Наши словари некогда определяли слово “офис” очень кратко: “контора, канцелярия, служба в некоторых буржуазных странах”. Легко произносимое слово активно внедрилось в обиход вместе с “баксом”. Сомнительное обогащение нашего лексикона компенсировалось желанием строить новые отношения на новом языке, где офис вроде бы уже и не банальная контора.
Собственно офис — помещение для организации деятельности предприятия, место, где ведутся переговоры с клиентами, заказчиками, деловые встречи, место, где находится начальство. Очень часто, особенно у представителей нашей профессии, это и место производственной деятельности. Подобный тип помещений трудно классифицировать, офисы имеют все предприятия с различным характером производственной деятельности, будь то заводы, фабрики или мелкие ЧП. Сегодня так называемые офисы можно встретить как в домах административного назначения, так и в подвальных помещениях жилых зданий. Впрочем, так ли важны филологические тонкости? В наших терминах и понятиях всегда было много условностей. В случае с крупными предприятиями все как бы ясно: в комплексе с производственными корпусами возводится здание управления с нормированными параметрами. Но, как мы знаем, в развитых странах с настоящей рыночной экономикой около 80% работающих составляют предприятия численностью не больше 10 человек. Существует и семейный бизнес, и предприниматели-одиночки. Дмитрий Менделеев, к примеру, выполнял заказы на изготовление чемоданов, чем и прославился в простонародье. Где-то же он принимал клиентов.
В принципе и парикмахерская на 3 рабочих места, размещенная на площади однокомнатной квартиры, имеет в своем составе зону, которую можно именовать офисом (здесь берут деньги с клиентов и готовят бухгалтерские отчеты).
Компьютерные технологии, электронные средства передачи информации в странах, где это особенно развито, уже побудили предприятия, режим деятельности которых основан преимущественно на использовании интеллектуального труда, освободить сотрудников от необходимости каждодневного присутствия на рабочем месте (в нашем традиционном понимании). Компьютер легко размещается в вашей спальне, и нет необходимости тратить время и нервы на дорогу. Но издержки неизбежны: замедляется рост молодых, качество падает, да и самоконтроль присущ не всем. Использовать эту систему придется избирательно. И можно ли эти рабочие места назвать офисами?
Но в любом случае самое простое — жилье имеет в своем составе или смежно, рядом помещения для трудовой деятельности. В средневековье это кабинет врача, торговая лавка, мастерская ремесленника.
Русский царь Николай I свой кабинет использовал не только для работы и приемов, но и как спальню, хотя в Зимнем дворце предостаточно помещений. Фактически, выражаясь современным языком, кабинет служил ему спальней, офисом и, зная его слабость к фрейлинам двора, местом интимных встреч.
Стремление исключить непроизводительные, затратные перемещения, более компактно организовать распорядок дня — желание каждого делового человека, ценящего свое время. Однако наши города, построенные по принципу функционального зонирования, разделяют спальные районы и места приложения труда значительными расстояниями и массовыми перемещениями населения со всеми сопутствующими издержками.
Мы вправе попытаться сделать хотя бы теоретическую модель возможной оптимизации среды.
Члены любого предприятия должны, по логике, иметь место работы рядом с жильем. Зачем жителям периферийного района проживания, имеющим совместное предприятие, арендовать офисное помещение в другом районе, будь это даже центр города?
Мы сегодня наблюдаем процесс перераспределения, изменения функции значительного количества помещений. Посольства вселяются в здания бывших детских садов, а проектные институты трансформируются в казино. Архитектурный макияж без усилий меняет статус помещений. В центре города многие квартиры сдаются внаем и используются даже на верхних этажах в качестве офисов. Как правило, это помещения с компьютерной техникой, в помещениях на уровне земли обычно размещаются частные магазины, кафе, аптеки. Да, собственно, и новые жилые дома, строящиеся не за счет бюджета, имеют в своем составе нежилые площади, предназначенные для универсального использования, а фактически для различных офисов. Фактор стихийности, спонтанности этого явления создает неравномерность распределения таких помещений, т.е. концентрацию их в центральной части города.
Обязан ли архитектор учитывать данный фактор, проектируя новые жилые районы, микрорайоны? Делать это, не имея не только нормативных требований, но и рекомендаций, совсем не просто. Остается довериться интуиции проектировщика и здравому смыслу инвестора, рискующего своими финансами.
Пока мы не располагаем и достаточным практическим опытом в этом направлении и не в состоянии определить наиболее удачные примеры подобных сооружений, тем более в отрыве от среды, в которую помещены.
В моей личной практике было несколько попыток в комплексе с жилым домом предусмотреть блок помещений универсального назначения с возможностью приобретения их жильцами дома (г. Сургут, Тюменская обл.; Санкт-Петербург). Заказчиками моя инициатива не отвергалась, но и до реализации ее дело не доходило.
По сути, предлагалось квартиру продавать вместе с “приложением”, т.е. с помещением в отдельном блоке, имеющем режим эксплуатации, отличный от жилья (принудительная вентиляция, более высокая степень звукоизоляции и т.д.). Эти помещения, связанные переходами с жильем, могли использоваться как для семейного досуга, так и в качестве офисов для предпринимателей.
Жилые здания, строящиеся в центре города, должны обладать не только более высокой степенью респектабельности, но и быть готовыми видоизменять свои функции и, главным образом, быть способными выполнять функции офисов, служебных помещений и апартаментов. Обратившись к “их” настоящему, можно заглянуть в наше будущее. Так, многие деловые люди на Западе имеют семейное жилье в тихом пригороде и личное жилье с двойной функцией в центре. Позитивный фактор этого: деловые центры крупных городов по окончании рабочего дня не превращаются в безжизненные, мрачные пространства. Нехотя, со скрипом наша бюрократическая машина делает мелкие уступки. Уже вроде и архитекторам можно иметь юридический адрес по месту жительства при наличии достаточной площади. В принципе, юридический статус получает то, что существовало фактически. Ведь творческий процесс совершается как-то спонтанно, вне зоны запретов или ограничений. (Смог же О. Генри свои первые рассказы написать в тюрьме.)
Опыт развитых стран показывает, что новые технологии все большее количество населения вытесняют в сферу обслуживания, а это в основном мелкое предпринимательство. Видимо, это вполне универсальная тенденция для либеральной экономики и главный стимул спроса на новые типы зданий, особенно жилья-офиса. И у нас он по объективным причинам будет все более актуальным. Как и изменение характера деятельности в условиях тотальной компьютеризации, что уже не за горами. Идеальный офис грядущего, пожалуй, не опишешь, но можно утверждать, что лучшие здания будут иметь возможность менять габариты помещений, трансформироваться и легко адаптироваться к новым требованиям.