УДК 711.163
Архитектурно-художественная составляющая въездных зон магистралей всегда выполняла важную роль в формировании образа каждого города, в том числе для современного Минска. Сегодня становится необходимым формирование развитых въездных зон, которые бы соответствовали уровню благоустройства и масштабу городской застройки. Важнейшим въездом в Минск на протяжении многих столетий являлся восточный въезд со стороны Москвы. За последние полвека на этой территории происходило становление крупнейшего градостроительного ансамбля и по сей день ведется формирование парадного въезда в город.
ВведениеВъезду в город во все времена развития градостроительства уделялось внимание вплоть до Позднего средневековья. На более поздних этапах истории точка въезда в город перестала выполнять стратегическую функцию, сохраняя при этом семантическое значение. В наше время роль архитектурно-градостроительного оформления въездных зон при создании образа города часто недооценивается.
Основная частьВъездные зоны города могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных формах, но их определяющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны, это «переход» между пространствами разного типа - не-городским и городским; с другой стороны, это выделение границ города. Въездная зона - это городская территория в пределах 660-1500 м от границы города и 100-400 м от оси проезжей части въездных магистралей (в зависимости от планировочных ограничений).
Архитектурно-художественная составляющая въездных зон магистралей, безусловно, выполняет важную роль в формировании образа всего города, так как въезд в город дает первое представление о нем. Актуальным это является для Минска, столицы Республики Беларусь. Со все возрастающим значением города в политическом, экономическом и культурном отношениях, повышается и важность формирования архитектурного образа Минска. Становится необходимым формирование системы городских въездных магистралей и развитых въездных зон, которые бы соответствовали уровню благоустройства и масштабу городской застройки. Таким образом, при прогнозировании пространственного развития города, формированииего застройки, необходимо уделять внимание въездам в город, и это должно впоследствии стать объектом проектирования.
Яркий, запоминающийся образ города можно создать уже на подъезде к нему. Одними из основных зон обзора города Минска по праву можно считать кольцевую автомобильную дорогу и направления въездов в город, что позволяет обозревать как фрагментарные, так и основные панорамы города. Развитие высотных акцентов на важных городских узлах (например, на пересечении кольцевой магистрали с радиальными направлениями проспектов), а также грамотно вписанные в среду новые высотные архитектурные ансамбли проспектов и кольцевой магистрали, которые являются своеобразными городскими воротами, позволят создать современный, презентабельный силуэт, характерный только для города Минска.
Первые предложения по размещению основных акцентов в системе города были даны при составлении первого эскиза Минска, во время разработки генерального плана 1965 г. Эскизные переработки уточнялись в корректуре генерального плана Минска 1974 г., проекте детальной планировки центра, а затем были дополнены и развиты в 1975 г. в проектной работе «Силуэт Минска» (арх. Л. Потапов, Л. Гафо, В. Гутман, Н. Афанасьева, Л. Ларина, А. Петров и др.).На основе указанных работ была намечена система «золотых точек» города.В местах размещения «золотых точек» предусматривалось формирование основных ансамблей города, в том числе и расположение архитектурных акцентов на въездах в город со стороны основных направлений.
В основу построения модели размещения высотных зданий был положен принцип формирования открытых пространств города, его водных и озелененных систем. Городская территория была четко разделена на зоны, где должны быть построены высотные здания, созданы открытые пространства, где должны преобладать озелененные и обводненные участки в сочетании с небольшим числом уникальных зданий и сооружений, композиционно и функционально связанных с этими пространствами. В Минске выделяли пять основных направлений, подчеркнутых системой коммуникаций, направленных к опорным городам области. Учет этой градостроительной ситуации позволял наметить главные композиционные оси города: первое направление столичное - по магистрали Москва - Брест (район более плотной застройки), второе - вдоль водно-зеленого диаметра р. Свислочь (район более свободной, ландшафтной застройки). Важное значение отводилось ансамблевому оформлению въездов в город. Главные въезды в Минск составляли два шоссе Москва- Брест и Могилев-Вильнюс. У въезда в город со стороны Москвы на высоком месте планировалось сооружение триумфальной арки, символизирующей главный въезд и выезд из столицы республики в столицу СССР - Москву.
