Город на Двине — такое определение часто звучит в теле- и радиотрансляциях, когда речь идет о древнем Витебске, и ассоциируется, пожалуй, с образом только этого города и этой реки. Действительно, река, ширина которой достигает 65 м, изгибом своего русла плавно окаймляет городские кварталы, разделяя город на две части — право- и левобережную, являясь осью природного каркаса, вдоль и вокруг которой сплелась паутина улочек, улиц и городских магистралей, жилых кварталов и общественных образований.
Дальновидность предков, облюбовавших живописный холм, омываемый водами трех рек для постройки поселения, очевидна. Город рос, развивался, тяготея к своей прародительнице-реке и впадающим в нее Витьбе и Лучесе, а она несла свои воды, спокойно и ласково за всем наблюдая и играя при этом главенствующую роль в жизни города, будучи связующей артерией, используемой весной-летом как судоходный путь, зимой — как санная дорога.
Неповторимость Витебска — в уникальном ландшафте. Высокое левобережье Западной Двины изрезано глубокими и извилистыми оврагами, правый берег относительно низкий и плоский. На левобережье — большой естественный амфитеатр, раскрытый к реке, в природной чаше амфитеатра — ядро центра (фото 1).
Вода — необычно богатый природный материал, который на протяжении многих веков использовали не только для умывания и питья, но и для украшения городов, дополняя ее чистоту и прозрачность архитектурой скульптурных и инженерных сооружений.
К сожалению, влияние человеческого фактора на окружающую среду, в том числе и на воду, не всегда было положительным. Нелегкие вехи истории древнего Витебска, экономические и политические процессы наложили свой отпечаток на красоту реки, уродуя порой живописность ее берегов производственной застройкой. Но несмотря на это река сохранила свой колорит и характер. Время лечит не только души, но и материю. Город развивался под умелой рукой архитекторов-градостроителей. На низких участках берега застройка как бы отступает от воды, на высоких — здания проектируются с террасированными набережными.
Как уникальный компонент в палитре архитектора вода все прочнее завоевывает позиции в благоустройстве города, становится необходимым эстетическим элементом в современных проектах реконструкции и нового строительства. Ведь если архитектуру прошлого определяют сохранившиеся исторические творения, то архитектуру будущего — сооружения, рационально использующие природные факторы, благоприятные человеку.
Наличие большой водной поверхности в центральной части города обязывает архитектора и простого обывателя бережно относиться к природному наследию и установившимся традициям, которыми Витебск так богат. Огромную значимость этого фактора чувствуешь, когда город с более чем 1000-летней историей отмечает свои юбилейные даты театрализованными представлениями на воде. Река становится сценической площадкой истории, и поневоле погружаешься в атмосферу прошлого, представляя себе детинец, купола еще деревянных церквей, раздольную Двину с ладьями, спешащими в далекие края на “таргавiска”, забывая на время о пагубном влиянии цивилизованного бетона и асфальта.
Но не только Западная Двина, омывая своими водами растущий Витебск, украшала город и формировала его планировочную структуру. В сочетании с Витьбой и Лучесой — притоками с извилистыми руслами и примыкающими к ним зелеными массивами, обрывистыми берегами и пологими лужайками она образовала так называемый водно-зеленый диаметр, пересекающий город и усиливающий его неповторимость.
Как точки-акценты, карманы-рекреации отмечаются вдоль этой водно-зеленой артерии городские площади. Системой их ансамблей, тяготеющих к воде, и характеризуется композиция общегородского центра Витебска. Площадь 1000-летия, названная в честь юбилея города, всеми зданиями обращена к водам Западной Двины. Естественная и природная экосистема реки с террасированными берегами плавно переходит в урбанизированную.
Большим событием в жизни города и реки стала реконструкция моста им. Кирова, соединяющего территорию площади 1000-летия с улицей Кирова (бывшая Вокзальная) — одной из красивейших магистралей города, ансамблевая застройка которой выполнена с использованием классического декора 1950-х гг. — карнизы, пилястры, эркеры.
Реконструкция моста велась с максимальным сохранением сложившегося ансамбля — существующие въездные колонны, волюты, лестничные спуски получили новую жизнь в облицовке из гранита. Стройными рядами по всей длине моста встали опоры освещения, оживив своими отражениями неспешное течение Западной Двины (фото 2).
Река также получила новое одеяние — ее берег на высокой пологой отметке стал благоустроенным местом прогулок и отдыха, видовой площадкой на реку со спусками к воде и аллеям набережных.
Застройка улицы Кирова — памятник градостроительства 50-х годов прошлого века, мост, река, площадь 1000-летия — визитные карточки города. И каждый приезжающий в Витебск по достоинству оценивает архитектурный стиль широкой улицы с бульваром, спокойное величие Двины, крутизну ее берегов, зрительно расширяющих пространство реки и площадей.
На реке Витьба — площадь Свободы, также входящая в состав исторической зоны Витебска и обустроенная зданиями, имеющими архитектурную и историческую ценность. Ее продолжением служит парк им. Фрунзе, вход в который акцентирован каскадным фонтаном с тремя аллегорическими фигурами из бронзы, символизирующими три реки: Лучесу, Витьбу, Западную Двину и их “встречу” у города (авторы — скульптор А. Таросян, архитектор В. Андаралов, 1987 г.) (фото 3).
