Вы здесь

Основные направления в проектировании мебели для общественных зданий в 1960-70-х годах XX в.

Версия для печати

УДК 674.4

В статье рассматривается мебель для общественных зданий, ее классификация, основные материалы из­готовление. Проводится сравнительный анализ традиций и заимствования форм, а также некоторых технологи­ческих приемов в конторской мебели Беларуси 1960-70 гг.

The article examines public furniture for the purposes of mass production , its classification, main materials of construction. It conducts a comparative analysis of form traditions and holdings as well as some manufacturing methods of Belarussian office furniture in 1960-70’s.

Введение

Успешное функционирование общественных зданий в значительной степени определяется удобным, красивым и экономичным оборудованием, одно из основных мест в котором принадлежит мебели. Значение и место мебели в комплексе оборудования общественных зданий является важным и динамично развивающимся аспектом современ­ной культуры. Как часть материальной культуры, мебель оказывает активное влияние на формирование художе­ственного вкуса и культурных навыков людей.

На протяжении всей истории мебели ее типы и раз­новидности, как и системы меблировки помещений, ме­нялись в зависимости от социального уклада общества, назначения учреждений, технологических процессов, происходящих в них. Это в значительной степени опреде­ляло форму, размеры, конструкцию, материал и отделку мебели.

Оборудование общественных зданий всегда строи­лось и строится по принципу комплексной организации всего интерьера, что ограничивает самодовлеющую эсте­тическую роль одного предмета, каждый предмет стано­вится частью общего ансамбля. В начале 1950-х годов, за рубежом появилось прогрессивное направление в раз­витии мебели, характерное выпуском функционально и конструктивно оправданных изделий простых форм. Эти тенденции как наиболее рациональные стали основой для проектирования и изготовлении мебели для обществен­ных зданий во всем мире.

Основная часть

Принципиально новый подход к проектированию и производству мебели для общественных зданий связан с коренными изменениями в строительстве в связи с По­становлением Совета Министров СССР (1959 г.) об устра­нении излишеств в отделке, оборудовании и внутреннем убранстве общественных зданий. Таким образом, был установлен новый порядок проектирования и изготовле­ния мебели для общественных зданий. Проектировать и изготавливать изделия стали на основе принципа взаимо­заменяемости и унификации деталей и элементов, с приме­нением новых и традиционных материалов. Максимально использовались приемы трансформации: складирование, штабелирование, блокирование, объединение в агрегаты и уборка откидных предметов в шкафы-перегородки. Все виды трансформации должны были производиться про­сто, надежно и удобно с наименьшей затратой времени и сил: собранные комплекты должны занимать минималь­ный объем. Механизмы трансформирующихся изделий проектировали конструктивно надежными. Переносная и передвижная мебель выпускалась достаточно легкой и устойчивой.

В конструкции изделий учитывалась легкость ремон­та и замена деталей. При проектировании мебели предус­матривалось удобство ее расстановки, экономное исполь­зование внутреннего пространства помещения. Мебель имела минимальное количество опор и соединений между ними. Цвет, форма, фактура, рисунок дерева или других материалов, используемых для мебели, соответствовали ее назначению и решались с учетом психофизиологиче­ского воздействия на человека. Мебель производилась преимущественно в светлой гамме.

классификация мебели для общественных зданий как организующий фактор, необходимый при ее про­ектировании. Учитывая значительные площади, занятые мебелью в общественных зданиях на период 1960-70х гг, а также постепенный переход ряда функциональных зон из квартиры в общественный сектор, в 60 - 70-е годы пред­полагалось, что для общественных зданий мебели должно производиться больше, чем для жилья. Для определения необходимого количества и упрощения проектной доку­ментации была разработана единая терминология и клас­сификация мебели для общественных зданий

По композиционно-конструктивным признакам ме­бель подразделялась на стационарную и мобильную. К стационарной мебели относили встроенные и пристроен­ные изделия. Мебель встраивается между изолирующими поверхностями или опорами, или между теми и другими, пристраивается к изолирующим плоскостям. Мобильная мебель бывает передвижной и переносной. Та и другая проектируется нескладывающейся и складывающейся. Мебель можно штабелировать надвиганием и надеванием одного изделия на другие, а также трансформировать (от­кидывать, выдвигать и т. п.). Изделия выпускались секци­онно-блочными и отдельно стоящими. В зависимости от характера мебели создавалась та или иная система мебли­ровки: стационарная, мобильная или смешанная.

