УДК 711.555 (534)
Архитектурно-планировочная организация жилых образований является актуальной проблемой йеменского градостроительства. В статье анализируется планировка и застройка жилого образования, формируемого в периферийной части города Адена. Приводятся данные по площади основных функциональных зон, величине кварталов, по типам жилой застройки.
ВведениеАден расположен на берегу Аденского залива на юге Йемена. С 1839 года город находился под британским протекторатом и уже в 50-е гг. прошлого века являлся важнейшим портом мирового значения (вторым после Нью-Йорка). Это стало возможным благодаря наличию естественной глубоководной гавани и стратегическому местоположению в регионе. После закрытия Суэцкого канала в 1967 году и ухода британского вооруженного контингента начался экономический упадок города. С 1967 по 1970 г. Аден был столицей Народной Республики Южного Йемена и Народной Демократической Республики Йемен (до 22 мая 1990 года). После объединения Йемена, статус столицы был потерян, но город остался важным транзитным портом на побережье Аравийского моря, получив статус свободной экономической зоны. В 1963 г. в Адене проживало лишь 99 285 тыс. человек, в 2006 году численность населения достигла 635 000. К 2012 г. Аден насчитывает 760 923 жителей и является третьим по величине городом страны вслед за столицей Сана (2040000 чел.), портовым городом Ходейда (898000 чел) [1].
В периферийной части Адена стихийно возникают новые жилые массивы, которые формируются без предварительных планов, и строятся жилые образования по проектам, выполненным в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Массовое жилищное строительство в крупных городах Йемена - это результат стремительного естественного прироста населения (2,7 % ежегодно) и начинающегося процесса урбанизации, которая составляла в 2010 году лишь 32%, но продолжает расти (4,9 % за период 2005-2010 год) [2].
Вместе с тем, местные условия наложили определенный отпечаток на архитектурно-планировочную организацию жилых образований. В Йемене не существует проектных институтов, занимающихся проблемами градостроительства и территориальной планировки, нет учета воспроизводства населения и его миграции.
В настоящее время Стратегические планы развития разработаны только для четырех крупных городов (Сана, Аден, Ходейда, Му- калла). Единичные города имеют Генеральные планы. При проектировании жилых образований не всегда учитываются перспективы развития общественного транспорта, особенности развития общественных функций. Природно-климатические, культурные факторы, уровень автомобилизации также оказывают существенное влияние на застройку и планировку жилых образований.
Другой особенностью новых жилых образований является то, что при их создании архитекторы руководствуются законодательными актами, приятыми в последнее десятилетие прошлого века, которые по существу заменяют теоретическую базу.
Известные автору теоретические работы в области планировки и застройки жилых образований в Йемене немногочисленны и представлены в основном диссертациями, выполненными на пространстве бывшего СССР, в которых предложены рекомендации по структуре жилых образований, их культурно-бытовому обслуживанию [3, 4]. Однако эти предложения разработаны для города Эль-Мукалла (176 942 жит. 2006 г.), уступающего в численности Адену, имеют усложненную структуру центров обслуживания, состоящую из центров соседств, центров кварталов и центров модулей, застроенных усадебной застройкой. При этом соседство занимает площадь 92 га. и имеет размеры 960 на 960 м. Рекомендуемая величина квартала составляет 450 на 450 м. (18 га). Жилой модуль имеет размеры 210 на 210 м. и занимает площадь 4,4 га. [3]. Подобная структура соседств не может быть принята в городе Адене, планировочная структура и характер застройки, которого (наличие многоквартирных домов) отличается от условий города Эль-Мукалла и рассмотрена ниже.
Политическая ситуация в Йемене также изменилась, что делает актуальным новые исследования по совершенствованию функционально-планировочной организации жилых территорий.
Основная частьОсновным типом жилых образований в йеменских городах является соседство [3]. В русскоязычной литературе наиболее близким к нему по значению является термин «микрорайон». В арабском языке для обозначения такого типа жилых образований существует слово «вахидат-гуар», которое и предлагается в качестве синонима существующих терминов.
Нами проведен анализ проектных материалов жилого образования "Нью-сити", выполненных фирмой Хаил Саид Анам ("HAS&CO") для города Аден, ранее проектировавшей подобный объект (не осуществленный) в столице Сане. Стоит отметить, что застройка частично возведенного жилого образования преимущественно состоит из многоквартирных семиэтажных домов и вилл (усадебных домов с участком) средней и высшей ценовой категории, предназначенных для продажи.
