Вы здесь

Трансформация мебели и оборудования как средство оптимизации интерьера

Версия для печати

УДК 674. 72.01

В английском языке слово transform обозначает «преображать, превращать». В принципе, трансформер - это любой предмет, конфигурацию которого можно целенаправленно изменить. Целью изменения конфигурации мебели и оборудования является чаще всего экономия пространства с сохранением либо изменением его функционального назначения в процессе трансформации. Однако, целевые установки и приоритеты в разработке трансформируемой мебели постоянно меняются, как и материалы, конструкции, технологии, наше представление о комфорте, уклад жизни...

Введение

Популярность мебели-трансформера во всем мире закономерна: с ростом уровня урбанизации все выше це­нится практичность и ощущение комфорта и все мень­ше остается свободных площадей для реализации этих ценностей. Сегодня трансформируемая мебель занимает особое место в интерьере нашего дома, ее многофункци­ональность позволяет не только моделировать простран­ство в зависимости от конкретной ситуации, но и ре­шать массу проблем по организации жизнедеятельности. Трансформируемая мебель «сравнительно легко и быстро меняет свое назначение, в каждом новом пространствен­ном сочетании решая новую функциональную задачу. Это позволяет на небольшой площади и с минимальным ко­личеством предметов обеспечить выполнение достаточно широкой функциональной программы»[1, с.180].

Наряду с развитием мебели с несколькими функция­ми, обусловленной появлением типового и ограниченного по площади жилья, развивается и эксклюзивная дизайнер­ская мебель, при создании которой процесс формотворче­ства первичен.

Интерьер общежития отличается широкой функци­ональной программой и имеющихся площадей для реа­лизации данной программы оказывается недостаточно. Поэтому пользователям приходится прибегать к много - вариантному использованию имеющейся площади и при­влечению самых разных способов трансформации мебели и прочего оборудования.

Основная часть. Сегодняшняя мебель вобрала в себя традиции прошлых времен. Если анализировать историю развития многофункциональной трансформируемой ме­бели, можно вспомнить рачительных немцев, начавших встраивать ящики для хранения белья в кровати для при­слуги, и английских миссионеров, использовавших комо­ды-чемоданы, которые стали отличительным атрибутом колониального стиля.

Существующие способы трансформации можно ус­ловно разделить на две группы:

  • Первая группа включает в себя виды трансформации пространства с помощью конструктивных элемен­тов интерьера:
    • использование передвижных перегородок, способ­ных на определенное время разделить существу­ющее пространство, изменить его геометрию и размеры;
    • использование раздвижных экранов, способных сохранить изоляцию отдельных зон, либо обеспе­чить связь между ними на нужный отрезок вре­мени;
    • использование подиумов.
  • Вторая группа включает в себя способы и приемы, обеспечивающие экономию места путем:
    • изменения габаритов мебели и оборудования за счет откидывающихся, вращающихся, выдвигаю­щихся и т.п. элементов (метод габаритных транс­формаций);
    • изменение отметок размещения мебели и оборудо­вания (метод изменения уровня размещения);
    • перевода их из компактного состояния в разверну­тое и наоборот (метод компактного складиро­вания, включающий метод эластичной компо - новки, метод оболочки, метод конструктора и метод матрешки);
    • размещения функциональных зон на разных уров­нях (метод вертикального смещения);
    • вращения вокруг своих осей (метод “переверты­ша”). Каждое новое положение позволяет решить иную функциональную задачу, т.е. один предмет может заменить группу предметов в пространстве комнаты, экономя при этом площадь;
    • отказа от проходов и собирание мебели в компакт­ный блок (метод прессования).

Трансформируемые конструктивные элементы инте­рьера обеспечивают физическое или визуальное члене­ние пространства. Используются разнообразные способы устройства раздвижных перегородок по прямым и кри­волинейным направляющим, трансформирующие про­странство. Экраны могут жестко фиксироваться, а могут сдвигаться, обеспечивая цельность внутреннего простран­ства, могут перемещаться по прямым и криволинейным на­правляющим, закрепленным только вверху или внизу, или вверху и внизу, могут скрываться в специальных кассетах, а могут устанавливаться открытым способом (рис.1);

Рисунок 1 - Курсовая работа студ. Купрейчик О.

Следующий пример может быть проиллюстрирован рисунком 1. Рама, равная по размерам стене, выдвигается по горизонтальным направляющим, обеспечивая возмож­ность растягивания гамака для отдыха в дневное время и работы на откидном оборудовании большой площади. За­двинутая на место рама освобождает комнату для организа­ции зоны сна с большой раздвигающейся кроватью (рис. 2).

Рисунок 2 - Курсовая работа студ. Лума К.

Если в одну из боковых граней подобной панели встраивается вертикальная ось и панель имеет возмож­ность менять положение подобно дверному полотну, то, перемещаясь в пространстве комнаты, она может стать опорой для рабочей поверхности, вращающейся вокруг го­ризонтальной оси (рис. 3).