Конструктивное деление мебели определялась степе­нью ее разборности: сборно-разборные и целые изделия. Каждое изделие состоит из элементов, частей, а они, в свою очередь, из деталей. Существовавшее традиционное деление отдельного изделия на комбинаты (соединение не­скольких узлов), узлы (соединение нескольких деталей) и детали, с позиций массового производства мебели 1960-70 гг., представлялось уже нелогичным. При классификации стали учитывать тенденции технического прогресса, про­никшего в мебельное производство. Отдельные детали на­чали объединять в элементы, которые изготавливались в едином технологическом процессе.

Классификация изделий (корпусные шкафы, мягкие стулья), также претерпела изменения. Нелогичен стал сам принцип классификации, так как в основу ее брались раз­ные свойства, например, корпус (предмет, тело), и мягкий (свойство) и т. д. В связи с этим мебель начали классифи­цировать следующим образом: по функциональным при­знакам мебель разделилась на разряды, а по предметным характеристикам — на группы. Внутри группы изделия классифицируются по типам, уточняющим зависимость предмета от функциональной зоны или вида службы. Типы изделий подразделяются на разновидности, которые определяют композиционно-конструктивные различия и материал элементов, технологию изготовления. Напри­мер: разряд — предметы для сидения; группа — стулья; тип — школьный № 8; вид— консольный из металла, свар­ной, штабелируемый и т. д. Такая классификация была предложена с целью создания единой схемы индексации изделий в пределах системы УДК.

Проекты мебели для функциональных зон разрабаты­вались, как правило, с учетом оборудования учреждений самого крупного типа. Для меблировки зданий с меньшим составом помещений наборы комплектовались путем ис­ключения некоторых типов изделий или групп. Аналогич­ные функциональные зоны различных учреждений ком­плектовались только одинаковыми изделиями.

Проектирование мобильной и стационарной мебели проводилось одними и теми же проектными организаци­ями. При определении конструктивно-композиционных схем и размеров мебели для определенного комплекса, ста­ционарная мебель, связанная с параметрами помещения, архитектоникой и конструкцией здания, всегда выступала как исходное условие для мобильной мебели. Например, на основе секций шкафной перегородки должны были ком­плектоваться отдельно стоящие шкафы, тумбы и т.д.

Общую схему разработки мебели строили по таким этапам:

  1. определение функциональных зон и мест, обеспе­чивающих потребности человека;
  2. выбор рациональных систем меблировки и схем изделий;
  3. составление предварительной номенклатуры;
  4. группировка схем изделий по аналогичным про­изводственно-технологическим признакам;
  5. разработка наборов унифицированных, по воз­можности взаимозаменяемых элементов;
  6. проектирование изделий.

Такие принципы проектирования требовали введения системы модульной координации для большого количе­ства элементов и изделий, прежде всего встроенных. Вве­дение системы модульной координации в проектирование указанной мебели позволило логически увязывать мебель с внутренними объемами и конструкцией здания, дало возможность проводить взаимозаменяемость, унифика­цию деталей и элементов, экономно раскраивать материал.

Для упрощения проектирования встроенной корпус­ной мебели, а также ее элементов, был принят укрупнен­ный модуль 1,5 М—150 мм (разбивочный шаг). Этот мо­дуль был выбран еще и потому, что 15 см были кратны размерам мест (по плану) для установки стационарной встроенной и пристроенной шкафной мебели в зданиях типовой кирпичной и каркасной конструкции. Модуль кратно укладывался по внешним габаритам изделий и их секций. Также нельзя исчислять модуль по осям изделий, так как при этом невозможно разместить секции из раз­личных по толщине материалов между конструкциями здания, собирать из секций встроенной мебели (шкафных перегородок) отдельно стоящие мобильные изделия этих же габаритов.

