УДК 726.71
Статья посвящена изучению деревянных алтарных настав 1XVIII в. периода барокко на территории современной Беларуси. В работе указываются проблемы, связанные с изучением алтарей XVIII в. Дается анализ и характеристика алтарей на основании собранного опыта исследователей Беларуси и Польши, архивных материалов и натурных обследований. В статье рассматриваются объекты, сохранившиеся до сегодняшнего дня, либо утраченные, но облик которых известен на основании фотоматериалов. Определяется влияние различных европейских школ на формирование деревянных алтарей, находящихся на данной территории. Опираясь на натурные обследования, архивный материал и опубликованные учеными- искусствоведами исследования, представляется возможным свести воедино знания о деревянных наставахXVIII в. Данное исследование было проведено в рамках диссертационной работы.
ВведениеВ границах современной Беларуси сохранилось относительно большое количество деревянных алтарей XVIII в. Все эти объекты сосредоточены на территории западной Беларуси, в основном гродненской области. Так как именно эта часть наименьшим образом пострадала от разрушений во время Великой Отечественной войны и в период советской власти. Алтарные наставы из дерева, находившиеся на востоке Беларуси, можно изучать исключительно по фотографиям довоенного периода. Тема деревянных алтарей XVIII века не получила широкого изучения у белорусских и польских исследователей. Лишь единичные объекты, такие как алтари иезуитского костела в Гродно и францисканского костела в Пинске вызывали повышенный интерес у ученых Польши, Литвы и Беларуси. Мнения по этому вопросу представили в своих статьях Ольга Баженова, Александр Ярошевич [1, 2], Maria Kalamajska-Saeed, [3, 4] Jerzy Paszendа [5].
Ученые из Польши: Marta Gol^bek [6], Anna Olenska [7], Katarzyna Uchowicz [8], Marcin Zglinski [9] провели натурные обследования с полным архитектурно-художественным анализом алтарей в Дудах, Мстибове, Радуне и Струбнице. Результат этой работы был представлен в сборнике статей, посвященных костелам и монастырям в бывших виленском и новогрудском воеводствах. На сегодняшний день в энциклопедических справочниках архитектуры Беларуси, зачастую можно встретить неточные и ошибочные сведения касающиеся объектов малой архитектуры - деревянных алтарей XVIII в.
Основным материалом необходимым для проведения исследования послужили архивные фотоматериалы и описания, а также натурные обследования. Эта тема впервые поднимается в едином контексте деревянных алтарных настав XVIII в., и таким образом представляется целесообразным собрать полученные сведения воедино. В данной статье рассматриваются алтарные наставы XVIII в., находящихся на территории современной Беларуси, выполненные из дерева на основе натурного обследования сохранившихся объектов, либо утраченные, но запечатленные на иконографическом (фото) материале.
Основная частьВ данной работе было проведено обследование порядка 68 деревянных алтарей. Сегодня на территории современной Беларуси сохранились 45 алтарных настав XVIII в., все они локализованы в 18 костелах. Многие из них не дошли до нас в своем первоначальном виде. Некоторые объекты были впоследствии сильно перекомпанованы, а у многих утрачены, либо добавлены более поздние детали. На основании архивных источников и визитаций костелов видно, что наставы первой трети XIII в. изготавливались исключительно из дерева. В это время сохраняется традиция исполнения алтарей, сформированная в последней трети XVII в. Мастера-резчики продолжают использовать «столярско-сницерский» способ обработки древесины. Это означает что основная структура наставы, ее остов, выполнялась мастером столяром, а отдельные декоративные элементы такие как: капители колонн, листья аканта, скульптуры и барочный орнамент создавался мастером резчиком, что требовало хорошей подготовки и художественного мастерства. Такие примеры мы можем найти в боковом алтаре кармелитского костела в Колесниках ок. 1714 (сегодня находятся в костеле в Радуне) [рис. 1] и главном алтаре костела бернардинцев в Беннице 2-е десятилетие XIII в. (не сохранились). Не смотря на то, что эти объекты являются разными в системе иерархии, как главный и боковой, у них имеются схожие черты, такие как наличие спиралевидных колонн, фронтон в сочленении первого и второго яруса и круглое обрамение картины, расположенной в прямоугольном поле второго яруса. Аналогичные по способу обработки, достаточно простые и по всей видимости, представляющие местные ремесленные цеха, являются боковые алтари в Мсти- бове [рис. 2] ок. 1715 и боковой алтарь Девы Марии Ружаньцо- вой в Волпе [рис. 3] (первая четверть XIII в.).