Жилой массив запроектирован на равнинной местности. Для района Адена характерны следующие климатические особенности: средняя температура летом составляет 14,5 - 36,9 градуса, зимой 4 - 25,3 градуса по Цельсию; относительная влажность 4075%.; месячные осадки - около 200 мм в год; преобладающие ветра: северные, северо-восточные (весенне-летний период), северо-восточные, северо-западные (осенне-зимний период).
Планировочная схема жилого массива площадью 365 га представляет собой 8 микрорайонов (вахидат-гуар) площадью от 40 до 67 га., составляющих часть северного сектора города. При этом расстояние между осями прямоугольной сетки улиц колеблется от 575 до 1070 м. Вытянутый с северо-запада на юго-восток план жилого массива с размерами 3,5 на 2,4 км обусловлен формой земельного участка, выкупленного инвестором, и является частью жилой зоны, определенной для жилищного строительства Генеральным планом города до 2025 года (рис 1). Согласно этому документу планировочная структура города состоит из следующих образований: четырех секторов по 400 000 жителей; сектор делится на четыре района по 100 000 человек; район составляют две жилые зоны по 50 000 тыс. жителей в каждой; жилая зона состоит из микрорайонов (вахидат-гуар) по 5000 - 10 000 жителей. Улицы в Адене в зависимости от их значения в транспортной системе города и поперечного профиля подразделяются на следующие типы: магистральные улицы общегородского значения (56 м.), магистральные распределяющие (32 м.), жилые основные (15 м.), жилые (13м.), жилые второстепенные 1-го типа (10 м.) ^второ- степенные 2-го типа (7,5 м.). Уровень автомобилизации в Йемене в 2004 г составлял 35 автомобилей на 1000 жителей [5].
Для понимания функционирования жилых образований в крупных городах Йемена необходимо также учитывать следующие факторы:
• традиционно многодетные йеменские семьи, имеющие 5 и более членов семьи;
• отсутствие выделенных остановок общественного пассажирского транспорта, который представлен микроавтобусами малой вместимости 7, 12, 16 мест, что свидетельствует о неразвитости системы пассажирского муниципального транспорта (автобусов большой вместимости).
• низкий уровень занятости женщин (17%).
По законодательству участки социально значимых объектов культурно-бытового обслуживания (начальной и средней школы, клиники, мечети, почты, торговли и общественного питания) и коммунального обслуживания (автозаправочной станции, полицейского участка) размещаются в соответствии со специальной схемой, которая составляется Главным управлением по землепользованию и градостроительству. Как правило, участки этих объектов вместе с площадью улиц должны занимать 25% от всей территории жилого образования. Эта же организация разрабатывает планировочную структуру отдельных вахидат-гуар, расчленяя их местными улицам на кварталы.
В настоящее время ведется строительство двух вахидат-гуар площадью каждого по 40 га. На примере одного из них рассмотрим его функционально-планировочную организацию (рис. 2, 3). Жилой фонд вахидат-гуар рассчитан на 6000 жителей (плотность населения 150 чел/га).
В геометрическом центре сосредоточены участки объектов культурно-бытового обслуживания: торговый центр (0,95 га); базовая школа для мальчиков (0,8 га), базовая школа для девочек (0,9 га); детский сад (0,5 га); поликлиника (0,3 га); мечеть (0,5 га). Общая площадь центра культурно-бытового обслуживания составляет 3,95 га. Территория вахидат-гуар делится второсте
пенными улицами (шириной в красных линиях 24 и 15 м.) на 12 мелких кварталов разнообразной конфигурации в плане. Общая площадь улиц составляет 8,66 га. Сеть местных улиц имеет центрическую радиально-кольцевую структуру.
Кварталы многоквартирных семиэтажных жилых домов (в каждом из которых проживает около 110 человек) занимают площадь 17,4 га и находятся по периметру микрорайона, а ближе к его центру располагаются кварталы вилл, их площадь составляет 9,6 га. Площадь земельного участка вилл колеблется от 0,04 до 0,09 га. Величина кварталов, застроенных многоквартирными домами, очень мала - самый большой занимает площадь 8,7 га., а самый мелкий - 0,9 га. Кварталы вилл имеют площадь от 1,5 га до 4 га. Они разделены пешеходными путями, ведущими в центр культурно-бытового обслуживания вахидат-гуар, которые должны интенсивно использоваться жителями многоквартирных домов. Однако эти радиальные связи, являющиеся пешеходным каркасом жилого образования, не выражены в плане, не имеют озеленения. Другие участки озеленения общего пользования в структуре вахидат-гуар также не выделяются. Как видно из приведенных цифр по площадям кварталов, дворовые территории в зонах многоквартирной застройки занимают незначительную территорию.
