Вы здесь

Дереревянные алтари XVIII в. на территории современной Беларуси

УДК 726.71

Статья посвящена изучению деревянных алтарных настав 1XVIII в. периода барокко на территории современной Бе­ларуси. В работе указываются проблемы, связанные с изучением алтарей XVIII в. Дается анализ и характеристика алта­рей на основании собранного опыта исследователей Беларуси и Польши, архивных материалов и натурных обследований. В статье рассматриваются объекты, сохранившиеся до сегодняшнего дня, либо утраченные, но облик которых известен на основании фотоматериалов. Определяется влияние различных европейских школ на формирование деревянных алтарей, находящихся на данной территории. Опираясь на натурные обследования, архивный материал и опубликованные учеными- искусствоведами исследования, представляется возможным свести воедино знания о деревянных наставахXVIII в. Данное исследование было проведено в рамках диссертационной работы.

Введение

В границах современной Беларуси сохранилось отно­сительно большое количество деревянных алтарей XVIII в. Все эти объекты сосредоточены на территории западной Беларуси, в основном гродненской области. Так как именно эта часть наименьшим образом пострадала от разрушений во время Великой Отечественной войны и в период советской власти. Алтарные наставы из дерева, находившиеся на восто­ке Беларуси, можно изучать исключительно по фотографиям довоенного периода. Тема деревянных алтарей XVIII века не получила широкого изучения у белорусских и польских ис­следователей. Лишь единичные объекты, такие как алтари иезуитского костела в Гродно и францисканского костела в Пинске вызывали повышенный интерес у ученых Польши, Литвы и Беларуси. Мнения по этому вопросу представили в своих статьях Ольга Баженова, Александр Ярошевич [1, 2], Maria Kalamajska-Saeed, [3, 4] Jerzy Paszendа [5].

Ученые из Польши: Marta Gol^bek [6], Anna Olenska [7], Katarzyna Uchowicz [8], Marcin Zglinski [9] провели натур­ные обследования с полным архитектурно-художественным анализом алтарей в Дудах, Мстибове, Радуне и Струбнице. Результат этой работы был представлен в сборнике статей, посвященных костелам и монастырям в бывших виленском и новогрудском воеводствах. На сегодняшний день в энцикло­педических справочниках архитектуры Беларуси, зачастую можно встретить неточные и ошибочные сведения касающиеся объектов малой архитектуры - деревянных алтарей XVIII в.

Основным материалом необходимым для проведения ис­следования послужили архивные фотоматериалы и описания, а также натурные обследования. Эта тема впервые поднимает­ся в едином контексте деревянных алтарных настав XVIII в., и таким образом представляется целесообразным собрать по­лученные сведения воедино. В данной статье рассматриваются алтарные наставы XVIII в., находящихся на территории совре­менной Беларуси, выполненные из дерева на основе натурного обследования сохранившихся объектов, либо утраченные, но запечатленные на иконографическом (фото) материале.

Основная часть

В данной работе было проведено обследование порядка 68 деревянных алтарей. Сегодня на территории современной Беларуси сохранились 45 алтарных настав XVIII в., все они локализованы в 18 костелах. Многие из них не дошли до нас в своем первоначальном виде. Некоторые объекты были впо­следствии сильно перекомпанованы, а у многих утрачены, либо добавлены более поздние детали. На основании архив­ных источников и визитаций костелов видно, что наставы первой трети XIII в. изготавливались исключительно из де­рева. В это время сохраняется традиция исполнения алтарей, сформированная в последней трети XVII в. Мастера-резчики продолжают использовать «столярско-сницерский» способ обработки древесины. Это означает что основная структу­ра наставы, ее остов, выполнялась мастером столяром, а от­дельные декоративные элементы такие как: капители колонн, листья аканта, скульптуры и барочный орнамент создавался мастером резчиком, что требовало хорошей подготовки и ху­дожественного мастерства. Такие примеры мы можем найти в боковом алтаре кармелитского костела в Колесниках ок. 1714 (сегодня находятся в костеле в Радуне) [рис. 1] и главном алтаре костела бернардинцев в Беннице 2-е десятилетие XIII в. (не сохранились). Не смотря на то, что эти объекты явля­ются разными в системе иерархии, как главный и боковой, у них имеются схожие черты, такие как наличие спиралевид­ных колонн, фронтон в сочленении первого и второго яруса и круглое обрамение картины, расположенной в прямоуголь­ном поле второго яруса. Аналогичные по способу обработки, достаточно простые и по всей видимости, представляющие местные ремесленные цеха, являются боковые алтари в Мсти- бове [рис. 2] ок. 1715 и боковой алтарь Девы Марии Ружаньцо- вой в Волпе [рис. 3] (первая четверть XIII в.).