Восточные земли современной Беларуси представляют отличную от западных земель композицию алтарной наста- вы. Таким примером может быть главный алтарь в Губине (Hubin) Лепельский район. Поставлен в 20-х годах XIII в. и позднее был перенесен в новый каменный костел (не сохранился). Представляет собой достаточно развитую плоскость остова, украшенную повернутыми под углом колоннами со стоящими между ними скульптурами. Верхний ярус оформлен достаточно необычным образом. В центральной части его размещается прозрачный круглый витраж, а по бокам украшен спиралевидными валютами. Однако, несмотря на небольшое количество декоративных резных элементов его нельзя назвать примитивным. Правильные пропорции лишь подчеркиваются барочным орнаментом. Аналогичный подход можно увидеть в боковых алтарях фарного костела в Могилеве. Общим для них является и способ покраски в белый цвет.
Школу северно-европейского барокко представляют алтари иезуитского костела в Гродно. Ансамбль, состоящий из 11 деревянных алтарей, был поставлен между 1712-37 гг. Проекты боковых алтарей запроектировал в 1707 г. по всей видимости Кристоф Деукер, который около 1711 г. перенес свой цех в Гродно из Swi^tej Lipki (Польша) [5]. Из них четыре были изготовлены в Кененгсберге а два в Вильно. До 1727 г. все 10 боковых алтарей были поставлены и украшены [рис. 4]. Надо сказать, что интерьер иезуитского костела в Гродно пожалуй является первым примером оформления пространства костела в единообразной стилистики. Все боковые алтари двухъярусные, богато украшены резной орнаментикой и скульптурой. Впервые на данной территории алтарные на- ставы получают пластическое оформление остова объекта. Колонны, фланкирующие бокове грани наставы, выходят из плоскости стены и поворачиваются под углом, создавая таким образом более динамичную композицию. Главный алтарь был выполнен резчиком Яном Шмиттом обермастером Решельским в 1736-37 гг. Согласно контракту по пожеланию заказчика это должна была быть настава «столярско-сницер- ской работы», заполняющая весь презбитериум [10]. Работа получилась столь самобытно, что подобного аналога нельзя найти на всей территории бывшего Великого Княжества Литовского. Заказ был исполнен в кратчайшие сроки шестью мастерами и одним учеником. Важное требование предъявлялось к исполнителю, структура наставы должна была быть изготовлена таким образом, чтобы легко могла сниматься к золочению. Однако позолота алтаря произошла лишь во время реставрации правого крыла после пожара 2006 г. Следует отметить, что многие наставы главных алтарей первой трети XVIII в. имели сложные композиционные схемы. К сожалению, кроме вышеописанного алтаря в Гродно до нас не дошло больше ни одного сохранившего свой первоначальный облик. Настава парафиального костела в Мстибове 1731 была перекомпонована во втором ярусе, во время переноса ее в новый каменный костел после 1922 г. [рис. 5] Такая же участь постигла главный алтарь кармелитского костела в Колесниках ок. 1714 г. Первоначально развитая 2-х ярусная структура имела 5 осей. После нескольких переносов из одного костела в другой лишилась верхнего яруса и 2х боковых осей. И не смотря на отсутствие многих элементов можно увидеть общую закономерность. Все они по композиционной схеме повторяли форму апсиды и в плане представляли не прямолинейное, а криволинейное очертание. Это дает основание предположить, что ремесленные цеха должны были выезжать на место изготовления, а форма алтаря адаптировалась непосредственно под форму костела. Такой же прием использован в главном алтаре францисканского костела в Пинске 1723-25 гг. Автором ансамбля состоящего на то время из 4х алтарей, выполненных до 1730 г., являлся так же Ян Шмитт. Равным образом, как и главный алтарь в Гродно, алтари в Пинске имеют большое количество декоративных резных элементов и скульптуры. Структура бокового алтаря Благовещания Девы Марии заполняет по периметру весь объем каплицы, с включением в композицию бокового окна [11, 12].