В северо-восточной части города был сформирован микрорайон Восток-1 (арх. П. Волчок, Л. Гафо, В. Аникин, Е. Дятлов, Г Горина, Г Сысоев, И. Журавлев, И. Попова, А. Гуль, Е. Сопьяник). В течение 15 лет здесь, между Ленинским проспектом (современным проспектом Независимости) и небольшой речкой Слепянкой, был построен ансамбль, который во многом определил лицо города и стал одним из крупнейших достижений белорусской советской архитектуры.
«Въезд со стороны Москвы, начало главной городской магистрали должны были быть оформлены соответствующим столице союзной республики образом. Размещение его у главной магистрали города (Ленинского проспекта) обусловило строительство кроме 5-и 9-этажных отдельных 16- и 20-этажных зданий. Благодаря такой широкой палитре использования домов различной этажности удалось создать выразительную панораму района, которая раскрывается к примыкающему открытому пространству, формируемому парком «Дружбы народов» и Слепянской водной системой с организацией прудов и каналов, усиливающих архитектурно-художественное звучание района» [3, с.74]. Торцы 16-этажных домов первой линии, стоящие вдоль проспекта,были декорированы огромными красочными мозаиками, созданными белорусским художником- монументалистом А. Кищенко. Чтобы максимально подчеркнуть тему въезда в город, часть блоков 16-этажных домов, обращенных к проспекту, были запроектированы 14-этажными. На сэкономленном таким образом пространстве предполагалось создать «крышу-сад» с огромным козырьком-консолью. Крыши предполагалось использовать как место отдыха жильцов дома и в качестве смотровых площадок. Архитекторы пытались избежать однообразия панельной застройки введением поворотных секций и, соответственно, строительством криволинейных зданий и зданий со сдвигом секций, возведением домов переменной этажности, покраской панелей в контрастные цвета. Еще одним экспериментом, который отрабатывался на «Востоке-1», было частичное использование в строительстве жилых домов специально разработанных панелей с рельефной поверхностью, которые размещались на фасаде зданий в строгом геометрическом порядке.
«Высокие отметки рельефа в данной части города и наличие открытых пространств создали благоприятные условия для постановки трех башенных акцентов в 16, 18 и 20 этажей (арх. А. Белоконь, Н. Грачева, Г Сысоев и др.). При формировании главного фасада района по Ленинскому проспекту (современный проспект Независимости) было запланировано строительство в контрасте с тремя протяженными 9-этажными зданиями восьми структурных 1416-этажных жилых домов, ритмично, на равных расстояниях поставленных по фронту района, сблокированных с 2-этажными объемами зданий культурно-бытового обслуживания» [3, с.76]. К сожалению, парадный ансамбль въезда в Минск того времени был реализован не до конца. Здесь же в 1970-е планировалось создание университетского городка для БГУ, который так и не был построен.
Следующим знаковым объектом, который должен был создать характерный силуэт въездного узла в Минск со стороны Москвы, сталархитектурно-строительный институт (авторы И. Есьман, В. Аникин), запроектированный на пересечении проспекта с минской кольцевой автомобильной дорогой. Здание в форме взлетающего лайнера в свое время было признано самым оригинальным не только в нашей республике, но и во всем СССР. Однако и этот проект не был осуществлен в полном объеме, хотя отличался целостностью композиции и столичным масштабом. Все же в 1983 г. состоялось открытие 15-го учебного корпуса, предназначенного для архитектурного и инженерно-строительного факультетов Белорусского политехнического института (ныне БНТУ). Были построены учебно-ла- бораторныйи спортивно-бытовой корпуса, общежития, столовая. На сегодняшний день значительно изменилось окружение этой территории: в 70-е годы прошлого века проектируемый комплекс фактически формировал въезд в город, в настоящее же время въезд в город сместился на северо-восток и формируется жилым районом «Уручье».
В 2012 г. «Минскградо» была разработана концепция «Силуэт Минска», в которой показаны принципиальные места размещения высотных объектов в столице. Ведущая роль в композиции городского плана была отведена главным городским магистралям с парадными архитектурными ансамблями. В застройке были выделены наиболее важные планировочные узлы, включающие новые общегородские доминанты, которые будут композиционно сомасштабны своей среде, обеспечивая художественную целостность растущего города. «Вполне оправданно сооружение своего рода зданий-маяков на главных въездах в центральную зону города в местах пересечения с Минской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), их вертикальный масштаб в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Очень важна роль высотных объектов в формировании панорамной застройки, достойные примеры которой есть в городе» [1].