Восточные земли современной Беларуси представляют отличную от западных земель композицию алтарной наста- вы. Таким примером может быть главный алтарь в Губине (Hubin) Лепельский район. Поставлен в 20-х годах XIII в. и позднее был перенесен в новый каменный костел (не сохра­нился). Представляет собой достаточно развитую плоскость остова, украшенную повернутыми под углом колоннами со стоящими между ними скульптурами. Верхний ярус оформ­лен достаточно необычным образом. В центральной части его размещается прозрачный круглый витраж, а по бокам укра­шен спиралевидными валютами. Однако, несмотря на неболь­шое количество декоративных резных элементов его нельзя назвать примитивным. Правильные пропорции лишь подчер­киваются барочным орнаментом. Аналогичный подход мож­но увидеть в боковых алтарях фарного костела в Могилеве. Общим для них является и способ покраски в белый цвет.

Школу северно-европейского барокко представляют ал­тари иезуитского костела в Гродно. Ансамбль, состоящий из 11 деревянных алтарей, был поставлен между 1712-37 гг. Проекты боковых алтарей запроектировал в 1707 г. по всей видимости Кристоф Деукер, который около 1711 г. перенес свой цех в Гродно из Swi^tej Lipki (Польша) [5]. Из них четыре были изготовлены в Кененгсберге а два в Вильно. До 1727 г. все 10 боковых алтарей были поставлены и украшены [рис. 4]. Надо сказать, что интерьер иезуитского костела в Гродно пожалуй является первым примером оформления простран­ства костела в единообразной стилистики. Все боковые ал­тари двухъярусные, богато украшены резной орнаментикой и скульптурой. Впервые на данной территории алтарные на- ставы получают пластическое оформление остова объекта. Колонны, фланкирующие бокове грани наставы, выходят из плоскости стены и поворачиваются под углом, создавая та­ким образом более динамичную композицию. Главный ал­тарь был выполнен резчиком Яном Шмиттом обермастером Решельским в 1736-37 гг. Согласно контракту по пожеланию заказчика это должна была быть настава «столярско-сницер- ской работы», заполняющая весь презбитериум [10]. Работа получилась столь самобытно, что подобного аналога нельзя найти на всей территории бывшего Великого Княжества Ли­товского. Заказ был исполнен в кратчайшие сроки шестью мастерами и одним учеником. Важное требование предъяв­лялось к исполнителю, структура наставы должна была быть изготовлена таким образом, чтобы легко могла сниматься к золочению. Однако позолота алтаря произошла лишь во вре­мя реставрации правого крыла после пожара 2006 г. Следует отметить, что многие наставы главных алтарей первой трети XVIII в. имели сложные композиционные схе­мы. К сожалению, кроме вышеописанного алтаря в Гродно до нас не дошло больше ни одного сохранившего свой первона­чальный облик. Настава парафиального костела в Мстибове 1731 была перекомпонована во втором ярусе, во время пере­носа ее в новый каменный костел после 1922 г. [рис. 5] Такая же участь постигла главный алтарь кармелитского костела в Колесниках ок. 1714 г. Первоначально развитая 2-х ярусная структура имела 5 осей. После нескольких переносов из од­ного костела в другой лишилась верхнего яруса и 2х боковых осей. И не смотря на отсутствие многих элементов можно уви­деть общую закономерность. Все они по композиционной схе­ме повторяли форму апсиды и в плане представляли не пря­молинейное, а криволинейное очертание. Это дает основание предположить, что ремесленные цеха должны были выезжать на место изготовления, а форма алтаря адаптировалась непо­средственно под форму костела. Такой же прием использован в главном алтаре францисканского костела в Пинске 1723-25 гг. Автором ансамбля состоящего на то время из 4х алтарей, выполненных до 1730 г., являлся так же Ян Шмитт. Равным образом, как и главный алтарь в Гродно, алтари в Пинске име­ют большое количество декоративных резных элементов и скульптуры. Структура бокового алтаря Благовещания Девы Марии заполняет по периметру весь объем каплицы, с вклю­чением в композицию бокового окна [11, 12].

