УДК726.71(476) (091)
В статье дается краткая характеристика некоторым объектам белорусской протестантской архитектуры с точки зрения классификации храмов, созданной немецким архитектором Р. Шварцем. Характеристика дается для того, чтобы проследить взаимосвязь белорусской протестантской архитектуры с мировым архитектурным процессом.
This article provides a brief description of some of the objects of the Belarusian Protestant architecture in terms of the classification of the temples created by German architect R. Schwartz. The objects are characterized in order to trace the relationship of Belarusian Protestant architecture and the world architectural process.
ВведениеАктивизировавшаяся в последнее время борьба конфессий за прихожан разворачивается в нескольких аспектах. Это и полемические «круглые столы», это и непосредственная миссионерская деятельность, это и создание привлекательных зазывающих символов, предметов. Эффектные, гармоничные, грамотно «вписанные» в ландшафт или городскую среду выразительные архитектурные объекты являются также своеобразным аргументом в этой полемике-борьбе, потому как являются «лицом» той конфессии, которую они представляют.
Конечно, богословская символика наполняет каждый из подобных объектов. Но насколько она убедительна — зависит от архитектурно-композиционных качеств в купе с функциональной логикой. Проще всего выделить сакральное пространство с помощью использования того или иного христианского символа, среди которых крест наиболее универсален. Крестообразность планов, объёмов, световых проёмов, декоративных деталей и других элементов здания широко распространена и как архитектурный приём, и в качестве символов веры и спасения. Однако крест не исчерпывает творческие возможности превращения церковного здания в пространственную метафору. Начиная с XX века все большее распространение получают и такие типы планировок, как спираль, или еще ветхозаветная скиния — шатер.[1] Свои рекомендации дают самые разнообразные теоретики и практики церковной архитектуры: Е. Устинович, Э. Хикот, М. Элиаде, А.М. Лидов, М. Торгесон и др.
Одной из наиболее интересных нам представляется исследование немецкого архитектора Рудольфа Шварца, который посвятил свою жизнь пространственному воплощению духовных метафор. Этому служит, к примеру, его теория 7 планов. Уже прошло два десятилетия строительства культовых сооружений в Беларуси и можно делать предварительные выводы, анализировать тенденции и прогнозировать дальнейшие ходы... Попытаемся выявить, насколько современная протестантская архитектура Беларуси могла бы соответствовать теоретическим воззрениям выдающегося немецкого архитектора.
Общая частьДаже те, кто не особо осведомлен о Шварце, периодически встречаются с его типологией 7 основных планировок храма (Рис. 1), которые приведены в его книге «Vom Bau der Kirche» (нем. - Из строительства церквей). Эти планы различны по своей сложности как визуально, так и генетически. Первый вид - кольцевая планировка, которую сам Шварц называет «внутренней священностью» (Рис. 1.1) — прихожане окружают алтарь или иной фокус внимания, например, пастора. Второй вариант «Разомкнутое кольцо» (Рис. 1.2) - разновидность первого: опять же паства расположена вокруг точки притяжения, но, как видно из названия, окружность разомкнута. С точки зрения самого Шварца второй вид плана предпочтительнее. В записях о своей архитектурной практике он даёт следующее пояснение: «этот вариант подходит к любому случаю в любое время года»[2]. Одним из ранних примеров такого плана может служить капелла в Бург Ротенфельс. Третья разновидность - «Чаша света» (Рис. 1.3) придает значимости вертикальному измерению в виду появления сложного купола в качестве источника света. По своей сути это тип планировки являет собой все ту же кольцевую планировку, но с обязательным купольным завешением. Четвертый вариант - «Святой путь» (Рис. 1.4) относится к продольным церквям, с которыми читатель наверняка ближе знаком: к нему отно
сится большинство существующих христианских храмов, в основе которых лежит продольная направленность и. В силу этого факта проблематика именно такого типа планировки помимо прочего весьма увлекательна и посвященный ему в теоретических изысканиях Шварца раздел значительно длиннее остальных. Пятая разновидность плана, «темная чаша» (Рис. 1.5), по сути - парабола с алтарем или иной зрительной доминантой в вершине и световые проемами или иными источниками освещения, расположенными на главном (входном) фасаде. Изначально это «завлекающий» вид храма, где лучи параболы символизируют распростертые руки Христа, сидящего в его передней части и желающего принять людей, явившихся к нему, но? по мнению самого Рудольфа Шварца то что на первый взгляд кажется одухотворяющим, затем приобретает несколько иной, менее жизнеутверждающий смысл: «Господь колеблется: хотя он и заключает людей в объятия, но взгляд его вдаль над их головами - в портал, где он видит сцены страшного суда и руки его протянуты к Отцу в поисках милосердия, в прошении о том, чтобы чаша страшного суда при возможности миновала бы, но никого не минует чаша сия». [2]
Последние 2 плана выглядят весьма фантасмагорически, поэтому будут рассмотрены исключительно с целью составления наиболее полной картины теории Рудольфа Шварца. Шестой план, «Купол света» (Рис. 1.6), который Шварц считает наиболее выразительным — «.храм будто распирает от света. Здание состоит из света, который прорывается со всех сторон, отражается от всех поверхностей, сливается со светом и отвечает светом на свет. Земля превращается в звезду и, будто пылая, становится огненной дарохранительнецей в центре которой сидит младенец. Возникает ощущение, что алтарь есть пламя, люди - море огня и каждый из них подобен звезде. Свод прозрачен и бесконечен, будто вечернее небо в горах, он нематериален и блестит золотом, словно там парят небесные создания. Небеса повсюду, земля повсюду - одно перетекает в другое» [2].
