Вы здесь

«ДизPlay-2013»: праздник дизайна в БГАИ

Версия для печати

С 25 марта по 12 апреля 2013 года в Белорусской государственной академии искусств состоялся III студенческий проектный семинар-конкурс «ДизPlay». Организовало его названное учреждение образования при содействии Министерства культуры Республики Беларусь. Главным партнером организатора выступило минское ЗАО «Атлант».

Проектный и презентационный этапы нынешнего семинара-конкурса, в отличие от двух его предыдущих версий в 2011 и 2012 годах, получились почти что стопроцентно состязательными. Вершиной семинара-конкурса «ДизPlay-2013» стали прошедшие 12 апреля публичные презентации разработанных командами дизайн-концепций, которые раскрывали общую для всех участников тему – «Бытовая техника в жилой среде – 2030». Примечательно, что все восемь команд (проектных групп), находясь в равных спортивных – а «ДизPlay» образца 2013 года можно считать интеллектуальным спортом – условиях, до последнего не знали, кто займет первое, второе и третье места. Ведь прекрасно проявили себя все без исключения команды.

Ключевые слова нынешнего события, представленные в форме девиза, это «Комфорт. Красота. Традиция». Обязательные компоненты каждой дизайн-концепции – средовая ситуация (безопасная и комфортная квартира, наилучшим образом приспособленная для отдыха, творчества, учебы и домашней работы), приготовление пищи (процесс и обслуживающая его бытовая техника), хранение пищи (процесс и обслуживающая его бытовая техника), уход за одеждой (процесс и обслуживающая его бытовая техника), а также пользовательские интерфейсы указанной техники.

На разработку дизайн-концепций участникам отвели неделю. В семи командах было по семь студентов, в одной – восемь. Каждая проектная группа включала в себя примерно в равных долях представителей разных дизайнерских специальностей и специализаций: дизайна средств производства и транспорта, дизайна изделий бытового потребления, дизайна мебели, экспозиционного дизайна, дизайна интерьеров, графического дизайна, дизайна виртуальной среды. От команд требовалось показать и объяснить, какое жилье и наполняющая его бытовая техника могут быть у минчан через семнадцать лет.

Для того чтобы в сжатые сроки команды сумели справиться со сложным заданием, их обогатили полезной информацией в ходе общего дискуссионно-теоретического этапа семинара-конкурса. На этом этапе выступили преподаватели БГАИ, а также специалисты ЗАО «Атлант», Института философии НАН Беларуси, ИООО «Сен-Гобен Строительная Продукция БелРус», ИП «ВЕЛЮКС Мансардные окна», кафедры инженерной психологии и эргономики БГУИР, ООО «Современный каркасный дом», ООО «ДАР-электро» и представительства ООО «Сименс» в Беларуси.

В соответствии с решением жюри первое место заняла проектная группа «В» с дизайн-концепцией под названием «Эксперимент», второе место – проектная группа «C» с дизайн-концепцией «36,6», третье место – проектная группа «A» с дизайн-концепцией «Свободное движение модульных элементов системы, основанное на использовании магнитных панелей и принципе индукции». Команда «B» завоевала и приз зрительских симпатий. Публике пришлась по душе кавээновская форма ее выступления, когда друг друга сменяли авторы всех проектных решений, имевших место в дизайн-концепции.

Словесная квинтэссенция дизайн-концепции «Эксперимент»

Члены проектной группы «B»: Надежда Гапонова, Антон Догуревич, Екатерина Корникова, Владимир Лашук, Дарья Салькова, Екатерина Шелегович, Артем Шемятовец, Татьяна Шклудова. Куратор группы: Дмитрий Жуков, профессор кафедры интерьера и оборудования БГАИ.

Жилая среда – экспериментальная по состоянию на середину 2030 года. Ее главная бытовая особенность – контролируемое автоматически и во многом централизованное питание, хранение продуктов и приготовление пищи.