1 Алтарная настава (лат. retabulum) - декорация за-алтарного пространства, которая может быть нарисована на стене, выполненная в форме барельефа, либо в виде отдельно стоящей конструкции.

 

Однако, не все наставы главных алтарей повторяли фор­му презбитериума. Некоторые из них имели линейную пло­скость, но все же требовали изготовления непосредственно на месте. Таким образом, решалась конкретная задача для заполнения пространства костела. В частности это касается установки главного алтаря из дерева в каменном костеле. Та­ким примером может служить алтарь костела бернардинцев в Бенице, где 3-х осевая композиция занимает все простран­ство от стены до стены. Аналогичный прием использован при постройке главного алтаря костела кармелитов босых в Глубоком. Поистине монументальное сооружение было воз­ведено ок. 1734 г. К сожалению после 1865 г., во время адапта­ции храма под церковь, настава была сильно перекомпонована под православный иконостас, с утратой множества элементов. Единственным сохранившимся такого рода объектом являет­ся главный алтарь францисканского костела в Гродно (первая треть XVIII в.). За последнее столетие он претерпел лишь небольшие видоизменения в венчающей части и потерял орнамент из резных листьев аканта по бокам. Настава пред­ставляет собой 2-х ярусную, 3-х осевую композицию. Однако визуально ее можно трактовать как состоящую из трех ярусов из-за слишком высокого цоколя. Это было обусловлено про­странственно-композиционным решением, так как менса зна­чительно отнесена от стены, а по бокам расположены двери в монашеский хор. Такое решение достаточно часто исполь­зовалось у нищенствующих орденов францисканцев, бернар­динцев и доминикан.

Недостатки дерева как материала сказались впоследствии на недолговечности объектов малой архитектуры из-за под­верженности их огню. После большого пожара в Вильно, произошедшем в 1737 г., в городе запрещено было ставить ал­тари из дерева. Постепенно эта традиция распространилась на другие города и местечки. Лишь в костелах из дерева про­должалась традиция изготовления деревянных алтарных на­став. Однако, постепенно исключительно высокое мастерство резчиков стало исчезать. По всей видимости и уменьшилось количество ремесленных цехов. На протяжении последую­щих лет изготавливались алтарные наставы с преобладанием «столярной работы». Резными остались лишь капители ко­лонн, завершения верхнего яруса и скульптуры, хотя количе­ство их уже не было столь велико как ранее. Не смотря на ви­димое предпочтение каменным алтарям перед деревянными, качество исполнения последних оставалось по прежнему вы­соким. Вероятнее всего это были местные мастера, которые переняли лучшие европейские традиции обработки древеси­ны и адаптировали их на свой лад. Примерами таких алтарей, по внешним признакам принадлежащим одной мастерской, могут объекты, находящиеся в костелах Одельска [рис. 7], Колесниках (сегодня в Радуне) и Большой Берестовицы. Все они были построены в середине XVIII в. и отличаются оди­наковой композиционной схемой. Это 2-х ярусные наставы с сильно развитыми боковыми частями и вынесенными вперед колоннами. Скульптуры, находящиеся между колоннами, соз­дают дополнительный вертикальный ритм.

 


Рис. 1 Радунь, боковой алтарь.

 


Рис. 2 Мстибов, боковой алтарь.