В парке — светомузыкальный фонтан (1978 г.), вокруг которого отдыхает и танцует молодежь. Фонтаны этой площади служат ее украшением, символом, подчеркивая гармонию воды, города, человека. Вода здесь сочетает архитектуру с природой, дополняет ее, как уместно выбранная деталь.
Завершение этой визуально-тематической композиции с устройством еще одного каскадного фонтана разрабатывается сейчас в УП “Институт Витебскгражданпроект”.
Череду площадей продолжает площадь Победы. Она многофункциональна и состоит из нескольких зон, объединенных в ансамбль. Центр композиции — размещенный на берегу Западной Двины мемориальный комплекс, в составе которого два декоративных бассейна. Их зеркальную поверхность оживляют воздухонаполненные пенящиеся струи, символизирующие жизнь и память живых. Вода этих струй принимает объемную, скульптурную форму, дополняя архитектурно-пространственную композицию (фото 4, 5).
Ансамбль площади дополняет декоративный сквер партерного типа с уникальными деревьями курдонерами с большими кронами и фонтаном. Это, кстати, первый крупный фонтан в Витебске, он состоит из 200 струй и напоминает о почтенном возрасте города (авторы — архитекторы А. Данилова, З. Довгялло). Тонкие, направленные вверх струи, заполняют пространство, имитируя водяную преграду между спокойным декоративным прогулочным сквером и шумной транспортной развязкой, словно успокаивая и ограждая человека от пагубного влияния “достижений” современности.
За площадью Победы ждет своего часа набережная, определенная проектными разработками под район капитальной застройки с набором зданий общественного назначения — микрорайон “Двина”. Здесь будут продолжены архитектурные и строительные традиции города, сохраняющие и использующие ярко выраженный рельеф берега реки.
Застройка с понижением этажности спустится по рельефу к реке и объектами обслуживания, террасами, подпорными стенками, новым амфитеатром станет продолжением общегородского центра на Двине, завершающегося перспективной площадью, место которой уже обозначено строительством гостиницы “Ветразь” и многоэтажными жилыми домами.
С особой заботой проектировщики УП “Институт Витебскгражданпроект” при участии главного архитектора города Б. Ляденко разрабатывали и строили памятник исторически сложившейся территории в зоне исторического заповедника Витебска позади здания бывшей городской ратуши — “ратушного сквера” (сквер по ул. Маяковского).
В центральной его части — фонтан, образ которого навеян открытками с видами старого Витебска XVIII–XIX вв. И хотя осуществить задуманное полностью не удалось, небольшое пространство сквера наполнено мелодичным журчанием воды, создавая радостное, живое эмоциональное восприятие окружающей среды. Благодаря фонтану, здесь сформировался особенный микроклимат, присущий только этому месту. И надо видеть, как сразу оживился этот скверик, очаровывая своих посетителей (фото 6, 7).
Город чтит свои традиции, вода в нем завоевывает все новые позиции. Открытие в Витебске 15-го Международного фестиваля “Славянский базар”, главная сценическая площадка которого также расположена возле воды — Гапеева ручья, было ознаменовано и открытием нового фонтана.
Новым тематическим фонтаном украсил свою территорию Витебский медицинский университет им. Дружбы народов. Комплекс университета расположен на высоком холме и как символ, призывающий к борьбе за жизнь, возвышается на нем мифологическая богиня здоровья Гегея. Статуя богини, вылитая из бронзы (автор — скульптор А. Таросян), омывается мощными струями, в форме полушария выходящими из плоскости бассейна. Помимо тематической функции, этот красивейший витебский фонтан стал важным визуально-эстетическим акцентом общегородского значения.
Архитектура воды, вырывающейся из фонтана и искрящейся на солнце, привлекает внимание своей праздничностью, гармонией двух стихий — воды и воздуха. При вечернем освещении водяные струи блестят и мерцают, наполняя пространство причудливыми бликами, вызывая радость и восхищение, ощущение праздника жизни (фото 8–11).
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится.
Ф.И. Тютчев
Комплекс благоустроенной площадки медицинского университета в совокупности с комплексом его объема стал примером сочетания гидропластики, скульптуры и архитектуры, привлекательным как для студентов, так и для гостей города.
Об архитектурных достоинствах древнего и современного Витебска можно рассказывать бесконечно. Сегодня на рабочем столе у проектировщиков УП “Институт Витебскгражданпроект” — проекты новых жилых районов, в центре внимания — застройка магистралей, благоустройство дворовых территорий, соблюдение норм инсоляции и плотности застройки, проблема хранения автомобилей.
Но без воды, этого живого естественного материала, струящегося и искрящегося в реках и фонтанах, естественных водотоках и даже дождевых лужах, невозможен как современный, так и будущий Витебск. В новом строящемся микрорайоне “Билево-1”, в центральной его части, запроектирован элемент аквапарка; жилые кварталы, проектируемые на территории, прилегающей к медцентру, имеют благоустроенные выходы к реке Лучеса. Вмешательства и заботы человека, проектировщика требуют участки природного заповедника города. Это прежде всего относится к Витьбе — неширокой, но очень красивой реке и ее прибрежным зонам. Отрадно, что работы по их преобразованию уже начаты, и сегодняшняя проблема сохранения ценности, подаренной нам природой, постепенно будет решена.
Вода “необходима для жизни, она сама жизнь” (Антуан де Сент Экзюпери). И в нашем городе она живет, переливается, блестит и мерцает, вызывая целый фейерверк эмоций — восхищение, любопытство, удивление, замешательство, любовь…