В советский период крупнопанельное домостроение было основным направлением жилищного строительства. По большому счету, его массовое распространение имело для градостроительной отрасли не меньшее значение, чем изобретение конвейера для промышленного производства.
Начало негативному отношению к КПД положили страны бывшего соцлагеря, отказавшиеся от данной технологии как от одного из проявлений “тоталитарного” режима. Индустриальное домостроение попало в русло протестных настроений с явно выраженным политическим оттенком.
Несмотря на то что появилось оно вообще-то во Франции и уже от нас начало обратное шествие на Запад.
Не заставил себя ждать отрицательный результат и в нашей республике. Его иллюстрируют следующие цифры: если в советские времена в Беларуси строилось порядка 3 млн м2 сборного жилья, то по состоянию на 1 января 2005 г. этот показатель составил всего 846 тыс. м2 (из них 400 тыс. м2 возведено ОАО МАПИД).
В то же время изучение современного зарубежного опыта, в частности Германии и России, дает основание утверждать, что “хоронить” идею полносборного домостроения не стоит. Сейчас оно начинает постепенно возвращаться и за рубежом. Первыми поняли, что зря закрыли заводы КПД, немцы и теперь потихоньку их реконструируют. Продолжают строиться крупнопанельные дома в Швейцарии, во Франции. Конечно, это жилье другого уровня, но по-прежнему с фиксированной планировкой. Но в Беларуси пошли дальше: используя индустриальный метод, мы стремимся открыть внутреннее пространство.
Солидарен в этом с нами и первый заместитель главного архитектора Москвы Ю.П. Григорьев:
— Сегодня крупнопанельное домостроение спасает положение прежде всего в решении задач массового жилого строительства, и будущее тоже за ним. Я совершенно убежден в полнейшей бессмыслице пророчеств по поводу отмирания такого домостроения. Просто его надо постоянно совершенствовать, идти вперед и поэтапно, оперативно переходить на сборно-монолитный вариант: часть заводского изготовления, часть на месте. Строителям это даст мобильность, а архитекторам — возможность пофантазировать, разнообразить городскую архитектурную среду. Небольшая модернизация массового индустриального строительства открывает огромные перспективы улучшения как планировок, так и внешнего вида жилья. Мало того, что мы сможем жить в комфортных, удобных квартирах, так и внешний вид домов будет соответствовать лучшим европейским образцам, не подавлять граждан, а, наоборот, достойно отражать лицо города, подчеркивать его индивидуальность, органично вписываться в окружающую природу. А чем больше город, тем больше в нем должно быть зелени, воды, ландшафтной архитектуры.
Архитектура — это идеология, а строительство — исполнение, реализация в натуре этой идеологии. К сожалению, инерция мышления прошлых лет в этом постулате еще сильна.
Привлекательность индустриального метода, как известно, заключается в быстроте возведения зданий и сравнительно низкой их стоимости. Но эти несомненные достоинства сопровождались рядом известных недостатков, вызывавших в свое время немало нареканий. С течением времени, однако, менялись не только представления об “идеальном” жилище, но и строительные технологии, и первые панели не идут ни в какое сравнение с современными конструкциями. Что касается потребительских качеств крупнопанельного жилья, то и они сейчас существенно выросли, приблизившись к каркасному домостроению, а порой и конкурируя с ним.
В Беларуси заявленные мощности заводов крупнопанельного домостроения составляют 1,5 млн м2, но используются не более чем на 50–60%. Кроме того, отсутствуют генеральные планы, предусматривающие размещение этих объектов. Имеют место и другие негативные факторы.
Однако без развития полносборного домостроения невозможно обеспечить выполнение жилищной программы. Напомним, что в 2006 г. намечено построить 4,2 млн м2 жилья, а в 2010 г. — 6,2 млн м2. Разработана комплексная программа развития строительной отрасли на предстоящее пятилетие, которая предусматривает качественное изменение белорусской стройиндустрии с упором на модернизацию и увеличение мощностей заводов крупнопанельного домостроения. Их необходимо реанимировать, поднять выпуск изделий до прежних объемов, изменив номенклатуру, чего требует переход на строительство жилья нового поколения.
Как уже упоминалось, одним из факторов снижения востребованности КПД был сравнительно низкий потребительский уровень жилья этого типа.
Его неконкурентоспособность еще ярче проявилась на фоне экспериментального строительства жилых домов на основе каркасных конструктивных систем, разрушивших сложившийся стереотип и продемонстрировавших возможность “гибкой планировки”, то есть проектирования и строительства квартиры “на заказ”. Тем не менее отрыв новых конструктивных систем по стоимости заставил опять повернуться к КПД. Но мы должны понимать, что нужно строить жилье нового поколения, адаптированное ко времени.
Специалисты НИПТИС предложили варианты перехода от стеновой системы крупнопанельного домостроения к полной каркасной, доказав, что КПД может конкурировать с каркасом на новых конструктивных решениях.
Следует отметить, что с начала поиска прогнозных вариантов, способных заменить “узкий шаг” (одной из причин неконкурентности КПД), пройден большой путь. Так, в 1996 г. по инициативе нашего института в ОАО МАПИД были изготовлены и в БНТУ испытаны две плиты перекрытия осевым размером 5,7 х 3,20 м. Изделия работают не по контуру, а оперты углами. Результаты показали жизнеспособность данной схемы. Она позволяет исключить внутренние стеновые панели и совершить переход на колонны. Это подтвердили и дальнейшие исследования, ставшие предпосылкой для начала разработки проектов на неполном каркасе.