На периферии жилого образования располагаются участки трансформаторной подстанции (0,21 га) и пожарной станции (0,11 га).
К композиционным особенностям застройки можно отнести одинаковую высоту многоквартирных жилых домов (7 этажей), которые расставлены по периметру микрорайона с одинаковыми разрывами, здания вилл расположены в основном вдоль кольцевых улиц. В границах проектируемого вахидат-гуар применяется только 4 типа многоквартирных жилых домов и 5 типов вилл. Некоторые семиэтажные здания запроектированы с отступом от красной лини улицы, образуя курдонеры. Таким образом, на протяжении ограничивающих жилое образование улиц нет развития силуэта застройки, композиционно не выявлены пересечения улиц. Повторение похожих зданий и приемов застройки улиц свидетельствуют об однообразии используемых средств и приемов архитектурной композиции, которое может привести к монотонности облика жилых образований.
ЗаключениеОпределяющими факторами при формировании новых жилых образований в городе Адене являются:
• наличие Генерального плана города, в котором устанавливается планировочная структура жилых территорий, состоящая из жилых зон, которые делятся на вахидат-гуар с численностью населения 5000-10000 человек;
• наличие схем размещения социально значимых культурнобытовых объектов в плане города, а также проектов Детального планирования отдельных вахидат-гуар.
• Планировочные решения вахидат-гуар (микрорайонов) обладают следующими особенностями:
• площадь территории от 40 до 67 га;
• величина кварталов площадью от 1 га до 4,5 га, застроенных семиэтажными зданиями, не позволяет организовать достаточные дворовые территории с детскими и спортивными площадками, местами отдыха;
• центр культурно-бытового обслуживания располагается в геометрическом центре, подцентры не предусматриваются.
Таким образом, можно сделать вывод о монофункциональной организации вахидат-гуар (жилая функция с сопутствующими объектами культурно-бытового и коммунального обслуживания, которые четко разделены между собой). В отличие от европейских и американских схем жилых микрорайонов, а также предложений йеменских архитекторов [3, 4] где участки школ, религиозных объектов отделялись от коммерческих объектов, в проектируемых микрорайонах Адена наблюдается объединение этих объектов в единый центр, через который проходят маршрутные автобусы малой вместимости, представляющие общедоступный пассажирский городской транспорт. Подобная функционально-планировочная схема обусловлена неразвитостью теоретической базы по проектированию жилых образований в условиях крупных городов Йемена.
Композиционное решение рассматриваемого вахидат-гуар отличает «ровный» силуэт застройки, ограниченная типология жилых зданий и приемов застройки, отсутствие внимания к облику ограничивающих соседство улиц, что объясняется присущей арабскому жилому дому традицией «скрытой архитектуры», перенесенной на все объемно-пространственное и планировочное решение соседства.
Литература
1. Aden//]]>]]>]]>http://en.wikipedia.org/wiki/]]>[электронныйресурс]. - 2013.-Режим доступа: ]]>http://en.wikipedia.org/wiki/Aden]]>. - Дата доступа: 20.05.2013
2. DemographicsYofJYemerw/en.wikipedia. org/ wiki/ [электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Yemen. - Дата доступа: 20.05.2013.
3. Буккер Закария Абдулрахман Абдулла Функциональнопространственная организация жилых образований в городах Йемена. Дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04.- Минск, 2002 г. - 136 с.
4. Алави-Али, Ариф Мухаммед Формирование системы общественного обслуживания в жилых образованиях больших городов Йемена. Автореф. дис. канд. архитектуры: 18.00.04.- Минск, 2002 г. - 22 с.
5. Список_стран_по_количеству_автомобилей_на_1000_ человек //]]>]]>]]>http://ru.wikipedia.org/wiki]]> [электронный ресурс]. - 2013.- Режим доступа: ]]>http://ru.wikipedia.org/wiki/]]> Спи- сок_стран_по_количеству_автомобилей_на_1000_чело- век. - Дата доступа: 25.05.2013.
Architectural and planning organization of new NEiGHBOURHOOD UNITS in the city ADEN (Republic of Yemen)
Musaid Shamsan Abdulmalik Al-Ariki
Architecture and planning organization of neighborhood units is an urgent problem of Yemen urban design. The article examines the planning and construction of the neighborhood unit which is being developed in the periphery of the city of Aden. The data on the area of the main functional areas, size of blocks, types of residential development are given.