнили организацию вместо выбывших. В это же десятилетие совместно с областным архитектурным управлением мы организовывали ежегодные областные смотры-конкурсы на лучшие архитектурные произведения и тем самым поддерживали статус архитекторов в обществе.

В это время созданы такие объекты, как жилой поселок Рось, Ледовый дворец в Гродно и т.д.
В конце 2003 года председателем правления Гродненской ОО БСА избрали А.Б. Тараненко — главного архитектора института “Гродногражданпроект”. Мы уверены, что значительно обновленный состав нашей организации под его руководством откроет новые возможности для творческой деятельности.
Профессия архитектора может существовать и без общественной организации. Казалось бы, нет смысла дублировать функции Министерства архитектуры и строительства, у которого буквально те же задачи. Более того, его предписания, как правило, обязательны. Но все-таки есть одно существенное отличие в целевых установках. Если у министерства цель — производство качественного продукта, то у БСА — человек, производящий качественный продукт, т.е. основная задача — создание условий для творческой деятельности. А поскольку творчество и свобода – понятия неразделимые, то и создание максимальной свободы для творчества архитекторов.

Кроме того, Союз архитекторов — единственная организация, создающая среду, в которой выявляются и оцениваются подлинные достижения и открытия в области архитектуры независимо от официального государственного признания и статуса. Среду, где авторитет можно завоевать только творческой работой и талантом.

 

Владимир Лытов

Годы, проекты, люди

Белорусскому союзу архитекторов — 70 лет. Гродножилпроект, в котором имею честь работать, как часть профессионального сообщества вдвое моложе. Впрочем, этот временной отрезок в историческом масштабе — сущий пустяк. Хотя, конечно, как посмотреть. Для начинающего жить — целая эпоха, для зрелого человека — мгновение или максимум “вчера”. И в этом “вчера” — сотни объектов, десятки проектировщиков и немалое количество архитектурных судеб…

После короткого раздумья решил, что будет уместно рассказать о коллегах, о реализованной архитектуре — с надеждой, что холодное слово “Гродножилпроект” станет чуточку интересней для читателя, до того его не знавшего. Но прежде оговорюсь, что хотя предыдущее короткое название “проектный институт” ныне волей чиновников изменено на “унитарное предприятие”, в статье буду употреблять прежнее, более емкое и конкретное — институт.

Мое непосредственное знакомство с институтом началось в конце 1980-х, когда стал городским архитектором. По долгу службы приходилось согласовывать проекты, разрабатываемые этим учреждением. Незадолго до того Гродножилпроект был малопривлекательным для архитекторов, так как занимался в основном ремонтом объектов коммунальной собственности. Поэтому крупные и значимые для города и области заказы проходили мимо и оседали в учреждениях с более сильными архитектурными кадрами. Но в 1985 году институт возглавил бывший главный архитектор Гродно, член Союза Василий Божко, который собрал под крышей Гродножилпроекта группу амбициозных архитекторов, — и наметился прорыв. Проектировщик с многолетним стажем, человек удивительной работоспособности, Божко не только руководил хозяйством института, но и непосредственно занимался творческой деятельностью. В один из таких моментов и состоялось наше первое официальное знакомство. Половину его большого прокуренного кабинета устилал невероятных размеров лист генерального плана поселка “Южный”. В те годы градостроители работали с карандашом на “синьках” — компьютеры были чем-то из области фантастики, — страшно искажавших подоснову. Поэтому проектировать уличную сеть поселка Божко решил в пятисотом масштабе, а это — единый лист размером до десяти квадратных метров. Тема проекта одновременно являлась острой и модной. Острой, потому что население нетерпеливо жаждало построить собственный дом за собственные деньги, а модной — так как внедрялась в жизнь по указанию партии и правительства. “Южный” стал пионерным для Гродно поселком, кварталы которого отводились под усадебную застройку для горожан. Здесь яростно схлестнулись интересы индивидуального заказчика, желающего иметь за свои кровные деньги то, что хочется ему, и десятилетиями наработанный командный стиль руководства и регулирования застройкой. Дома — в линию, утвержденный набор громоздких и предписанных для каждого участка проектов. На практике гармонии не выходило: вкусы и возможности застройщиков — разные, материалы — в дефиците, участки — мизерные. В натуре из земли полез хаос, который попробовали прикрывать группами перспективных блокированных домов, но не везде получилось. Понадобилось несколько лет, прежде чем архитекторы приобрели опыт работы в новых условиях. И проект застройки поселка “Южный-4”, над которым, стоя на коленях, с папиросой в зубах, работал директор института, отличался уже большей свободой, демократичностью.