1 Алтарная настава (лат. retabulum) - декорация за-алтарного пространства, которая может быть нарисована на стене, выполненная в форме барельефа, либо в виде отдельно стоящей конструкции.
Однако, не все наставы главных алтарей повторяли форму презбитериума. Некоторые из них имели линейную плоскость, но все же требовали изготовления непосредственно на месте. Таким образом, решалась конкретная задача для заполнения пространства костела. В частности это касается установки главного алтаря из дерева в каменном костеле. Таким примером может служить алтарь костела бернардинцев в Бенице, где 3-х осевая композиция занимает все пространство от стены до стены. Аналогичный прием использован при постройке главного алтаря костела кармелитов босых в Глубоком. Поистине монументальное сооружение было возведено ок. 1734 г. К сожалению после 1865 г., во время адаптации храма под церковь, настава была сильно перекомпонована под православный иконостас, с утратой множества элементов. Единственным сохранившимся такого рода объектом является главный алтарь францисканского костела в Гродно (первая треть XVIII в.). За последнее столетие он претерпел лишь небольшие видоизменения в венчающей части и потерял орнамент из резных листьев аканта по бокам. Настава представляет собой 2-х ярусную, 3-х осевую композицию. Однако визуально ее можно трактовать как состоящую из трех ярусов из-за слишком высокого цоколя. Это было обусловлено пространственно-композиционным решением, так как менса значительно отнесена от стены, а по бокам расположены двери в монашеский хор. Такое решение достаточно часто использовалось у нищенствующих орденов францисканцев, бернардинцев и доминикан.
Недостатки дерева как материала сказались впоследствии на недолговечности объектов малой архитектуры из-за подверженности их огню. После большого пожара в Вильно, произошедшем в 1737 г., в городе запрещено было ставить алтари из дерева. Постепенно эта традиция распространилась на другие города и местечки. Лишь в костелах из дерева продолжалась традиция изготовления деревянных алтарных настав. Однако, постепенно исключительно высокое мастерство резчиков стало исчезать. По всей видимости и уменьшилось количество ремесленных цехов. На протяжении последующих лет изготавливались алтарные наставы с преобладанием «столярной работы». Резными остались лишь капители колонн, завершения верхнего яруса и скульптуры, хотя количество их уже не было столь велико как ранее. Не смотря на видимое предпочтение каменным алтарям перед деревянными, качество исполнения последних оставалось по прежнему высоким. Вероятнее всего это были местные мастера, которые переняли лучшие европейские традиции обработки древесины и адаптировали их на свой лад. Примерами таких алтарей, по внешним признакам принадлежащим одной мастерской, могут объекты, находящиеся в костелах Одельска [рис. 7], Колесниках (сегодня в Радуне) и Большой Берестовицы. Все они были построены в середине XVIII в. и отличаются одинаковой композиционной схемой. Это 2-х ярусные наставы с сильно развитыми боковыми частями и вынесенными вперед колоннами. Скульптуры, находящиеся между колоннами, создают дополнительный вертикальный ритм.
Рис. 1 Радунь, боковой алтарь.
Рис. 2 Мстибов, боковой алтарь.
