Вы здесь

Часовня-усыпальница князей Паскевичей в составе Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Сохранившиеся до наших дней объекты усадебного комплекса Гомельского имения князей Паскевичей входят в состав Государственного историко-культурного учреждения “Гомельский дворцово-парковый ансамбль”. В их числе – фамильная часовня-усыпальница бывших владельцев имения, являющая собой яркий образец усадебной архитектуры культового назначения последней четверти XIX в. Она состоит из часовни – наземной постройки и усыпальницы – подземного склепа с небольшим наземным объемом-входом для захоронения умерших.

Идея создания в Гомеле родового склепа с часовней принадлежала сыну генерала-фельдмаршала И.Ф. Паскевича Федору Ивановичу, владевшему Гомельским имением с 1856 по 1903 г. О его особом отношении к городу говорит не только желание устроить здесь часовню-усыпальницу, но и множество фактов, связанных с благотворительной деятельностью, в результате чего в 1888 г. он стал Почетным гражданином города Гомеля.

Возведению этого сакрально-культового сооружения, как сообщают архивные источники, предшествовал начавшийся в декабре 1864 г. длительный процесс по преодолению проблем, связанных, во-первых, с получением разрешения на эксгумацию и перевозку в Гомель останков родителей Федора Ивановича из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилевщине. Во-вторых, решались вопросы о дозволении построить фамильную часовню с кладбищем на месте примыкавшей к княжескому парку и приобретенной у собора Петра и Павла городской земли. По условиям купли оговаривалось, чтобы “на всем этом пространстве князь имел бы право хоронить членов своего семейства уже умерших и вновь умереть могущих с сохранением этого права наследникам вечно из рода в род с одним ограничением, чтобы ни его Светлость, ни его наследники не обращали это место ни на что, как только под свое фамильное кладбище”. За это Ф.И. Паскевич брал на себя обязательство “укрепить и обделать на свой счет территорию обрыва горы, на которой стоит собор”, так как крутой склон размывался водой и была опасность его приближения к храму. На купленном участке разбивалась аллея “в шесть сажень ширины и сорок восемь длины”, территория обносилась железной решетчатой оградой.

К составлению проекта часовни-усыпальницы, ее сооружению и декорированию князь привлек самых видных мастеров своего времени, что можно объяснить не только его желанием выделиться на фоне других, но и тем, что Федор Паскевич активно интересовался различными искусствами, понимал их – он собрал редкую художественную коллекцию, был почетным членом Российской Академии художеств. Здесь работали художники, имевшие отношение к оформлению Владимирского собора в Киеве и церкви Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, с которыми паскевичская часовня-усыпальница вполне может сравниться своими декоративно-стилистическими особенностями.

Первоначальный проект фасада часовни и план были разработаны московским академиком архитектуры Е.И. Червинским в 1866 г. Укрупненный детальный чертеж ее, а также всех наружных и внутренних элементов украшения в отдельности было предложено сделать другому академику архитектуры, работавшему вместе с О. Монферраном на сооружении Исаакиевского собора и руководившему реорганизацией особняка Паскевичей на Английской набережной в Петербурге, – А.Х. Пелю. Окончательный проект этого сложнейшего наземно-подземного сооружения в Гомеле был утвержден 21 декабря 1869 г., строительство началось весной 1870-го и длилось до 1889 г. По завершении всех работ в усыпальнице были произведены захоронения умерших членов семьи Ф.И. Паскевича, а позже и его самого.

В убранстве культовых сооружений 70–80-х гг. XIX в. применялись характерные для древнерусской архитектуры материалы: резной камень, керамика в виде терракоты и майолики. В гомельском памятнике, выполненном в так называемом русском стиле с использованием мотивов московской архитектуры XVII в., представлены в синтезе декоративно-прикладное искусство и живопись. Отделочными и оформительскими работами руководили два петербургских архитектора немецкого происхождения: академик архитектуры М.Е. Месмахер и О.Э. Вегенер. Месмахер 18 лет возглавлял Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. В Петербурге зодчим построены музей этого училища, дворцы великих князей Алексея Александровича и Михаила Михайловича, Архив Государственного совета и некоторые другие сооружения. При его участии Массандровский дворец в Крыму получил свой нынешний облик.

Выпускник училища Штиглица, петербургский художник-декоратор С.И. Садиков выполнял в паскевичской часовне орнаментальную живопись в технике секко и руководил позолотой куполов с крестами, которую осуществляла мастерская Абросимова, та самая, что делала золоченый иконостас в киевский собор св. Владимира.

В одном и том же магазине итальянцев Тузини и Росси на Крещатике в Киеве заказывались мраморные, гранитные и лабрадоритовые изделия для Владимирского храма и гомельской часовни-усыпальницы. В ней до настоящего времени сохранились ажурная мраморная резьба алтарного обрамления и имитированных Золотых врат, черно-белые плитки полов шахматного рисунка.

