Система подготовки архитектурных кадров – это сложный и долговременный процесс и, конечно же, здесь нельзя говорить только о годах обучения будущего специалиста в колледже, университете. Процесс подготовки "мастера" продолжается, а скорее всего, начинается после периода обучения в различных учебных заведениях, так как их задача – предоставить образовательные услуги для получения базового образования.
Высшая архитектурная школа Беларуси готовит архитекторов широкого профиля. Каждый ее выпускник после одно-, двухгодичного адаптационного периода на производстве может участвовать в проектировании архитектурно-строительных, градостроительных объектов, работать государственным чиновником в органах управления, вести научные исследования. Учитывая, что сейчас нет госзаказа на специалистов в узких областях, широкий профиль выпускников облегчает их трудоустройство по окончании вуза, а также неизбежное для большинства изменение места и профиля работы в будущем.
Развитие профессии, непрерывное совершенствование ее смыслового содержания, материального и информационного оснащения, достаточно часто возникающая потребность в узкой и глубокой специализации предопределяет необходимость развития системы послевузовского образования архитекторов и проектировщиков.
Послевузовское образование включает в себя такие формы, как магистратура, аспирантура, курсы повышения квалификации, стажировки. Это традиционные формы, которые складывались на протяжении десятилетий и которые, в частности повышение квалификации, канули в Лету. То есть на сегодняшний момент можно сказать, что системы послевузовского образования не существует.
А теперь вопрос, который мне хотелось бы вынести на обсуждение. Каков же тогда должен быть путь подготовки "мастера" из молодого специалиста? Ведь сегодня он начинает свою трудовую деятельность не только в проектных организациях, но и в творческих мастерских, архитектурно-строительных фирмах, фирмочках и т.д. Конечно же, лучшие условия для начинающего архитектора – это работа в проектных институтах и творческих мастерских, но ведь их немного и они не в состоянии принять на работу всех выпускников. А ведь сколько талантливой молодежи оседает в маленьких фирмах, салонах и т.д. и занимается проектной деятельностью, где нет "учителя" – классного архитектора-профессионала! И они тихо отсиживаются, практически не получив возможности проявить себя.
Сегодня, рассуждая на советах, конференциях о завтрашнем дне нашей архитектуры, мы в первую очередь должны говорить о нынешнем и будущем поколении наших архитекторов.
Вынося на дискуссию этот вопрос, особенно сейчас, в преддверии съезда архитекторов, мне хотелось бы, чтобы мы вместе начали думать – да что там думать – решать! – что мы можем сделать, чтобы улучшить ситуацию.
Для меня ответ очевиден. Только Союз архитекторов может объединить молодых, стимулируя их творческую деятельность, выявляя их творческую индивидуальность. Форм для этого достаточно – это конкурсы молодых, лекции мастеров архитектуры, творческие обсуждения, выставки молодых, популяризация их творчества на страницах журналов, активное привлечение к деятельности Союза…
Может быть, есть смысл подумать о возрождении обязательного повышения квалификации с разной периодичностью в зависимости от стажа работы. Здесь Союз архитекторов может инициировать и совместно с Министерством архитектуры и строительства, архитектурным факультетом Белорусского национального технического университета разработать программы обучения на коммерческой основе, где могут преподавать педагоги высшей школы, практикующие архитекторы, специалисты из разных стран, с использованием таких интересных форм, как мастер-класс, зарубежные поездки в разные страны.
И здесь я бы отдала предпочтение старшему поколению архитекторов. Ведь кому, как не им, есть что передать молодым, помочь советом, делом, а где-то и жизненным опытом.
До съезда осталось мало времени. И мне бы очень хотелось, чтобы мы, архитекторы, поразмыслили на эту тему и вынесли ее на обсуждение. Ведь наша задача – думать о будущем нашей архитектуры, а указать молодежи путь – это и есть будущее.