Несмотря на явное доминирование камня над деревом, прямого запрета на строительство деревянных настав не было. В некоторых каменных храмах, хоть и редко, продолжали ставить алтари из дерева. Обязательным лишь условием стало изготовление менсы из камня. Такие решения главных алтарей можно увидеть в парафиальном костеле в Глубоком [рис. 6], костеле кармелитов в Большой Берестовице и костеле бенидиктинцев в Городище. Можно предположить, что такое решение продиктовано исключительно финансовыми вопросами, так как все они наследуют традиции каменного строительства. Это значит, что визуально на большом расстоянии они воспринимаются выполненными в камне, что также поддерживалось окраской под мрамор. Такой эффект достигается и за счет использования композиционных схем, присущих для возведения алтарных настав в камне. В это время исчезают из оформления декоративные резные листья аканта и прочие резные украшения.
Рис. 4 Гродно, костел иезуитов.
Рис. 5 Мстибов, главный алтарь.
С 80-х годов XVIII в. в оформлении интерьеров храмов стал намечаться переход к классицизму. Это проявлялось в еще большем упрощении форм, скульптура потеряла былое мастерство изготовления и гораздо меньше стало декоративного оформления. Тогда же появилось понятие «Столярской работы». Примеры барочно-классицистических алтарных настав находятся в главном алтаре костела в Дзедзиловичах, алтарях парафиального костела в Макаровцах (Usiarz). Отдельное место в группе этих алтарей занимает главный алтарь в Будславе по- строеный 1784-90 гг. [рис. 8] Это достаточно величественное сооружение было создано специально для чудотворной иконы Девы Марии. Настава представляет собой полукруглую перегородку с выделяющимся табернакулем. По обеим сторонам от каменной менсы находятся двери в монашеский хор. Центром композиции является цимбориум опирающийся на четыре колонны, между которыми находится картина.
Рис. 6 Глубокое, главный алтарь.
Рис. 7 Одельск, боковой алтарь.
Рис. 8 Будслав, главный алтарь.
И все же в 80-90х годах XVIII в. Наряду с тенденцией классицизма сохраняется и барочная традиция изготовления алтарей. Образцы позднего барокко можно увидеть в наста- вах костела в Збирогах (1780 г.) [13, 14] и костела в Докши- цах (1793) [15, 16]. После разделов Речи Посполитой финансовые трудности все более явно чувствуются в украшениях интерьеров костелов. С целью экономии стал использоваться такой прием, когда резным и достаточно большим ставили табернакуль, а наставу представляли как картину на стене (Деревная ок. 1800), либо иллюзионистической живописью на стене (Околов, между 1798-1802).
ЗаключениеМногочисленные войны, которые проходили на территории Беларуси, уничтожили огромное количество деревянных резных алтарей, оставив лишь единицы. Из-за Северной войны между Швецией и Россией, проходящей по большей части на территории ВК Л, в первое десятилетие практически не было никакого строительства. Но несмотря на то что война окончилась в 1719 г., уже с начала второго десятилетия изготавливаются высокопрофессиональной образцы. Наряду с приглашенными мастерами из Пруссии и Польши существовали в достаточном количестве и местные ремесленные цеха. По способу исполнения алтарных настав условно можно разделить XVIII в. на три основных периода. Первый - со второго десятилетия до начала сороковых годов XVIII в. В это время ставятся алтари резной и столярно-резной работы, и зачастую приглашают иностранных мастеров. Объекты отличаются большим количеством декоративных резных элементов и скульптуры. Второй - с 1737 г. до 1772 г., в это время исчезают приезжие мастера, а деревянные наставы остается в основном в деревянных костелах. Тогда же исчезают многочисленные декоративные резные элементы, а форма и композиционное решение наследует образцы каменной архитектуры. Третий период - с 70-х годов XVIII в. до начала XIX в. еще больше иллюстрирует потерю мастерства резчиков и переход к исполнению объектов малой архитектуры столярными мастерскими. Так, проанализировав объекты малой деревянной архитектуры XVIII в., можно прийти к выводу, что на территории современной Беларуси на протяжении всего исследуемого отрезка времени шел постепенный процесс упрощения форм, переход на исполнение настав местными мастерами и в конечном итоге потерю традиций изготовления деревянных алтарных настав.