Рисунок 3 - трансформируемая панель-каркас

Выбор способа разграничения пространства оказы­вается предельно важным для решения интерьера жилой комнаты общежития в тех случаях, когда предполагает­ся проживание не одного, а двух и более человек. В этих случаях разграничители пространств играют решающую роль для выделения и обозначения приватных пространств интерьера, позволяет решить глобальную задачу персони­фикации “своего“ пространства, “своего” мира (рис. 4). При этом степень визуальной открытости или закрытости отдельных зон определяется психотипом потребителей пространства. А затем наступает время решения частных задач, таких, как обозначение границ подзон для учебы, отдыха, хранения вещей и т.п. И опять характер вводимых экранов определяется психологическими особенностями будущих жильцов.

Рисунок 4 - курсовая работа студ. Кержковской С.

В качестве конструктивного элемента интерьера как основы трансформации может служить подиум. Если он используется в ночное время для сна и на него уклады­вается матрац и постельные принадлежности, а днем он служит для работы и дневного отдыха, то мы имеем дело с трансформацией за счет многофункционального исполь­зования мебельных конструкций. Подиум может исполь­зоваться для сидения, если к его краю придвигается стол. Тогда высота подиума определяется антропометрически­ми данными пользователя, и потребуются ступеньки для подъема на подиум (рис.5, а). Высота подиума может быть уменьшена на высоту накладных подушек для сидения (рис. 5, б). В дневное время на освобожденном от спаль­ного места подиуме может разворачиваться нормальное рабочее место.

Рисунок 5 - курсовая работа студ. Каменской Т.

Способы применения методов трансформации для разнохарактерного использования помещения в разное время суток, для решения различных функциональных задач за счет освободившегося места весьма многочислен­ны и разнообразны.

Прежде всего, можно использовать метод эластичной компоновки мебельных модулей. Подобие формы моду­лей (например, табуретов, стульев, матрацев) позволяют складывать их один на один и получать компактный объ­ем, освобождая площадь в помещении для разнообраз­ных нужд (рис. 6).

Рисунок 6 - Пуфы хранятся в специальных стенных нишах. Курсовая работа студ. Петровой А.

Если в методе эластичной компоновки используются подобные по форме и одинаковые по размерам мебельные элементы, то в методе матрешки меняются размеры эле­ментов при сохранении общей геометрии формы. Это по­зволяет задвигать их друг в друга, получая в собранном виде минимальный по размеру модуль (рис. 7).

Рисунок 7 - Курсовая работа студ. Жилинского Е.

Когда Джо Коломбо в работах 1968 года убрал про­ходы между отдельными мебельными модулями - кро­ватью, прикроватной тумбочкой, чайным и туалетным столиками, подвесил к потолку аудио- и видеоаппарату­ру, он в результате получил монолит, позволяющий эко­номить площадь методом прессования. Это хорошо видно в мебельных выставках того времени, демонстрирующих вариации мебельных островков-блоков, позволяющих ре­шать комплекс бытовых задач (рис. 8) [3].

Рисунок 8 - Visiona 1969, жилая структура, состоящая из центрального, ночного и кухонного функциональных бло­ков. Арх. Джо Коломбо

Метод оболочки предусматривает трансформацию мебели за счет наполнения оболочки воздухом, водой или полимерным наполнителем.

Следующим примером высвобождения площади ком­наты может служить метод изменения уровня размещения предметов мебели (рис. 9)[4]. Практика показывает, что в жилых комнатах общежитий есть возможность поднять кровать и закрепить ее на такой отметке, чтобы появилась возможность на освободившейся площади под ней органи­зовать рабочее место, место для приема гостей, складиро­вания вещей, занятий физкультурой и т.д.

Рисунок 9 - Спальное место крепится к потолку и опуска­ется на нужную высоту Арх. Р Арриджо. 2011 г.

Частным случаем этого способа трансформации слу­жит двухуровневое размещение кроватей, где желательно

обеспечить возможность доступа к каждому спальному месту с разных сторон, чтобы не нарушать их приватность и обособленность.

При трансформации мебели и оборудования для эко­номии площади широкое распространение получают следующие способы: выдвигание (выкатывание), отки­дывание (вокруг горизонтальной оси), разворот (вокруг вертикальной оси).

Выдвижные элементы служат, прежде всего, для уве­личения поверхности рабочих и обеденных столов. Чаще всего используются щиты, перемещающиеся по горизон­тальным направляющим. Для временного отдыха (дива­ны), хранения вещей (ящики, расположенные под кроватя­ми, подиумами, в нижних секциях шкафов), сна (матрацы и постельные принадлежности) изготавливаются уже бо­лее капитальные конструкции, зачастую использующие одновременно направляющие и ролики.

Откидные элементы - это чаще всего столы для рабо­ты и приема пищи, кровати. В этих случаях используется горизонтальная ось вращения.

Вертикальная ось вращения дает возможность пере­мещать навесные (закрепленные на пристенных панелях или других опорных элементах) полки и шкафчики, созда­вать основу для столов (рис. 10) [3].