Во внешнем декоре часовни использованы причудливые по форме скульптурные терракотовые элементы работы гончарно-художественного завода в Петербурге, которым владел скульптор Д.И. Иенсен, академик, профессор Петербургской Академии художеств. Полихромные изразцы заказывали в городе на Неве на специальном производстве “Ейдукен Левенштейн с сыновьями”.

Многокрасочным дополнением убранства часовни-усыпальницы была смальтовая мозаика, к сожалению, не сохранившаяся на фасадах часовни, а представленная только в усыпальнице мозаичным панно с изображением парящих в небе серафимов. В архивных документах не удалось обнаружить сведений о том, кто выполнял мозаичные работы. Проведенный сравнительный анализ с аналогичными храмовыми декорировками того времени позволил предположить, что это была мозаичная мастерская В.А. Фролова, которая принимала участие в оформлении мозаикой храма Спаса на Крови.

Данная версия нашла подтверждение осенью 2008 г. после посещения дворцово-паркового ансамбля по приглашению его руководства академиком Российской Академии художеств, профессором, заслуженным художником РФ А.К. Быстровым. Он руководит мозаичной мастерской РАХ, являющейся преемницей фроловской, в свою очередь выделившейся из императорской, и прекрасно знакóм с ее “почерком”, технологией и особенностями смальты. Он досконально обследовал памятник и сделал экспертное заключение с рекомендациями по его реставрации. Академик также не усомнился в нашей мысли, что в основе композиции был предназначавшийся для Владимирского собора рисунок Виктора Васнецова. Вместе с А.К. Быстровым в Гомеле побывал реставратор монументальной живописи I категории Е.П. Большаков, имеющий большой опыт восстановления исторических храмов. Он определил места, где сохранились фрагменты садиковской росписи в часовне, поделился методикой ее сохранения.

Мы убеждены, что реставрационные работы, которые в данный момент ведутся в часовне-усыпальнице князей Паскевичей, не должны быть непродуманными и спешными, дабы иметь возможность методично и в полной мере восстановить ее великолепное узорочье, созданное выдающимися мастерами своего времени, которое делает ее неповторимым архитектурным памятником не только Гомеля, но и всей Беларуси.

Литература

Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 3013, оп. 1, ед. 588 Дело о постройке часовни и фамильного склепа князя Паскевича в г. Гомеле.

НИАБ. Ф. 3013, оп. 1, ед. 589 Дело о разрешении князю Паскевичу построить фамильную часовню на городской земле.

НИАБ. Ф. 3013, оп. 1, ед. 590 Переписка князя Паскевича с МВД о разрешении ему перевозки останков родителей из Ивановского села Люблинской губернии в г. Гомель.

Антонов, В.В. Святыни Санкт-Петербурга: христианская историко-церковная энциклопедия / В.В. Антонов, А.В. Кобак. – СПб: Лики России, 2003. – Т. 1.

Виктор Васнецов: Письма. Новые материалы / авт.-сост. Л.В. Короткина. – СПб.: АРС, 2004.

Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. Гал. рэд. С.В. Марцэлеў. – Мінск: Навука і тэхніка, 1987–1994. – Т. 3: Канец XVIII – пачатак XX ст. (Л.М. Дробаў i iнш.). – 1989.

Литвинова, Т.Ф. Из истории создания фамильной часовни-усыпальницы Паскевичей в Гомеле // Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 150-годдзю нараджэння Е.Р. Раманава. 25–26 кастрычніка 2005 г. – Гомель, 2005.

Литвинова, Т.Ф. Роль Киева в строительстве часовни-усыпальницы князей Паскевичей в Гомеле (по архивным материалам) // Студыi з архiвноï справи та документознавства / Держкомархiв Украïни. – Киïв, 2007. – Т. 15.

Литвинова, Т.Ф. Часовня-усыпальница князей Паскевичей в Гомеле – образец художественного воплощения транснационального и транскультурного пространства // Материалы Международного трансграничного семинара “Перемещение границ – изменение идентичности”. 17–24 сентября 2005 г. Вильнюс–Брест–Львов. –Тракай: Spausdino Solidarity, 2005.

Литвинова, Т.Ф. Часовня-усыпальница князей Паскевичей в Гомеле / Т.Ф. Литвинова // Роль и значение возрожденных культовых памятников в жизни современного общества: материалы Междунар. науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 5–6 декабря 2007 г. / Государственный музей-памятник “Исаакиевский собор”; редкол.: Н.В. Нагорский (отв. ред.) [и др.]. – СПб., 2007.

Тыжненко, Т.Е. Максимилиан Месмахер. – Л.: Лениздат, 1984.

Мухин, В. Церковная культура Санкт-Петербурга. – СПб.: АО “Иван Федоров”, 1994.

Фролов, В.А. Петербургская мозаика. Город – Династия – Культура: сб. ст. / В.А. Фролов / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств. – СПб.: РИИИ, 2006.

Чернатов, В.М. Сынам Отчизны. – Минск: Вышэйшая школа, 1980.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...