Здание – многоэтажное, автоматизированное, с близким к нулевому энергобалансом. Электричество оно получает, в частности, от фотоэлектрических панелей из нанокристаллов целлюлозы и каскада вертикально-осевых геликоидных ветрогенераторов, размещенных в ядре жесткости.

В рассматриваемой квартире проживают жена, муж и их разнополые дети-подростки. Интерьер квартиры минималистский. Перегородки – трансформируемые, есть светопрозрачные из стеклянных трубок со светодиодами. Солнечный свет проникает во все уголки квартиры и за счет вращения здания вокруг вертикальной оси.

В центре кухни-столовой – домашний очаг. Его столешница включает в себя, в частности, отделение для квантовой телепортации пищевых продуктов. Над столешницей – вакуумный цилиндр для хранения фруктов и овощей.

Вместо стиральной машины – 3D-принтер. Он создает одежду путем материализации трехмерной модели в отдельных картриджах. Электронное изображение одежды покупается в интернет-магазине.

Убирает квартиру робот-пылесос «Улитка». В нем цилиндр, на поверхности которого липкий гель. Он и вбирает мусор и пыль.

Для управления техникой жильцы используют личный гаджет-амулет. Интерфейс – в виде соломенного четырехгранного паука, взятого из белорусской культуры. Панели интерфейса выплывают и исчезают за счет сигналов мозга человека.

Словесная квинтэссенция дизайн-концепции «36,6»

Члены проектной группы «C»: Анна Балабанович, Даниэлла Белая, Алина Горохова, Юрий Замковенко, Наталья Марченко, Алексей Тумащик, Мария Ярошевич. Куратор группы: Кристина Стрикелева, профессор кафедры теории и истории дизайна БГАИ.

36,6, или 36,6 °С, – это метафора здорового состояния человека, когда все хорошо и все счастливы.

Главная идея дизайн-концепции – объединение всех компонентов по хранению продуктов питания и приготовлению пищи, а также по уходу за одеждой в едином блоке.

Единый блок – поворачивающийся вокруг своей главной оси цилиндр с четырьмя функциональными секторами. Цилиндр встроен в интерьер так, что обращен в сторону помещения только одним сектором. Для того чтобы получать доступ к необходимым секторам, жильцы должны цилиндр проворачивать.

Управление цилиндром – с помощью сенсорной панели, встроенной около него в столешницу, и гаджета (например, айфона). У каждого из секторов – своя панель управления, отвечающая за соответствующий частный блок. Все процессы скрыты от жильцов и выполняются автоматически. На выходе жилец получает, например, готовое блюдо или выстиранную и выглаженную рубашку.

Расположение цилиндра в пространстве обусловливается необходимостью освободить жильцов от нагромождения техники, которая как раз в нем и концентрируется. При этом цилиндр не препятствует созданию индивидуального дизайнерского образа квартиры.

Художественно-образная концепция – единство, соединение, вплетение конструкций, объединение функций, круговая форма, сегменты, мягкие, плавные линии, романтика, идея движения, утонченная элегантность. Цилиндр как фигура вращения – это взаимодействие со всем окружающим, контроль над всеми сферами, получение информации.

Словесная квинтэссенция дизайн-концепции «Свободное движение модульных элементов системы, основанное на использовании магнитных панелей и принципе индукции»

Члены проектной группы «A»: Александра Алисейчик, Елизавета Бутько, Василий Гуринович, Марта Казнадей, Татьяна Семенова, Олеся Чикильдина, Максим Шнип. Куратор группы: Василий Витченко, преподаватель кафедры теории и истории дизайна БГАИ

Проектная задача – создание максимально комфортной среды (кухни), функционально и эмоционально адаптированной к потребностям человека с проекцией на будущее – 2030 год.

Основные моменты для реализации: диалог жильцов и техники, для чего последней следует быть не только «умной» но и «отзывчивой» и «дружелюбной»; максимально быстрое и качественное приготовление пищи при минимальных усилиях жильцов; уютное, безопасное и удобное в эксплуатации пространство, отвечающее всем требованиям, которые предъявляются к жилищу в целом и его кухонной части в частности.

