Вы здесь

Анатолий Иванович Ничкасов: “Все задуманное — воплотить...”

В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, член БСА, академик Российской Академии архитектуры и строительных наук, почетный строитель Российской Федерации... Но самое главное его призвание — служение Архитектуре и Строительству. Мы желаем Анатолию Ивановичу счастья, здоровья, творчества.

Анатолий Иванович, если говорить о Вашей роли в градостроительстве, то можно сказать, что Вы — дежурный по стране в этой области. Наверное, это трудно — быть ответственным за все, что происходит в архитектуре Беларуси?

— С 17 лет я работал в проектных организациях, в органах государственного управления, постигая особенности работы архитектора и организатора профессиональной деятельности. С 1994 года служу в министерстве. Оглядываясь назад и делая сравнения, вижу, какие грандиозные изменения произошли в градостроительстве страны за эти годы. Работа в министерстве требует не только отслеживать тенденции в строительстве, архитектурном творчестве и градостроительстве, но и адекватно на них реагировать. Так что слово “дежурный” можно рассматривать и в таком контексте.

— Коллеги Вас иначе, как главный архитектор страны, и не называют.

— Я всегда очень осторожно отношусь к таким званиям и титулам. Я просто работаю заместителем министра архитектуры и строительства, который отвечает за регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за вопросы формирования нормативной и правовой базы в этой сфере и, конечно же, за реализацию основных направлений государственной политики градостроительного развития наших городов и сел, формирование их архитектурного облика.

— Почти всю свою трудовую жизнь Вы были (и есть) “должностным лицом”. Главный архитектор Бобруйска, заместитель начальника Главархитектуры, начальник отдела градостроительства Госстроя БССР, директор института “Минскгражданпроект”, главный архитектор г. Минска, наконец, заместитель министра архитектуры и строительства. Обычно люди такого ранга быстро отходят от творчества. Но Вы всегда проектируете, Ваши проекты реализуются и даже получают высокие государственные награды. Как Вам удается сочетать чиновничью службу с архитектурным творчеством?

— Тут следует разобраться, что есть творческий процесс. А потом я попытаюсь ответить на вопрос, как и что удается воплотить в жизнь.

Функционером можно стать на любой работе. И в проектном институте, и в министерстве. Многие понимают творческий процесс как создание конкретной проектной продукции. Конечно же, я этим не занимаюсь. Но сама по себе специфика моей деятельности заключается в том, чтобы скоординировать работу проектных организаций, оптимально направить на выполнение государственной задачи. Зачастую совещания с авторами проектов, администраторами и специалистами проектных институтов при разработке важнейших объектов проходят с карандашом в руке. Это касается и объектов уникальных, проектирование и строительство которых мы ведем в последние 10 лет, и объектов социальной и жилищной сферы для городов и сельской местности. Сейчас, например, ведется проработка архитектурного облика телебашни, его градостроительного толкования.

В текущем году разрабатывается такой значимый проект, как общественный культурно-спортивный комплекс Минской арены — десятки вариантов! С институтами “Белпроект” и “Белпромпроект” работаем еще над одним уникальным объектом — тренировочным центром для спортсменов фристайла, которые смогут тренироваться в этом здании в межсезонный период. Так что поле деятельности для творчества огромно, и в этом плане действительно можно говорить о том, что специфика моей работы носит элементы творческого подхода. Мы вместе работаем, в конечном итоге вместе определяем подходы для разработки проектной документации, которая пойдет уже на строительную площадку.

— Да, Ваша роль как архитектора, как партнера по проекту часто бывает определяющей. Я слышала от многих архитекторов: “Он видит и чувствует”. Такая оценка дорогого стоит. Вы видели, как было, и предвидите, как будет. А это, собственно, и есть творчество...