Конкретные очертания выглядят неопределенными, и действительно сам Шварц говорит, что этот план может быть реализован по-разному - «любым способом, подразумевающим купание мира в вечном свете». Неопределенным выглядит и седьмой план - «Храм Всех Времен» (Рис. 1.7). Хотя Шварц и приводит эскиз, где 2 окружности соединены продольной галереей, но в своем тексте он отводит немного внимания форме церкви или ее соборной части, говоря об этом как «это план выше всех планов и никому его не построить» [2]. Возможно, с развитием строительной науки и, как следствие, архитектурной мысли последние 2 типа планировки также в будущем обретут воплощение и послужат рекомендациями для проектирования объектов сакральной архитектуры.
Планы не должны восприниматься как непосредственные архитектурные проекты с подробной детализацией по планировке и высотам, но в первую очередь, по крайней мере, большинство из них, как эскиз конфигурации проекта, концепции того, как паства формирует пространство и располагается в нем. Той концепции лежит в основе архитектурного облика молельного дома. Церковная сакральность воспринимается как расширение возможностей тех, кто создает жизненное пространство для молящихся. Немецкий писатель-экспрессионист Альфред Дёблин даже предположил, что то, что Шварц фокусируется на приходе в Фронляйхнамскирхе в Ааахене, построенной по проекту самого Шварца, привносит элемент демократичности в старую авторитарную структуру церковного зала: сами люди определяют и создают сакральное пространство. [2]
Ключ к пониманию связи между теорией Шварца и ее воплощением на практике это отношения между Ringkirche (нем. - «храм-кольцо») и Wegkirche (нем. - «храм-путь»), то есть отношения между двумя вариантами организации размещения прихожан: кольцо, ориентированное внутрь или идущее вперед сообщество. Первый план изначально похож на окружность, но Шварцем термин «храм-кольцо» используется также и в качестве обозначения для второго плана — разомкнутого кольца и, по всей видимости, третьего, где под сложным куполом скрывается все та же окружность.
«Храм-кольцо» подразумевает под собой расположение людей таким образом, что они могут видеть не только священнослужителей, но и друг друга. Как бы рассматривать друг друга через фокус стремления к Богу.
Храм-путь наиболее представлен на четвертом типе плана - священного пути, который собирает людей вместе, будто они идут вперед возглавляемые священником. Хотя определенные его черты прослеживаются и в «темной чаше» - пятом типе плана.
В то время как первые 3 типа план характерны для расположения людей в большинстве случаев их собрания, в том числе и молящегося общества, четвертый и пятый имеют большое значение в традиционной архитектуре, которая известна читателям Шварца. И, что более важно, они представляют собой противоположность «разомкнутого кольца». Потому и неудивительно, что этому плану посвящено больше внимания со стороны Шварца. Мнение Шварца о священном пути с одной стороны негативное: «люди не могут чувствовать связь друг с другом, смотреть друг на друга, входить в контакт», но с другой точки зрения Шварц осознает (и возможно гораздо лучше, чем большинство пишущих о теории храмовой архитектуры) что продольно ориентированные церкви предназначены для движения процессии. «В прежние времена богослужения были активнее, но многое из этого ушло».
Продолжающееся в единении движение - процессия с ее моделью «пути вперед, единения и возврата». Характерно, что Шварц делает особый упор на момент единения. Что же до возвращения, он признает, что это воспринимается как «возврат в мир, к делам мирским» — но в то же время предполагает, что в этом — «глубокое и наиболее естественное значение пути к порталу и таким образом к Страшному Суду, который портал олицетворяет, евхаристическим ужином как пищей в дорогу».
В белорусской протестантской сакральной архитектуре, по-видимому, этот прием был более распространен во времена реформации XVI - XVII вв., нежели сейчас. По крайней мере именно такие памятники архитектуры, как кальвинские сборы в Сморгони и Кухтичах, чьи планы в виде правильных многоугольников как раз и обеспечивают то самое круговое расположение людей во время службы. Так, внутреннее пространство Сморгонского сбора (Рис. 2) представляет собой круглый зал, перекрытый сферическим куполом. Однако снаружи он «одет» в неравносторонний восьмигранный объём: с юга и с севера его грани вдвое больше остальных и имеют по два световых проема, в то время как другие — по одному. [3].