Анализ номенклатуры изделий показал, что самым “больным” вопросом в КПД всегда являлась переоснастка. В советские годы каждый проект с измененной планировкой и новой архитектурой вызывал массу сомнений (насколько увеличится расход металла, каково в связи с этим будет удорожание и т.д.). В наши дни эта тема стала еще более актуальной: теперь каждый дом имеет свой состав квартир, индивидуальную программу для проектирования. Как известно, наиболее переоснащаемым элементом являются панели внутренних стен и перегородок, составляющие порядка 40% всей номенклатуры. Конечно, заводам каждый раз адаптировать свою серию крайне сложно, это требует больших капиталовложений. Возникают также дополнительные проблемы с комплектацией, складированием…
В связи с этим институтом решается, каким образом “вывести за скобки” данный изменяемый элемент, чтобы наиболее рационально использовать базу крупнопанельного домостроения с минимальными переделками.
Поиски осуществлялись в трех направлениях.
Первое — секция, построенная на неполном каркасе. Сохраняются крупнопанельная оболочка наружной стены с повышенными теплотехническими характеристиками, а также лестнично-лифтовые узлы. Из внутреннего пространства здания удаляются все стеновые панели, бывшие перегородочными и несущими. Вместо них появляется один или два ряда колонн, которые не мешают планировке. Плиты перекрытия, ранее опертые по контуру, опираются на одну сторону и две колонны или же на четыре колонны. В них меняется армирование, и они работают по другой схеме. Внутренние перегородки могут быть газосиликатные, гипсокартонные, какие угодно, но желательно легкие, чтобы не потребовался перерасход металла.
Эта система позволяет включать в общую или жилую площадь все пространство здания и дает возможность проектировать дома коммерческого типа с большим выходом квартир. У проектировщиков появляется свобода по созданию, например, 30-метровых комнат, эркеров, встроенных помещений различного назначения и т.д. Проведенные специалистами НИПТИС и БНТУ лабораторные и натурные испытания показали, что плиты с защемленными углами работают успешно. В реальной жизни два дома по этой схеме построены в Новополоцке.
Второе направление — продольные несущие стены. В наружной стеновой панели делается выступ, внутренняя стеновая панель — сборная. Первый такой объект построен в Уручье для военного кооператива. В развитие данной схемы была разработана “гребенчатая” панель с надетой на нее горизонтальной панелью с отверстиями. Дома с продольными несущими стенами позволяют предложить застройщикам по 5–6 вариантов планировки квартир. В народе они прослыли “чешскими” (один из устойчивых мифов) и, по данным УКС, продавались еще до начала строительства.
Следующим вариантом является каркас. Выражение “время — деньги” в наши дни перешло из философской категории в экономическую.
Ведь в строительной отрасли ущерб от потерянного времени хоть и не сразу бросается в глаза, но его последствия могут быть весьма ощутимыми. И это заставляет отдавать приоритет быстровозводимым зданиям, каковыми (наряду с панельными) являются дома из сборного каркаса. Однако традиционный вариант каркаса характеризуется рядом негативных моментов (большой номенклатурой плит перекрытия, значительным количеством металлических столиков, плохой работой на ветровые усилия, что требует постановки дополнительных диафрагм жесткости, и т.д.). В связи с этим предложен несколько иной вариант каркаса — продольный, предполагающий небольшую номенклатуру (ригель и колонны с воротником) и типовую пустотку. Наружные стены могут выполняться из мелких элементов или навесных трехслойных панелей (если мы хотим поставить дело на индустриальный поток).
В настоящее время в свете того “бума”, который переживает жилищное строительство, спросом пользуются все квартиры. Однако представления о том, каким должно быть комфортабельное жилье, меняются буквально на глазах. И если сегодня, например, 90-я серия идет “на ура”, то уже завтра потребитель будет требовать гибкие объемно-планировочные решения. Это, кстати, совсем не мешает работе зарубежных коллег. Например, в Финляндии заводы КПД выступают и как проектировщики, и как подрядчики, а при необходимости — и в качестве эксплуатирующей организации. Там заказчику сначала предлагают смоделировать на компьютере подходящий ему вариант квартиры, а потом обеспечивают выбранную планировку. “Начинка” дома, представляющего собой классическую продольную трехстенку, возможна любая. Жестко привязаны лишь санитарно-гигиенические узлы, кухонные блоки и лестничные клетки. Заинтересованность наших заводов в сохранении объемов также неизбежно приведет их к поискам “собственного лица” на рынке жилья.
Последующий этап развития КПД должен охватить такие архитектурные вопросы, как стыки панелей наружных стен, конструкция этих панелей с увеличенными характеристиками по тепловой защите зданий, а также инженерное оборудование жилых зданий, особенно энергосберегающие системы отопления и вентиляции.
Новые панели наружных стен и их стыки внедрены в ОАО “Гродножилстрой” около 10 лет назад. Это предприятие первым из домостроителей освоило технологии проектирования и возведения монолитных жилых зданий и монолитных фундаментных плит. Успешно работает в направлении модернизации крупнопанельного домостроения и ОАО МАПИД, которое внедрило гибкую планировку квартир и дает определяющие для жилищного строительства в Минске объемы. Заметно активизировали усилия домостроители Гомеля и Витебска.
Предстоящая модернизация КПД на современном этапе должна включить в себя достижения науки и опыт передовых предприятий индустриального домостроения.