IR Radzevich
WOODEN ALTARS OF 18TH CENTURY IN THE TERRITORY OF MODERN BELARUS
Article is devoted to studying wooden catholic altars of 18th century of the period of baroque in the territory of modern Belarus. In work are considered the problems connected with studying of altars of the 18th century. The analysis and the characteristic of altars on the basis of experience of researchers of Belarus and Poland, archival materials and natural inspections is given. In article are considered the objects which have remained till today, or lost but which shape is known on the basis of photographic materials. Byelorussian National Technical University,
Architecture faculty, Chair of architectures theory and history.
Литература
1. Ярашев1ч А.А., Баженава В.Дз. Гродзенсю кафедраль- ны касцёл Святога Франциска Ксаверыя / [фота А.ПДрыбаса; аутары тэксту: А.А.Ярашэвiч, В.Дз.Бажэ- нава]. - Минск: Беларусь, 2005. - 43, [34] с.
2. Ярошев1ч А.А. Будслауская базшта : унебаузяцця Най свяцейшай Панны Марьи / [аутар тэксту А.А.Ярашэвiч; фота А.ПДрыбаса, У.А.Багданава; пераклад на английскую мову А.У.Жыркевiча]. -Минск: Беларусь, 2005. - 79 с.
3. Kalamajska-SaeedM. Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa Wilenskiego. / M. Kalamajska-Saeed. t. 1. cz. 3. - Krakow, 2005. - [363] s.
4. Kalamajska-SaeedM. Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa новогрудского. / M. Kalamajska- Saeed. t. 2. cz. 3. - Krakow, 2006. - 451 s.
5. Paszenda J. Budowle jezuickie w Polsce : XVI-XVIII w. T. 1 / Jerzy Paszenda. - Krakow: WydzialFilozoficzny Towarzystwa Jezusowego : Wydaw. WAM, 2000. - 437 s.
6. Golqbek M. Kosciol parafialny p.w. Narodzenia Najsw. Ma- rii Panny w Dudach.: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska-Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2011. T. 4. - 285 s.
7. Olenska A. Kosciol parafialny p.w. Matki Boskiej Rozancowej w Raduniu: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska-Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.
8. Uchowicz K. Kosciol parafialny w Strubnice: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska- Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.
9. Zglinski M. Koscol parafialny w Mscibowie: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska- Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.
10. Fundusz. Wypis z xiqg maydeburiy miasta Grodno 1736 // Российский государственный архив древних актов. - Фонд 1603. - Оп. 5. - Д 2382.
11. Visitatio Episcopas Ecclesia parochialis Pinsensis Ordinsis Minorum Conventualis reracta Mense Febr A. Dni 1778 // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Фонд 592. - Оп. 1. - Д 1.
12. Визиты пинского костела францисканцев 1829 г. //ЦГИА РБ. - Фонд 1781. - Оп. 27. - Д. 452.
13. Журнал визитации кобринского и пружанского деканатов // Литовский национальный исторический архив (LVIA). - Фонд 694. - Оп. 1. - Д 3570.
14. Визит Кобринского деканата 1844 // Российский государственный исторический архив. - Фонд 822. - Оп. 12. - Д 2999.
15. Визиты костелов полоцкого деканата 1782-84 // LVIA. - Фонд 694. - Оп. 1. -Д. 3487.
16. Визит Докшицкого костела Борисовского уезда Мин губ 1829 //НИАБ. - Фонд 1781. - Оп. 27. - Д 417.