Вы здесь

Гостиный двор в Минске

Версия для печати

Градостроительный ансамбль площади Свободы в Минске сформировался в XVI в. На протяжении своей истории она имела разные названия: в XVI в. это был Рынок или Новый Рынок, в XVIII в. – Высокий Рынок, в XIX в. – Соборная площадь, а с 1922 г. – площадь Свободы.

Формирование площади началось после пожара 1547 г., уничтожившего большую часть городской застройки. Приехавшие в Минск великокняжеские ревизоры приняли решение выбрать новое место для городского рынка, вследствие чего была разработана планировочная структура этой территории, частью которой стала нынешняя площадь Свободы. Запроектировали ее прямоугольной в плане, с застройкой по периметру; вероятно, изначально были определены и места для доминант – храмов и ратуши, в дальнейшем возвели церковь Святого Духа и костел иезуитского монастыря. В 1569 г. было выделено место для строительства гостиного двора.

Кстати, расположение гостиного двора в центре площади рядом с ратушей или в одном объеме с ней характерно для городов XVI–XVIII и начала XIX в. В качестве примера можно назвать белорусские города Несвиж, Гродно, Витебск, Поставы, Пружаны.

Трудно сказать, каким гостиный двор строился изначально – каменным или деревянным, но в конце XVII в. он был уже каменным.

По второму разделу Речи Посполитой Минск вошел в состав Российской империи и стал губернским городом. Было сделано несколько планов, фиксирующих существовавшую планировку. На плане 1793 г. в центре площади, севернее здания ратуши, указан С-образный в плане гостиный двор.

В конце XVIII в. принято решение о строительстве северо-восточной части комплекса. Проект этого здания в стиле классицизм (автор проекта – губернский архитектор Ф. Крамер) помещен в “Атласе Минской губернии 1800 года”.

Весь участок под новое строительство был продан различным владельцам. В 1797 г. заключены контракты, по которым устанавливались сроки строительства: начало – в 1798 г., окончание – к 1801 г. При невыполнении этих условий “весь материал или неоконченные постройки должны были перейти в собственность городской думы или магистрата”.

В результате строительства здания в центре площади образовался квартал гостиного двора, имевший въезды с южной и северной сторон.

В 30-е гг. XIX в. к зданиям с южной, северо-восточной и северной сторон была пристроена торговая галерея. Одновременно происходила и застройка внутреннего двора. Таким образом, к середине XIX в. в основном сформировался общий план квартала.

Следует отметить, что на протяжении XIX в., безусловно, происходили некоторые изменения в архитектурном облике зданий – владелец мог прорубить новую дверь или, наоборот, превратить дверь в окно, но общее архитектурное решение и их параметры не менялись.

Однако в начале XX в. М.Г. Айзенштадт, владелец зданий в квартале гостиного двора, предпринял их перестройку – частично с юго-западной и юго-восточной, полностью с северной стороны, изменив при этом не только этажность и расположение дверных и оконных проемов, но и сам архитектурный стиль зданий. В результате в квартале появилось здание в стиле модерн.

Пожалуй, некорректно говорить, какое решение было лучшим, так как невозможно в одной градостроительной среде поместить два сменивших друг друга здания. Но если судить объективно, новое решение удачно вписалось в существовавшую градостроительную ситуацию. На высоком художественном уровне были выполнены декоративные элементы фасадов и интерьеров – чрезвычайно редкие образцы стиля модерн в Минске.

К началу XX в. помещения первого этажа и галереи застройки гостиного двора использовались под торговые объекты. В частности, здесь находились магазины – галантерейные, готового платья, промышленных товаров, фруктовый, посудный, часовой, полотняный. Небольшие помещения занимали лавки – обуви, мануфактуры, ватной торговли, суконная и керосиновая. Верхние этажи, как правило, были жилыми. В 1910 г. в доме Айзенштадта находилась “Аптека Натансона” – ее вывеска красуется на многих дореволюционных фотографиях. В этом же доме на первом этаже помещались Азово-Донской коммерческий банк и Купеческий клуб, а также химико-бактериологический кабинет и лаборатория.

В 20-е гг. XX в. торговая галерея была разобрана, а в 30-е подверглась реконструкции значительная часть здания, построенная по проекту Ф. Крамера.

После Второй мировой войны в части здания № 4 разместился республиканский НКГБ. В 1946 г. во время новогоднего праздника в двухсветном зале произошел большой пожар, приведший к многочисленным жертвам. Пояснительная записка к проекту, выполненному для восстановления здания (автор А. Шалимо), датированная 13.01.1946 г., констатировала, что “пожаром уничтожена полностью крыша с маурлатами, частично обгорели балки чердачного и межэтажного перекрытий с перегородками в 3 этажа. Межэтажные перекрытия в основном сохранились. В остальных этажах повреждена штукатурка, имеются сильные затеки”.

