Современная эпоха обращается в поисках инноваций к истории. В архитектуре данная тенденция отражается не только в реминисценциях, разнообразных отсылках к прошлому и цитации, но и в учете стилистических особенностей материальной составляющей новейших построек. Различные фактуры, цветовая палитра, специфический характер обработки поверхностей новотехногенных материалов и материалов традиционных дают возможность современному архитектору подбирать искомое сочетание. Эффект нового обращения к “старым” материалам заключается в том, что в них заложен целый “букет” легко распознаваемых и семантически прочитываемых устойчивых ассоциативных составляющих, которые автор может извлекать и комбинировать в зависимости от поставленной творческой задачи.
Камень представляется как раз одним из таких “многовариативных” материалов. Используемый человеком для строительства с незапамятных времен, он чаще всего воспринимается эмоциональным эквивалентом древности – по силе своей брутальной мощи, надежности. Это оттого, что он главным образом и служил, как демонстрируют памятники прошлого, для набора прочной массы фундамента и стен. И лишь попутно эксплуатировались его образные и декоративные свойства.
Сегодня эти свойства, естественно, доминируют, и камень применяется в наружной и внутренней отделке зданий – порталов, цоколей, фасадов, интерьеров сооружений самого различного назначения.
Иначе говоря, интерес к натуральному камню не ослабевает, что во многом подстегивается модой на экологически чистые, натуральные материалы. Кроме этого, после полувекового засилья в архитектуре бетона – плоского, семантически жесткого и однозначного предпочтение отдается сложности и богатству материалов. Поэтому современные архитекторы и дизайнеры оказались в поиске фактур, цветовых гамм, форм и их самых разнообразных и эклектичных сочетаний. Здесь-то и предстал камень со всем богатством своей полихромной палитры. С его помощью даже в типовом проекте фактура или цвет поверхностей могут быть уникальными, что так соблазнительно для современных архитекторов и дизайнеров. И… провоцирует поиск всевозможных имитаций камня.
При сохранении естественного цветового и фактурного разнообразия натурального камня новые материалы “под камень” просты в исполнении, прочны и легки в эксплуатации. Уровень их технологичности таков, что разницу между искусственным и природным камнем сейчас можно определить лишь при тщательном исследовании. Потребителю и соответственно проектировщику вполне достаточно этой визуальной убедительности.
Имитация ни в коей степени не влияет на эмоциональную сторону восприятия камня. К тому же она бесконечно вариативна, что позволяет в каждом конкретном случае выстраивать индивидуальную семантическую и стилистическую программу использования данного материала. Например, появление его в новых постройках позволяет выгодно контрастировать им с модернистской однообразной бетонной застройкой. В исторических центрах белорусских городов каменные “вставки” помогают вписать современное здание в исторический культурный ландшафт, тем самым адаптируя к новому стилистическому контексту.
Искусственный камень по-прежнему воспринимается исторично, и также преисполнен древностью и традицией. И тут же эффектно соединяется в современных эклектичных миксах со сталью и стеклом (башня банковского здания по ул. Кропоткина).
В ряду имитаций на первом месте по использованию стоит, пожалуй, керамическая плитка (торговое здание по ул. Козлова в Минске), имитирующая цвет и фактуру натурального камня. Популярны и различные “сколоты”*.
Еще один материал в ряду имитаций — керамогранит (каменный фарфор) широко применяется для производства каменного паркета, сатинированной, глазурованной, мозаичной и прочих видов поверхностей. Это чрезвычайно прочный, самый износостойкий из облицовочных материалов. Его поверхность стопроцентно воспроизводит цвет, фактуру, текстуру натуральных камней: от привычного мрамора до редкого таравердина.
Из такого искусственного камня, как кориан, изготавливаются почти все составляющие отделки ванных комнат. Его можно сделать неотличимым от натурального гранита, мрамора, малахита, яшмы, оникса.