Предложена концепция свободного движения модульных элементов системы, основанного на использовании магнитных панелей и принципе индукции. С помощью данного подхода появляется возможность максимально задействовать пространство по вертикали, тем самым создавая оптимальные зоны для хранения и обеспечивая комфортную деятельность даже в самом маленьком пространстве.

Индукционная плита – электрическая плита, которая разогревает металлическую посуду индуцированными вихревыми токами, создаваемыми магнитным полем.

Основные достоинства выбранной технологии: КПД плиты около 90 %, зависимость мощности от напряжения сети практически отсутствует, отсутствие неприятных запахов, плита быстро остывает после выключения и легко очищается от грязи, большое количество программ приготовления пищи.

 

Любопытные фрагменты из дизайн-концепций групп «D»–«H»

«D»: «Универсальность, мобильность, эстетическая привлекательность кухонного комплекса CosmoNova, простота его взаимодействия с человеком способны превратить привычные процессы в занимательный «полет», результатом которого станет удовлетворение не только жизненно важных потребностей, но и создание окружающей человека гармонии».

«E»: «План дома по форме напоминает солярный символ. Атриум, верхний фонарь, светопрозрачные лифты и лестничные клетки наполняют внутреннюю среду дома светом и воздухом. Дом растет как колос, а его зерна – внутреннее наполнение среды: техника, интерфейс. Древовидная схема расположения жилых модулей и используемые материалы придают зданию природный вид, освежая городскую среду».

«F»: «Многофункциональный автоматизированный комплекс, имеющий вид стенки, занимает оптимальное положение по отношению к рабочей зоне кухни, являясь также отопителем и кондиционером воздуха. Типовой комплекс укомплектован четырьмя камерами: холодильной, морозильной, стиральной и камерой для приготовления пищи. Возможно эксклюзивное функциональное наполнение комплекса».

«G»: «Экоздания с арендуемыми квартирами оснащены крышными ветростеблями. Каждый ветростебель содержит электродные слои и керамические диски, при сжатии генерирующие электрический ток. Сжатие является следствием покачивания стебля на ветру. Предполагается, что ветростебли способны более эффективно вырабатывать электричество, нежели обычные ветроэнергетические установки».

«H»: «Автоматизированная система «Умный дом» под названием «Хатнік» связывает все объекты кухни воедино. В оформлении интерфейса присутствуют традиционные растительные мотивы, а его аудиовизуальной основой служит герой белорусской мифологии Хатнік-аватар. Он может принимать любой облик по желанию жильцов и общается с ними».

 

Самой сильной стороной всех дизайн-концепций безусловно стали изображения, в том числе скетчи и анимационные видеоролики. Что касается текстов, описывающих дизайн-концепции, то они по качественному уровню проиграли изображениям. Видимо, на вдумчивую работу со словом будущим дизайнерам просто не хватило времени. Однако в общем и целом то, что сделали участники семинара-конкурса «ДизPlay-2013» с помощью его организаторов и гостей, не может не вызывать интереса и уважения. Ну а в заключение уместно сказать: “До встречи на семинаре-конкурсе «ДизPlay-2014»!”.


comments powered by HyperComments
Читайте также
02.09.2003 / просмотров: 18 995
Государственный кадастр г. Минска начал формироваться в 1993 г. В качестве первоочередных были выделены четыре подсистемы: государственный земельный...
23.04.2004 / просмотров: 26
Любая качественная выставка в той или иной степени отражает ситуацию в отрасли. Экспозиция одного из наиболее успешных международных выставочных...
07.03.2005 / просмотров: 6 455
Лауреаты конкурса "Дизайн интерьеров: Идеи и реализации" в номинации "Интерьер индивидуального жилого дома" Виктор Кобызев и...