— Знаете, даже разработка проектов нового поколения для села, хоть у многих это может вызвать ироничную улыбку, — очень интересный процесс. После критики, прозвучавшей в адрес архитектурного облика застраиваемых сегодня сел, в работу включились все институты республики. Хочу сказать, нам действительно удалось вместе достичь понимания того архитектурного образа, который сегодня требуется от сельской жилой застройки. Возможно, в этом тоже заключается моя работа: сделать так, чтобы мы думали если не одинаково, то в одном направлении. Считаю, нам это удалось. Каждый проект жилого дома отличается от другого, но вместе с тем их архитектура имеет общие черты современного села.
Программа возрождения и развития белорусского села — беспрецедентная социальная программа, крупнейшая градостроительная задача, не имеющая аналогов. Ее цель — создание достойной среды обитания сельского населения — достойных условий жизни, быта, социального и культурного обслуживания.
Разбатываются генеральные планы 1481 агрогородка, ежегодно с 2005 года утверждаются программы их реализации. Им предначертано стать базовыми центрами сельского расселения и выполнять столичные функции для одной трети населения страны, проживающего и работающего в сельской местности.
Само название программы — возрождение — говорит о многом. Здесь веками жили люди, создавали материальные и духовные ценности. Именно устойчивое развитие этих населенных пунктов позволило нам выбрать их в качестве агрогородков. Было необычайно интересно включиться в эту тему и участвовать в планировании, разрабатывать варианты концепций, чтобы выбрать самую оптимальную, изучать ситуацию на местах.

— В чем секрет творческих успехов?

— Труд и любовь к профессии, которая позволяет человеку работать, не считаясь со временем, не оглядываясь на трудности. В архитектуре для меня не было престижной и непрестижной работы. Меня всегда интересовало, как формируются облик городской и сельской застройки, благоустройство и эстетическое оформление улиц и площадей. И я рад, что сегодня этому уделяется очень большое внимание на всех уровнях государственного и местного управления.

Интересна для меня работа и над уникальными задачами возведения социально значимых объектов, где особое место занимают спортивные сооружения, которые появились практически в каждом городе нашей страны.

Так что успех в творчестве напрямую связан с любовью к профессии и самому процессу, в котором не бывает мелочей. Помните, у Маяковского:

Поэзия —
           та же добыча радия.
В грамм добыча,
                           в год труды.
Изводишь
           единого слова ради
тысячи тонн
               словесной руды...
— Или у Цветаевой:
Когда б вы знали,
Из какого сора...

— Действительно так. Вот сейчас мы рассматриваем 40 вариантов телебашни. Этот объект относится к архитектуре престижа республики. Многие города в современном мире создают объекты, которые становятся достопримечательностью страны, города, его визитной карточкой. Понимая ответственность за выполнение такой задачи, я не могу не включаться в процесс проектирования сам. В него вовлекаются лучшие архитектурные силы, идет работа с авторами-проектировщиками, заказчиками, различными министерствами и ведомствами. В ходе такого коллективного творчества и находится рациональное зерно, которое позволяет создать значительное архитектурное произведение.

— Как Вы оцениваете творчество своих коллег-архитекторов? Что привнесли они, на Ваш взгляд, в облик современного города?

— Творчество архитекторов Беларуси всегда высоко ценилось и ценится в нашей стране и за рубежом. Об этом говорит и признание многих проектов на международных и всемирных выставках, где они вполне заслуженно удостаиваются многочисленных наград. Наконец, об этом говорит изменившийся в лучшую сторону архитектурный облик наших городов и сел. Это лучшее доказательство, что архитектурное творчество в нашей стране востребовано.

По оценкам видных архитекторов республики, работать очень интересно. Вы только посмотрите, какой широкий диапазон воплощения творческих идей: это и футбольный манеж, авто- и железнодорожный вокзалы, Национальная библиотека в Минске, новые жилые комплексы в городах и селах. Это и Ледовые дворцы в столице и областных центрах, строящийся комплекс гребного канала в Бресте, легкоатлетический в Могилеве, спортивно-оздоровительные комплексы в Жлобине и Пинске, проектируемая Ледовая арена в Бобруйске. Безусловно, современная архитектура Беларуси характеризуется своим особым национальным почерком и напрямую связана с ее лучшими вековыми традициями.

Отрадно, что все активнее заявляют о себе молодые зодчие. В палитре архитекторов появились новые материалы — современные, качественные, эстетически выразительные, новые конструкционно-технологические системы, позволяющие формировать любой архитектурный образ, реализовать любой градостроительный замысел.

— Анатолий Иванович, творчество каких архитекторов Вам наиболее близко по духу, манере самовыражения?
— Я не буду перечислять всех тех, кого искренне уважаю, с кем мне посчастливилось работать, у кого я чему-то учусь — журнальной площади будет мало, если еще к каждому имени добавить один-два хвалебных эпитета. Хочу только отметить: особенно приятно работать с профессионалами институтов БелНИИПградостроительства, Белпромпроекта, Белпроекта, Минскпроекта, Минскградо, областных граждан- и сельстройпроектов.