И всякий раз спектр ассоциаций и метафор достаточно велик – надежность, устойчивость, недоступность, брутальность, жесткость, неприступность, изящество, богатство, лоск, прихотливость, аристократизм…
Все они связывают нас с образами средневекового замка и его укрепленной башни-донжона. Точнее будет сказать, камень отсылает к разным эпохам и стилям, предлагая возможность бесконечных цитат и аллюзий – явных, прямых, закамуфлированных или неосознанных. Так, в образе Дворца Республики с его гранитной облицовкой, создающей эмоциональный эффект суровой мощи и непоколебимости, возникает ассоциация даже с древнеегипетской архитектурой.
Облицовка искусственным камнем прекрасно сочетается с традиционными деревянными поверхностями (бревно, брус), эффектно контрастирует с гладко оштукатуренными стенами. В одной архитектурной форме или постройке могут эклектично соединяться фрагменты, выполненные из разных геологических пород (лестница и постамент костела св. Роха). Натуральный и искусственный, камень прекрасно смотрится в колоннах, гротах и альпинариях, в отделке каминов. Сегодня он нередко встречается и в индивидуальных жилищах, и в общественных барах, ресторанах, игровых залах, бильярдных, дискотеках. Здесь наиболее часто используется мрамор, что обусловлено, прежде всего, его фактурной вариативностью в обработке. Он может быть разнообразно полированным, шлифованным или искусственно состаренным. Особенно хорош мрамор для облицовки полов в модных ресторанах и салонах, где с его помощью дизайнеры пытаются привнести в интерьер дух старины и подлинности.
То есть мы вправе говорить и о новом обличье камня, и новой, теперь уже постмодернистской эклектике, которую всячески осваивают белорусские архитекторы. Их главный принцип — не чистота формы, а сложность и вариативность композиции на всех ее уровнях, в том числе в разнообразном сочетании материалов.
На их основе автор создает всевозможные стилистические композиции, которые не только насыщены устойчивыми образами, но и открыты к многоликой трансформации и выразительной многоуровневости в трактовке. И эти эклектичные явления мы встречаем вокруг себя все чаще.
Каменные цоколи соединяются с гладко оштукатуренной стеной, контрастность сочетания их подчеркивает сложный тоновой переход цвета в кладке нижнего уровня к однородной окраске основного тела здания (постройка по ул. Интернациональной). Выделяются на фоне стены аристократичный мраморный портал (здание Национального банка РБ), брутальная базальтовая лестница (магазин по пр. Независимости), новотехногенный каменный пандус в сочетании с полированными металлическими перилами (вход в здание по ул. Ленина), ограда или фонарь, имитирующие ручную ковку (пешеходная аллея по ул. Ленина). Камень выгодно оттеняет равномерную бетонную тротуарную плитку, матовую поверхность металлических дверей (бутик по ул. Козлова), призрачную прозрачность ленточных стекол, кирпичную кладку (жилое здание по ул. К. Чорного).
Особая сфера использования камня, она же и наиболее древняя, – мощение проходов и проездов (пешеходная дорожка по ул. Энгельса), а также площадок парковки автомобилей. В этом случае брусчатка выгодно противопоставляется традиционному асфальту или бетонной плитке.
Аристократично выглядят дорожки и площадки из разноцветных кусков мрамора: пиленые плитки, образующие рисунок, или колотые (брекчия), выложенные “в разбежку” (вход перед магазином по ул. Гикало).
Особой темой становятся каменные малые архитектурные формы и элементы ландшафта: скамьи, подпорные стенки, фонтаны…
В целом активное возвращение натурального камня и появление его многообразных имитаций служит доказательством стремления создать впечатление естественности, дородности и особой современности, преисполненной историчности, традиционности. Ведь натуральный камень как никакой другой материал вбирает и отражает богатство форм и оттенков, придуманных самой природой. Он столь разнообразен в своих декоративных возможностях, что способен к любой форме существования: в качестве фона-контекста или акцента-доминанты. То есть являет собой один из самых эклектичных из материалов, гармоничных практически в любых сочетаниях.
Искусственный камень, бесспорно, — чудо новых технологий, способностей человека, который лишь пытается приблизиться к гению природы, подражая ей, восхищаясь ее бесконечным разнообразием и красотой. Так воплощаются наши потаенные желания – видеть свой город неповторимым, уникальным и одновременно надежным и устойчивым. Так высказывается “новый” традиционализм, возвращение прошлого в актуальном осмыслении, в контексте гуманистических тенденций.