Основной объём Кухтичского сбора имеет 12-гранную форму, довольно сложную при реализации в строительстве при тогдашних методах разбивки плана без геодезических инструментов. Эта геометрическая форма из глубокой древности символизирует гармонию Вселенной, что, очевидно, является главной идеей храма. Внутреннее пространство представляет круглый зал со стенами, раскрепованными пилястрами и завершенными профилированными карнизами. (Рис. 3) Раньше она, достоверно, перекрывалась сомкнутым куполом (теперь в интерьере деревянный потолок, а над ним шатровая крыша). [3]
С другой стороны, поскольку образ «храма-пути», как упоминает Шварц, наиболее распространен, то в истории белорусской протестантской архитектуры можно найти немало аналогов и этого типа церковной планировки: Кальвинский сбор в Заславле, поставленный в 1577 в центре замковых укреплений, изначально представлял собой близкий к скинии прямоугольный объём, накрытый высоким клинообразным крышам, без алтарной апсиды. [3]. Еще более сходство с ветхозаветной скинией в пропорциях и форме плана имел кальвинский сбор в Жодишках (Сморгонский район), построенный в 1600 г. Соотношения ширины и длины его прямоугольного плана точно соответствуют 1:3, как в скинии Моисея, но внутри его пространство было визуально разделено на четыре части. Это сделано посредством стеновых пилонов, на которые опираются подпружные арки цилиндрического свода с распалубками, что перекрывает сильно вытянутый в продольном направлении интерьер храма. [3]
Если же говорить о современных протестантских храмах, то в некоторых из них трудно выявить один характерный тип планировки. Так, например, храм ХВЕ в Колодищах (арх. А.А. Андреюк) (Рис. 4) имеет ярко выраженную продольную ориентацию, что вкупе с организацией светового фронта позволяет причислить его к типу «храма-пути» — продольно ориентированный храм с акцентированными световыми проемами торцевыми фасадами. При этом центральный объем храма имеет форму близкую к разомкнутому кольцу, что дает возможность разместить прихожан и согласно типу «храма- кольца». Такие минские храмы, как церковь «Свет Евангелия» на ул. Райниса (арх. Н.В.Севбитов) (Рис. 5) или церковь «Благодать» на ул. Гурского (арх. В.Д.Никитин) по организации внутреннего пространства тяготеют к образу «храма-пути», но в виду того, что их архитектурный облик не имеет ярко выраженной ориентации исключительно вдоль центральной оси, то возможна и организация внутреннего пространства, соответствующая «кольцевому» храму. Более ярко выражены элементы «храма-пути» в таких культовых объектах, как протестантские храмы в Березе, Кобрине, ряд храмов в Барановичах (церкви «Спасение», «Вознесение», храм адвентистов Седьмого Дня) (Брестская обл.) - можно предположить что такая планировка продиктована тем, что продольная ориентация вдоль одной оси продиктована во-первых фактом исторически сложившегося в Беларуси архитектурного облика храмового сооружения, а во-вторых наличием у большинства протестантских храмов характерной сопутствующей функции культурно-массового учреждения, где проходят разнообразные концерты и внецерковные собрания.
Заключение: Несмотря на то, что проектирование протестантских храмов в Беларуси происходит инстинктивно-эмпирическим путем без следования архитектурной традиции и при отсутствии специализированной технико-рекомендательной литературы, тем не менее, можно отметить, что проекты, созданные белорусскими архитекторами, имеют определенную взаимосвязь с типологическими примерами, разработанными крупными теоретиками сакральной архитектуры. Таким образом, можно прийти к выводу, что протестантские храмы в своей планировке ориентированы на объединение равных людей, где священник не более чем посредник, организатор. Для современной белорусской протестантской архитектуры наиболее характерны продольно ориентированные храмы, которые наиболее соответствуют архитектурному облику храма в понимании белорусского как производителя-ар- хитектора, так и конечного потребителя-прихожанина.
Литература
1. Лаврецкий Н.Г. Храм - путь от дома к Космосу/Н.Г. Лаврецкий// Архитектура и Строительство - 2010 - № 3. С. 104-105.
2. Kieckheffer, Richard. Rudolf Schwarz: Modern Churches in a Modern Culture/ Richard Kieckheffer// Theology in Stone - Church Architecture from Byzantium to Berkeley/ Richard Kieckheffer - Нью-Йорк. Oxford University Press — 2005С. 229-264.
3. Габрусь Т. Мураваныя харалы: Сакральная архтэктура беларускага барока. — Мгнск,: Ураджай,: 2001. — С. 84-90.
Поступила в редакцию 10.01.2013 г.