Учитывая, что большинство стационарных и мобиль­ных шкафных изделий имело корпусные элементы ящич­ного (коробчатого) типа и что наиболее рациональной кон­струкцией считалась щитовая (она в полтора раза дешевле каркасной), для сборки блокируемых секций была пред­ложена определенная конструктивная схема. На ее основе из четырех типовых деталей плит, с неориентированной структурой, собирались четыре типовые секции, которые при блокировании не давали двойных перегородок. Все секции шкафов имели размеры, предусмотренные приня­тым модулем. Применение такого модуля упростило пла­нировку и проектирование изделий с сохранением всех функциональных требований, предъявляемых к мебели, и дало возможность сократить количество типоразмеров элементов. Так, для всех видов шкафов было необходимо иметь всего 64 типоразмера щитов (34 вертикальных и 30 горизонтальных). Применяемые в настоящее время ти­поразмеры в связи с индивидуальным проектированием даже трудно подсчитать.

Практика эксплуатации мебели в общественных зда­ниях показывает, что лучшим материалом для каркасов является металл. Применение металла для несущих карка­сов продлевает срок жизни изделий примерно в три раза, упрощает их конструкцию, сокращает количество опор, улучшает художественный облик предметов.

Проектирование унифицированных элементов прово­дилось по следующим группам:

  • корпусные элементы секционно-ящичного типа и различные плоскости;
  • несущие и другие виды каркасов, погонажные дета­ли для всех групп, типов и видов изделий;
  • все мягкие элементы проектируются и изготавлива­ются с расчетом их использования для всех групп, видов и типов изделий.

Специализация предприятий проводилась, основыва­ясь на этой классификации.

В 1962 году был проведен Всесоюзный конкурс на мебель для наших учреждений. Специальные КБ при совнархозах и ведомствах экспонировали на конкурсной выставке большое количество различного оборудования. Многие образцы заслуживали внимания и были премиро­ваны.

В сентябре 1966 года лучшие фирмы 18-ти стран мира демонстрировали на Международной выставке «Инте­роргтехника-66» экспонаты разнообразной оргтехники, конторской мебели, светильников, некоторых видов ин­женерного оборудования. Экспозиция конторской мебели была столь широкой и разнообразной, что могла бы явить­ся предметом самостоятельной тематической выставки. Примеры мебели и проекты интерьеров конторских поме­щений приведены на рис.1 - рис. 6.

В основе конструктивного решения мебели фирмы «Трау» (рис.1), лежит вариантная схема, позволяющая с помощью ограниченного набора деталей получать всевоз­можные изделия и комбинации изделий с учетом функци­ональных требовании, вызванных различными условиями труда и реальными размерами помещений. Мебель фирмы «Оливетти» серии «Спацио» (рис. 2) из немногих основных деталей позволяет получить 24 комбинации письменных столов и 14 — книжных шкафов. Эта мебель рассчитана на использование различными категориями служащих — от руководителя учреждения до технических работников управленческого аппарата. В соответствии с назначением предусмотрено изменение компоновки столов — их габа­ритов, количества и оснащенности ящиков, материала от­делки и пр.

Особого внимания заслуживает качество мебели. Ис­ключительная точность изготовления способствует бы­строй и правильной сборке при компоновке отдельных блоков мебели, а также надежности и удобству эксплуата­ции: легко и плавно открываются дверцы шкафов, в столах можно быстро изменить расположение тумб или комплек­тацию ящиков, приспособленных для различных видов работы.

При создании мебели учитывались потребности в до­полнительных приспособлениях, например, в пластмас­совых обрамлениях торцов и углов столешниц предусмо­трены специальные отверстия. При желании в них можно вмонтировать настольную лампу, которая создана специ­ально для этой мебели, или поворотную конструкцию для хранения текущих бумаг. При существующем разнообра­зии типов столов, кресел, стульев, шкафов и картотек, ког­да, кажется, все уже выдумано и сделано, дизайнеры смог­ли найти свой стиль, индивидуальное решение.