На руководителей институту везло, во главе его в разное время стояли неординарные личности с творческим запалом. Первый директор Владимир Доста, конструктор по профессии, в конце 1970-х был удостоен бронзовой медали ВДНХ за проект реконструкции исторического центра Гродно. Он воплощал вдохновляющее начало. Работа была емкой и необычной: произведены обмеры огромного количества зданий, созданы развертки улиц. Оформленные планшеты поражали размахом. Жаль, что материалы, изготовленные в единственном экземпляре, не были сданы в архив и в конце концов оказались утраченными. Вместе с директором медалью был награжден и главный исполнитель проекта Алексей Сорокин.

Архитектор Сорокин 27 лет проработал в Гродножилпроекте. Тихо приходил на работу, делал то, что поручали, а затем также тихо ушел на пенсию. Человек столь скромный, что его ведущая роль в институте проявилась для меня в процессе подготовки иллюстраций для данной публикации. Оказалось, что немало городских объектов, мимо которых прохожу ежедневно, созданы им. А первая рабочая встреча с этим архитектором состоялась при проектировании жилого дома по ул. Социалистической, над которым он работал в тесном контакте с Анатолием Пархутой. Даже сегодня задача была бы сложной, а в 1980-е, при низком уровне качества строительства и скудности отделочных технологий, нужно было иметь смелость, чтобы строить жилье в центре. Отрицательный опыт такого строительства уже имелся. Но этот дом практически сразу вписался в сложившуюся застройку. Даже десятилетия спустя он воспринимается как неотъемлемая часть исторического квартала, не обманывая псевдоисторизмом.

Завершая тему директоров, назовем действующего — Кристину Сыроежко. Она попала в институт по распределению молодым конструктором и уволилась ГИПом. Вне стен “alma mater” прошла школу руководителя архитектурного бюро, директора иностранной строительной фирмы, заведующей сектором ценообразования в строительстве и, получив богатый опыт, вернулась в Гродножилпроект директором. Проектная, строительная, экономическая и административная практика позволили быстро разобраться в непростой экономической ситуации, развернуть коллектив на выполнение творческих задач. И шесть лет спустя после ее второго пришествия институт занимает прочные позиции в городе и области и по объемам, и по качеству проектной продукции.

В институте работают и старые, и новые смены архитекторов. Текучесть кадров среди зодчих — явление естественное: народ эмоциональный, но многие из ушедших вложили свой камень в фундамент Гродножилпроекта, оставив добрую память в виде построенных объектов.

Один из “долгожителей” института — архитектор Евгений Басов. Его специализация и призвание — работа с архитектурными памятниками, освоенная им досконально на практике. Недавно на ул. Советской по его проекту завершена долголетняя реконструкция двух жилых домов, в которых теперь разместились магазины и офисы.

Благоустройство дворов названных зданий и прилегающей к ним ул. Калючинской выполнено по проекту архитектора Натальи Преображенской. Сегодня эти площадки активно задействуются в дни республиканских фольклорных фестивалей. Вряд ли веселящиеся горожане и гости города догадываются о том, сколько физических и нервных сил автора вложено в то, что они лицезреют и в буквальном смысле попирают ногами, но это значит, все сделано, как надо.

Дважды приходил и дважды увольнялся из института находящийся в вечном поиске архитектор Владимир Шаповалов. Последний его проект — здание хозяйственного суда — уже реализован. Жаль, что не удалось отстоять оригинальное авторское цветовое решение, в результате эффект снижен. Но благодаря предложенной пластике фасадов реконструированное из банального общежития здание суда не только не потерялось, но стало заметным явлением в ансамбле ул. Советских Пограничников.

Владимир Ковалев отметился реконструкцией жилого дома на площади Ленина. Долгие годы пятиэтажка как диссонирующий элемент предназначалась к сносу. Но изменили кровлю, превратили балконы в лоджии, пристроили сушки для белья, выкрасили в три цвета, и сомнений в праве дома на долгую жизнь не осталось. Более того, найденные архитектурные приемы преобразования фасадов распространились по области и в массовом порядке применены при реконструкции центра города Волковыска.