Проект предполагал “восстановление здания под служебные помещения без зрительного зала, но с залом заседания на 200–250 человек в первом этаже. Таким образом, надстройку стен двухсветного зала следует разобрать”. На 1-м и 2-м этажах планировалось отремонтировать штукатурный слой, перекрытия следовало просушить. Задумывалось также строительство новой лестничной клетки.

Имеющиеся архивные материалы, историческая графика, фотографии позволяли выполнить реконструкции на различные периоды существования зданий гостиного двора.

В 1984 г. были начаты научно-исследовательские и проектные работы по реставрации всего комплекса. Необходимо отметить, что аутентичные элементы всех сооружений комплекса к этому времени находились в разном состоянии и с разной степенью сохранности.

Здание в стиле модерн (дом № 4) представляло собой объект со значительными утратами первоначального облика, к которым относятся купола по углам здания, дверная столярка, галерея и, главное, часть двухсветного этажа, где находился печально известный актовый зал.

Большие перестройки произошли в здании, возведенном по проекту Ф. Крамера в стиле классицизм с центральным четырехколонным портиком (дома № 6, 8, 10). Еще в начале XX в. при возведении дома № 4 была перестроена правая часть первоначального здания, в 1930-е, 1950-е гг. – центральная. Левая часть была полностью разрушена во время войны. Утрачена и торговая галерея. Поэтому к 1980-м гг. некогда прекрасное классическое здание представляло собой смесь разностилевых и разновременных поздних построек.

Проведенные натурные исследования выявили, что наиболее сохранился только центр здания, где находился центральный портик. По этой части определились параметры первоначальных оконных и дверных проемов.

Наименьшим переделкам и утратам подверглось здание № 2, но и оно утратило торговую галерею и первоначальную разбивку проемов с отделкой. Однако его вид в процессе поздних перестроек приобрел довольно цельный облик, относящийся к концу XIX в.

Внутриквартальное здание начала XX в. сохранилось хорошо.

Проектом реставрации была поставлена задача – максимально вернуть фасадам комплекса гостиного двора первоначальное решение. Проанализировав большое количество архивных чертежей и фотографий, сопоставив их с существующим обликом зданий, а также опираясь на натурные исследования, стало возможным выполнить реконструкцию каждого здания комплекса.

Дом № 4, построенный на основе двух более ранних, решено было полностью сохранить как отличный образец стиля модерн. Таким образом, несмотря на то что облик “старых” зданий был известен, приоритетным стало более позднее сооружение, имеющее не меньшую ценность, чем ранние постройки. В процессе реставрационных работ были воссозданы купола по углам здания, заменена вся оконная и дверная столярка в точном соответствии с аутентичной, реставрирован и воссоздан декор на фасадах здания, восстановлены утраченный этаж, наружная торговая галерея.

Дому, построенному по проекту Ф. Крамера, придали первоначальный вид. Угловая, разрушенная в годы войны часть здания, восстановлена. Существовавшую в XIX в. торговую галерею, проходившую по всей длине фасада, восстановить не представлялось возможным из-за сильно поднятого за прошедшие годы уровня земли и в связи с проложенными инженерными сетями.

Незначительные реставрационные работы выполнены на фасадах здания № 2. Сохраняя их облик на конец XIX в., были заменены столярные изделия по причине плохого технического состояния, воссоздан по фотографиям утраченный балкон с ограждением на главном фасаде, восстановлены декоративные элементы. Ценной частью этого здания являются подвальные помещения со сводчатыми перекрытиями, относящиеся к первоначальной постройке. В процессе реставрации некоторые своды и арочные проемы были усилены, но в основном помещения подвала сохранили свой первоначальный вид. В процессе производства работ на главной внутренней лестнице открылись фрагменты потолочной альфрейной живописи, отреставрированной художником-реставратором А.М. Липским. В том же лестничном объеме восстановлены потолочная лепнина, мозаичные полы, литые ограждения лестниц.

В целом после реставрации комплекс зданий гостиного двора представляет собой квартал из нескольких разностилевых и разновременных сооружений, которые в то же время обрели целостный архитектурный и художественный образ.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
22.04.2004 / просмотров: 6 921
Писать слово-звание “Мастер” с большой буквы вполне уместно, справедливо, если мы обращаемся к таким заслуженным, общепризнанным...
12.11.2004 / просмотров: 5 614
Вопрос, какими должны быть села Беларуси, на мой взгляд, был решен в значительной степени благодаря экспериментально-показательному строительству в...
13.04.2005 / просмотров: 211
Проектная деятельность — сложный и многоплановый процесс. С одной стороны, это коллективный труд проектировщиков разных специальностей, с...