А вообще государство высоко оценивает труд зодчих республики. Поэтому ежегодно ряд наших коллег получают высокие правительственные награды — Государственные премии, специальные премии Президента, удостаиваются званий заслуженного архитектора.

— Давайте помечтаем и пофантазируем. Каким Вы видите будущее наших городов? И какое место занимают там запроектированные Вами и Вашими коллегами постройки или даже целые комплексы?

— Чтобы представить это более зримо, начну издалека. Государственную премию я в составе авторского коллектива получил за архитектурное решение городка Рось. Это проект, в котором республика реализовала новые подходы к формированию жилой среды. Новизна заключалась в создании гуманной, удобной для человека как по масштабу, так и по архитектурной детали жилой среды, где этажность не превышает 3—4 этажа, где образуются уютные дворы, где транспорт отделен от жилых и общественных территорий, где население обеспечено всеми социальными стандартами обслуживания. Таким я вижу будущее наших населенных мест — больших и малых.

Мне представляется, что градостроительство республики современного периода может позволить себе ставить такую социально оправданную задачу, как создание ориентированной на человека жилой среды с учетом растущих объемов жилищного строительства. Не секрет, что европейские страны ограничивают жилую застройку шестью этажами. Это обосновано не только экономическими расчетами, но и устойчивыми общечеловеческими ценностями, традициями, всем опытом жизни человека на земле.

Архитектуру будущего формирует сама жизнь. К чему мы стремимся? Хотим ли мы, чтобы наши города стали посещаемыми? Да, и поэтому воссоздаем историко-культурный облик наших городов. У нас огромный перечень объектов архитектурного наследия, подлежащих реставрации. Они во многом определяют направления градостроительной политики государства в создании центров туризма.

И вообще, сегодня вся страна заинтересованно работает над формированием полноценной архитектурной среды, созданием ее архитектурных акцентов — начиная с Главы государства, премьера и заканчивая областными и районными руководителями, просто жителями, которые проявляют неподдельный интерес к созданию современного архитектурного облика и возрождению историко-культурных центров Беларуси.

— И последний вопрос: каково чувствовать себя 50-летним?

— Замечательно! Это возраст, когда уже наработан профессиональный опыт, и его с удовольствием (и в удовольствие!) можно реализовывать. Это возраст, когда уже не существует той области в профессии, в которой мне нечего было бы сказать своим коллегам. Приятно видеть результаты общей работы и свой вклад в развитие страны. Это дает мне силы для новых поисков, новых решений, в общем, для творчества. И все это в сочетании с огромным желанием работать дальше, чтобы создавать архитектурные образы, которые будут реализованы, может, через десятилетия. Ведь живем мы не только в реальном трехмерном пространстве — мы живем во времени, формируя облик будущего.

Поэтому и хочется все задуманное воплотить...

Анатолий Иванович много еще рассказывал о генеральных планах наших городов и сел, о новых возможностях строительства, о роли архитектора в устойчивом развитии страны. Внешне сдержанный, он внутренне преображается, когда речь заходит о деле всей его жизни — Архитектуре. Кстати, Анатолий Иванович — официальный куратор нашего журнала. И даже больше — друг, к мнению которого мы прислушиваемся, справедливые замечания воспринимаем конструктивно и с благодарностью. Он — член редколлегии и, пожалуй, самый активный участник формирования архитектурной тематики номеров. Поэтому не удержалась, чтобы не задать еще один вопрос, теперь уже связанный с юбилеем “Архитектуры и строительства”, “родителем” которого является министерство.

— Каким Вы видите будущее нашего журнала и что пожелаете всем, кто его создает, — редколлегии, учредителю, сотрудникам редакции?

— Думаю, будущее у журнала прекрасное — ведь над ним работают настоящие профессионалы. И я желаю всем счастья в творчестве. Впереди у Вас — много новых интересных тем о строительстве в Минске, формировании агрогородков, преобразовании «малых столиц», и, надеюсь, все они будут достойно освещены  на страницах журнала.


 

 

 

 

Читайте также
27.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Кто бросил прошлое и, глупый, цепляется за будущее, будет того презирать весь мир. Махабхарата Уникальность нашего времени заключается в том,...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Среди спортивных держав мира Беларусь держится сегодня на равных. Наши атлеты многократно заявляли о себе громкими победами на соревнованиях самого...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
После Великой Отечественной войны в Минске сохранились только остатки трибун стадиона “Динамо”. Остальные спортивные сооружения были...