 

Несмотря на явное доминирование камня над деревом, прямого запрета на строительство деревянных настав не было. В некоторых каменных храмах, хоть и редко, продол­жали ставить алтари из дерева. Обязательным лишь условием стало изготовление менсы из камня. Такие решения главных алтарей можно увидеть в парафиальном костеле в Глубоком [рис. 6], костеле кармелитов в Большой Берестовице и костеле бенидиктинцев в Городище. Можно предположить, что такое решение продиктовано исключительно финансовыми вопросами, так как все они наследуют традиции каменного строи­тельства. Это значит, что визуально на большом расстоянии они воспринимаются выполненными в камне, что также под­держивалось окраской под мрамор. Такой эффект достигается и за счет использования композиционных схем, присущих для возведения алтарных настав в камне. В это время исчезают из оформления декоративные резные листья аканта и прочие резные украшения.

 


Рис. 3 Волпа, боковой алтарь.

 


Рис. 4 Гродно, костел иезуитов.

 


Рис. 5 Мстибов, главный алтарь.

 

С 80-х годов XVIII в. в оформлении интерьеров храмов стал намечаться переход к классицизму. Это проявлялось в еще большем упрощении форм, скульптура потеряла былое ма­стерство изготовления и гораздо меньше стало декоративного оформления. Тогда же появилось понятие «Столярской рабо­ты». Примеры барочно-классицистических алтарных настав находятся в главном алтаре костела в Дзедзиловичах, алтарях парафиального костела в Макаровцах (Usiarz). Отдельное место в группе этих алтарей занимает главный алтарь в Будславе по- строеный 1784-90 гг. [рис. 8] Это достаточно величественное сооружение было создано специально для чудотворной иконы Девы Марии. Настава представляет собой полукруглую пере­городку с выделяющимся табернакулем. По обеим сторонам от каменной менсы находятся двери в монашеский хор. Центром композиции является цимбориум опирающийся на четыре колонны, между которыми находится картина.

 


Рис. 6 Глубокое, главный алтарь.

 


Рис. 7 Одельск, боковой алтарь.

 


Рис. 8 Будслав, главный алтарь.

 

И все же в 80-90х годах XVIII в. Наряду с тенденцией классицизма сохраняется и барочная традиция изготовления алтарей. Образцы позднего барокко можно увидеть в наста- вах костела в Збирогах (1780 г.) [13, 14] и костела в Докши- цах (1793) [15, 16]. После разделов Речи Посполитой финан­совые трудности все более явно чувствуются в украшениях интерьеров костелов. С целью экономии стал использоваться такой прием, когда резным и достаточно большим ставили табернакуль, а наставу представляли как картину на стене (Деревная ок. 1800), либо иллюзионистической живописью на стене (Околов, между 1798-1802).

Заключение

Многочисленные войны, которые проходили на террито­рии Беларуси, уничтожили огромное количество деревянных резных алтарей, оставив лишь единицы. Из-за Северной войны между Швецией и Россией, проходящей по большей части на территории ВК Л, в первое десятилетие практически не было ни­какого строительства. Но несмотря на то что война окончилась в 1719 г., уже с начала второго десятилетия изготавливаются высокопрофессиональной образцы. Наряду с приглашенными мастерами из Пруссии и Польши существовали в достаточном количестве и местные ремесленные цеха. По способу исполне­ния алтарных настав условно можно разделить XVIII в. на три основных периода. Первый - со второго десятилетия до начала сороковых годов XVIII в. В это время ставятся алтари резной и столярно-резной работы, и зачастую приглашают иностран­ных мастеров. Объекты отличаются большим количеством де­коративных резных элементов и скульптуры. Второй - с 1737 г. до 1772 г., в это время исчезают приезжие мастера, а дере­вянные наставы остается в основном в деревянных костелах. Тогда же исчезают многочисленные декоративные резные эле­менты, а форма и композиционное решение наследует образцы каменной архитектуры. Третий период - с 70-х годов XVIII в. до начала XIX в. еще больше иллюстрирует потерю мастерства резчиков и переход к исполнению объектов малой архитекту­ры столярными мастерскими. Так, проанализировав объекты малой деревянной архитектуры XVIII в., можно прийти к вы­воду, что на территории современной Беларуси на протяжении всего исследуемого отрезка времени шел постепенный процесс упрощения форм, переход на исполнение настав местными ма­стерами и в конечном итоге потерю традиций изготовления де­ревянных алтарных настав.