В 2006 г. у проспекта Независимости завершилось строительство Национальной библиотеки Беларуси (архитекторы М. Виноградов, В. Крамаренко). Архитектура здания отвечает поставленной задаче - архитектурной доминанты всей формирующейся на прилегающем участке застройки. На сегодняшний день активно осваивается территория, прилегающая к библиотеке - ведется строительство многофункционального комплекса «Маяк Минска», своеобразного «города в городе», который должен включать в себя жилой район, административно-деловую зону, развлекательные и культурные центры. Проект призван представлять собой «Восточные ворота» Минска. Сейчас на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского ведется строительство современногомногофункционально- го комплекса «Магнит Минска». Комплекс располагается вдоль проспекта Независимости и призван дополнить застройку по левой стороне проспекта, а также оттенить здание Национальной библиотеки. В районе пересечения проспекта Независимости и улицы Филимонова планируется построить здание группы «Газпром». Высотное здание (189 м) комплекса будет видно на въезде в Минск. Многофункциональный комплекс группы «Газпром» в Минске станет завершающим звеном нового крупнейшего въездного градостроительного ансамбля со стороны Москвы.
При формировании въездных зон города решающее значение приобретает комплексность градостроительных мероприятий, составной частью которых является построение силуэта города, утверждающего красоту и гармонию архитектуры, в конечном счете, влияющей на формирование духовного облика человека. Для выполнения этой задачи необходимо соблюдать принцип соподчиненности, соразмерности объектов и их расположения. Пространственно развитая система должна определять иерархический ряд акцентов, которые лягут в основу воплощения единого художественного замысла. Чем оригинальнее композиция застройки, чем больше информации в ней, тем она интереснее. Это подтверждается данными ряда исследований, посвященных психологии восприятия. Элементарные композиции застройки не привлекают внимания, в то время как усложненная закономерность позволяет создать запоминающийся образ. Здесь важно чувствовать предельные параметры, так как на определенном уровне возможности восприятия ритмического ряда человеком оказываются превышенными и, как следствие этого, может возникнуть ощущение монотонности застройки. Сначала воспринимаются контуры зданий, затем - их прямолинейность или кривизна, далее - детали с максимальной информацией и, наконец,- ритмичная организация и фактура.
Важным моментом в восприятии застройки является характер ее размещения относительно зрителя. Если замыкающий перспективу архитектурный объем расположен перпендикулярно углу зрения, создается ощущение статичности, а под углом к оси зрения - ощущение динамичности. Условия восприятия через стекла автомобилей, движущихся по скоростным магистралям, из поездов-экспрессов и т. д. требуют учета динамичности в масштабе и характере застройки и сильного обобщения. Вместе с тем необходимо создавать условия восприятия застройки и пешеходом. Для этого нужно делать окружающую среду сомасштабной человеку, создавая возможности полноценного восприятия перспектив города.
Можно сказать, что основными компонентами, влияющими на формирование представления об образе города, являются уникальные высотные и невысотные здания, массовое «фоновое» строительство, архитектура открытых пространств, цвет, свет и условия зрительного восприятия. На основе законов архитектурной композиции необходимо приводить эти компоненты в единое архитектурно-художественное решение для города в целом, создавая архитектурные ансамбли.
ЗаключениеНаблюдая за процессом застройки «Восточных ворот» Минска, хочется отметить, что важнейшим условием создания выразительного образа города является его целенаправленное проектирование. При этом надо учитывать и построение силуэта города, и создание высотной композиции застройки, при этом необходимо соотносить это с единым архитектурно-художественным решением города в целом.
Литература
- Акентьев, А.Г. Градостроительная концепция высотного строительства/ А. Г. Акентьев // Белстрой- центр. - 2012. - №44 (497).
- Белоусов, В. Н. Основы формирования архитектурно художественного облика городов/ В. Н. Белоусов, Л. Н. Кулага. - М. :Стройиздат, 1981. - 190 с.
- Потапов, ЛС. Силуэт Минска/ ЛС. Потапов. - Минск: Наука и техника, 1980. - 144 с.
Поступила в редакцию 20. 10. 2015 г.