Прошлогодняя Волковысская эпопея, связанная с подготовкой к очередным “Дажынкам” и тысячелетию города, занимает особое место в проектной истории института. Насчитывающий около 90 человек коллектив, не срывая текущей работы, за два квартала выдал проекты реконструкции четырех десятков жилых домов и общественных зданий, километры благоустройства улиц и инженерных сетей, проект гостиницы на 140 мест. Назвать архитекторов, принявших участие в сумасшедшей гонке, — значит перечислить весь кадровый состав. Поэтому, не упоминая имен, обозначим основные объекты. Это гостиница “Березка” с номерами, рассчитанными на прием рядовых и высоких гостей, рестораном и баром. Ул. Жолудева — камерная, почти пешеходная, с интереснейшей 1–2-этажной разностильной застройкой. Наконец, ансамбль 3–5-этажных зданий, обрамляющих главную площадь Волковыска. Хочу подчеркнуть, что с уважением относясь к специалистам-смежникам, в статье говорим об архитекторах и только о реализованных проектах.
Незаметно пролетели пять лет со дня появления в институте Елены Пархута. Ее первый объект стал событием городского масштаба. Это благоустройство ул. Полиграфистов, с утвердившимся статусом линейного торгового центра между автовокзалом и центральным рынком. Работавшим рядом с въедливым архитектором смежникам и подрядчикам пришлось нелегко, но результат хорош. Магазины, павильоны, киоски выстроены в запоминающийся ансамбль, пограничный с историческим центром Гродно, а отдельные элементы благоустройства, к вполне объяснимому неудовольствию автора, впоследствии скопированы другими проектировщиками на многих объектах города.

Здесь уместно заметить, что опыт работы с рынками — давний. По проекту Виктора Попова в 1980-х реконструирован Грандичский рынок, а сегодня он совершенствуется по проекту Нины Жуковской, медленно приобретая, борясь с хаосом самовольных построек, цивилизованный вид.

Архитектор зачастую не только проектирует, но реализует творческое начало и в параллельных мирах графики, живописи, поэзии и прозы. Акварели и масло Сергея Галашева разошлись по рабочим кабинетам, а комплекс зданий региональной таможни, выросший на базе бывшего промпредприятия, остался весомым свидетельством его личного творческого потенциала и возможностей коллектива в целом.

Институт год от года прибавляет. Заметной вехой в поступательном движении Гродножилпроекта стало здание Белвнешэкономбанка в Гродно. Соседство с памятниками архитектуры, стесненный участок, сложная технология, старые фундаменты — все препятствия успешно преодолены. Сдача объекта намечена на лето, и есть все основания назвать его в числе реализованных и уже заслуживших хорошие отзывы своих и иногородних коллег. Автор проекта — Лилия Семеняко. Как архитектор и человек — личность своеобразная: за тихим голосом и скромным поведением — непоколебимая жизненная позиция, обязательность, отзывчивость и стремление учиться.

Человек не менее скромный и ответственный — архитектор Галина Мишур. В институте относительно недавно, но опыт и отношение к работе делают ее правой рукой и надежным тылом каждого ГАПа. Столь же самоотверженна, несмотря на то, что работает на полставки, Людмила Крамаруха: если чувствует, что это необходимо, остается на полный день, ничего не требуя взамен.

Есть и совсем новые архитектурные кадры — и опытные, и молодые специалисты. Из тех, кто со стажем, особые надежды возлагаются на ГАПа Василия Василюка, который адаптировался в коллективе и в состоянии весомо заявить о себе. Молодежь, как всегда, удивляет экстравагантностью. Евгений Забродский экспериментирует над цветовым решением прически — от красного до синего, но мастерское владение компьютером и способность как губка впитывать знания вызывают уважение и вселяют веру, что как специалист он состоится.

Завершив рассказ о личностях, панорамно обрисую еще не названные объекты, над которыми работал и работает коллектив института. Два года проектируется и строится “с листа” комплекс Гродненского зоопарка; в районе пл. Ленина создан благоустроенный комплекс с автостоянками, пешеходными и водно-зелеными пространствами; разработаны проекты пешеходной ул. Ожешко и автовокзала; в стадии выпуска проекты реконструкции общегородской магистрали — пр. Космонавтов с прилегающей застройкой; жилых и общественных зданий. К слову, заказов намного больше, чем можно осуществить, но количественно расти не собираемся и оттого есть возможность выбора. Следовательно, впереди интересная работа и материальное благополучие.

Несколько слов об авторе статьи. Член Союза архитекторов с 1974 г. Два уставных срока возглавлял областную организацию Союза. Имеет более чем тридцатилетний опыт проектировщика, несколько лет строительной практики, является создателем первой в Гродно творческой мастерской архитектора. В Гродножилпроект пришел в 1999-м. В произошедших с того времени переменах, в результате которых значительно выросли качество проектов и уровень заказов, его немалая заслуга.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 669
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 11 994
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 421
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...