IR Radzevich

WOODEN ALTARS OF 18TH CENTURY IN THE TERRITORY OF MODERN BELARUS

Article is devoted to studying wooden catholic altars of 18th century of the period of baroque in the territory of modern Belarus. In work are considered the problems connected with studying of altars of the 18th century. The analysis and the characteristic of altars on the basis of experience of researchers of Belarus and Poland, archival materials and natural inspections is given. In article are considered the objects which have remained till today, or lost but which shape is known on the basis of photographic materials. Byelorussian National Technical University,

Architecture faculty, Chair of architectures theory and history.

 

Литература

1.  Ярашев1ч А.А., Баженава В.Дз. Гродзенсю кафедраль- ны касцёл Святога Франциска Ксаверыя / [фота А.ПДрыбаса; аутары тэксту: А.А.Ярашэвiч, В.Дз.Бажэ- нава]. - Минск: Беларусь, 2005. - 43, [34] с.

2.  Ярошев1ч А.А. Будслауская базшта : унебаузяцця Най свяцейшай Панны Марьи / [аутар тэксту А.А.Ярашэвiч; фота А.ПДрыбаса,    У.А.Багданава; пераклад на английскую мову А.У.Жыркевiча]. -Минск: Беларусь, 2005. - 79 с.

3.  Kalamajska-SaeedM. Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa Wilenskiego. / M. Kalamajska-Saeed. t. 1. cz. 3. - Krakow, 2005. - [363] s.

4.  Kalamajska-SaeedM. Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa новогрудского. / M. Kalamajska- Saeed. t. 2. cz. 3. - Krakow, 2006. - 451 s.

5.  Paszenda J. Budowle jezuickie w Polsce : XVI-XVIII w. T. 1 / Jerzy Paszenda. - Krakow: WydzialFilozoficzny Towarzystwa Jezusowego : Wydaw. WAM, 2000. - 437 s.

6.  Golqbek M. Kosciol parafialny p.w. Narodzenia Najsw. Ma- rii Panny w Dudach.: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska-Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2011. T. 4. - 285 s.

7.  Olenska A. Kosciol parafialny p.w. Matki Boskiej Rozancowej w Raduniu: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska-Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.

8.  Uchowicz K. Kosciol parafialny w Strubnice: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska- Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.

9.  Zglinski M. Koscol parafialny w Mscibowie: Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego wojewodztwa nowogrodzkiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska- Saeed; Miqdzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. - Krakow : MCK, 2005. T. 2. - 363 s.

10. Fundusz. Wypis z xiqg maydeburiy miasta Grodno 1736 // Российский государственный архив древних актов. - Фонд 1603. - Оп. 5. - Д 2382.

11. Visitatio Episcopas Ecclesia parochialis Pinsensis Ordinsis Minorum Conventualis reracta Mense Febr A. Dni 1778 // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Фонд 592. - Оп. 1. - Д 1.

12. Визиты пинского костела францисканцев 1829 г. //ЦГИА РБ. - Фонд 1781. - Оп. 27. - Д. 452.

13. Журнал визитации кобринского и пружанского дека­натов // Литовский национальный исторический архив (LVIA). - Фонд 694. - Оп. 1. - Д 3570.

14. Визит Кобринского деканата 1844 // Российский государ­ственный исторический архив. - Фонд 822. - Оп. 12. - Д 2999.

15. Визиты костелов полоцкого деканата 1782-84 // LVIA. - Фонд 694. - Оп. 1. -Д. 3487.

16. Визит Докшицкого костела Борисовского уезда Мин губ 1829 //НИАБ. - Фонд 1781. - Оп. 27. - Д 417.

 

 

 

 

 

Читайте также
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Неповторимый облик города, в котором мы живем, на подсознательном уровне является для нас единственно возможной реальностью. Между тем это лишь одна...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Таламанов Творческий потенциал архитекторов Гродненщины Одним из драгоценных камней в ожерелье Беларуси можно считать Гродненский край,...
22.02.2006 / просмотров: [totalcount]
На современном этапе проблема города как результат развития истории и культуры выдвинула на первый план вопросы аутентичности памятников архитектуры...