Определенных успехов добились проектировщики Всесоюзного проектно-конструкторского и технологи­ческого института мебели (ВПКИТИМ) и СПКБ мебели Ленинграда. Они представили целый комплект мебели на металлическом каркасе, выполненной на основе вариант­ной конструктивной схемы. Функциональные вопросы ор­ганизации рабочих мест решены достаточно убедительно.

Выставка показала, что столы и шкафы современных административно-управленческих учреждений не просто абстрактная емкость для хранения бумаг. Мебель спроек­тирована для конкретного использования. Это позволяет предусмотреть максимальные удобства для работы.

Выводы

За период массового освоения производства мебели для общественной среды были разработаны основы про­ектирования данных изделий. Важным критерием стала дифференциация—по назначению, необходимость пере­смотра таких показателей как высоты столов, размеры крышек, глубины ящиков, полок и т. д. Все это было при­ведено в соответствие с реальными условиями работы служащих и тестированными форматами документов.

Внедрение в производство элементов из легкого ме­таллического несущего каркаса решило проблему унифи­кации, сборности и блокировки, облегчило мебель, чего в целиком деревянной мебели очень трудно достичь. Кроме того, конструкция, заложенная в основу номенклатуры, предусматривала блокировку рабочего места с двумя или несколькими рабочими поверхностями под углом друг к другу, что является актуальным и по сей день.

Установлено, что комплекс требований технической эстетики и индустриального производства может быть удовлетворен лишь на основе создания единой системы всесторонне отработанных унифицированных элементов.

Только тогда можно будет успешно сочетать индивидуаль­ные требования человека к организации своего рабочего места с индустриальными методами производства мебели.

Литература

  1. Барташевич, А.А. Конструирование мебели:учебник/ А.А. Барташевич, В.Д.Богуш. Мн.:Выш.Шк., 1998.­343с.
  2. Гнедовский, Д. Методика проектирования контор­ских столов// Техническая эстетика и дизайн. ВНИИ- ТЭ-1969. -Вып.П.-С.8-П
  3. Нешумов, Б. Основные направления в проектировании и производстве мебели для общественных зданий// Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ - 1968. - Вып.8.-С. 18-21
  4. Сомов, Ю. Художественное конструирование кон­торского оборудования// Техническая эстетика и ди­зайн. ВНИИТЭ -1962. - Вып.2.-С.16-20
  5. Филенков, Ю. Конторская мебель на выставке «Ин­тероргтехника 66» // Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ -1967. - Вып.2.-С.4

Статья поступила 18.09.2014 г.

 

Рис.1. Комплект мебели фирмы «Трау»

 

Рис.2. Комплкект мебели фирмы «Оли­ветти»

 

Рис.3. Стулья для учебных зданий на основе унифицирован­ных элементов

 

Набор элементов для комплектации зри­тельных мест и оборудования холла. Набор элементов складируется. Авторы - художник Б.Нешумов, архитектор А.Гришин. Изде­лия выполнены художниками В.Ждановым, Г.Мюллером, М.Диком.

Рис.4. Набор складируемой мебели для комплектования зрительных мест и оборудования холлов

 

Интерьер бухгалтерии с общей стойкой для посетителей. Автор - художник Ю. Пономарев. Для стойки используются секции-картотеки индивидуального пользования. Каждый служащий имеет свой отсек.

Рис.5. Интерьер бухгалтерии с общей стойкой для посетителей. Для стойки используются секции-картотеки. Каждый служащий имеет свой отсек

 

Интерьер отдела, рассчитанного на 6 служащих. Автор—архитектор А. Хамцов. Столы пониженной высоты вдоль стен предусмотрены для работы на пишущих машинках. Картотечные секции блокируются со столом. рабочих крышек и тумб используются. Комплект ящиков тоже устроен по-разному, соответственно характеру работы машинистки.

Рис. 6. Интерьер отдела на 6 служащих. Картотечные секцции блокируются со столом. Комплект ящиков устроен соответственно характеру работы на пишущих машинках


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 773
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...