Рисунок 10 - Семь полок собраны на единую ось и могут вокруг неё свободно вращаться. Конструкцию можно раз­мещать как вдоль стены, так и в центре помещения. Арх. А. Кастильони. 1990 г

Важно отметить, что названные способы трансфор­мации могут использоваться комплексно, сочетаясь друг с другом. Джо Коломбо в своей работе сочетает способы откидывания и разворота. Кровать откидывается в днев­ное время в нишу, дверное полотно с навешенными эле­ментами разворачивается, закрывая шкаф и полностью освобождая пространство комнаты (рис. 11) [3].

Рисунок 11 - Обитаемый контейнер. Арх. Джо Коломбо. 1971 г

В рассматриваемой выше работе Т. Каменской (см. рис. 4) выдвигающаяся на ночь кровать в дневное время частично задвигается под подиум, оставшаяся часть стано­вится сидением, от стены откидывается плоскость, кото­рая может быть использована для работы. Таким образом, мы сталкиваемся со случаем одновременного использова­ния двух способов - выкатывания и откидывания.

Каждый из показанных способов может иметь ступен­чатый характер. Так, в работе того же Джо Коломбо для того, чтобы закрепить кровать в приготовленной для нее нише, надо предварительно сложить и закрепить полог кровати (рис.12).

Рисунок 12 - собственная подвижная оболочка зоны сна с системой программируемых цвето-свето-звуковых эф­фектов, напоминающая сдвижной верх кабриолета. Арх. ДжоКоломбо. 1969 г.

Метод перевертыша имеет двойную модификацию. В рамках первой модификации наблюдается использование одинарного мебельного модуля, чьи функции меняются при изменении его положения по отношению к его основ­ной горизонтальной оси, при перемещении в пространстве комнаты.

Рассматриваемый пример показывает, что мебельный элемент проектируется как законченное целое, его габа­риты не меняются. В процессе трансформации меняются лишь грани, на которые устанавливается мебельный эле­мент, поворачиваясь вокруг своей горизонтальной оси. В каждом новом положении он позволяет решить новую функциональную задачу - сидение, отдых в позиции полу­лежа, использование чайного столика, высокого табурета возле барной стойки (рис. 13)[5].

Рисунок 13 - Многофункциональный стул Tona. Арх. Д. Гонсалес. 2011 г.

Вторая модификация прослеживается в работе Джо Коломбо, который собирает мебельный элемент из двух модулей. Наличие нескольких соединительных гнезд по­зволяет по-разному скреплять эти модули между собой, получая компактное кресло с повышенной отметкой сиде­ния и низкие напольные сидения с высокой и заниженной спинками. Развороты модулей вокруг горизонтальной оси, т.е. использование метода перевертыша, позволяют полу­чать горизонтальные и наклонные плоскости для сидения и лежания (рис.14) [3].

Рисунок 14 - мультикресло. Арх. Джо Коломбо. 1969 г.

Своеобразной трансформации должна постоянно под­вергаться детская мебель[2]. Родителям ну жно учитывать из­менения в антропометрических данных ребенка и выдержи­вать необходимые уровни рабочих поверхностей (рис. 15) [6].

Рисунок 15 - «растущая» мебель.

Принципы мебельного конструктора позволяют бы­стро собирать и в случае необходимости быстро перекомпо­новывать шкафные стенки. Каждый элемент такого шкафа представляет собой независимый самостоятельный модуль.

Заключение

С течением времени трансформируемая мебель ста­новится все более разнообразной, стильной и изысканной, все реже воспринимается как вынужденная мера обу­стройства дешевого маломерного жилья, все чаще требует вложения значительных средств.

Продолжаются эксперименты по оборудованию ме­бельных узлов механическими, а позже электрическими и пневматическими приспособлениями, например, систе­мами программируемых цвето-свето-звуковых эффектов, применению интерактивных и прочих инновационных технологий. Появление мебели-попкорна, которая приво­дится в рабочее состояние нагреванием, гибкой мебели, умной мебели, способной принимать и запоминать фор­му, говорит о неослабевающем интересе архитекторов-ди- зайнеров к этой теме.

Литература

  1. Пономарева, ЕС. Интерьер гражданских зданий: Учеб.пособие. // ЕС. Пономарева. - Мн.:Вышэйшая школа, 1991. - 255 с.
  2. Агранович-Пономарева, ЕС. Интерьер и предетный дизайн жилых зданий: Учеб.пособие. //ЕС. Пономаре­ва, Н.И. Аладова. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2005. - 352 с.
  3. Архитектура и проектирование: Справочник // [Элек­тронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: ]]>http://arx]]>. novosibdom.ru/node/562 - Дата доступа: 20.01.2014.
  4. Архитектура и интерьер // [Электронный ресурс]. 2014. - Режим доступа: ]]>http://www.novate.ru/files/]]> u31123/Renato-Arrigo-1.jpg-Дата доступа: 04.02.2014.
  5. Архитектура и интерьер: Идеи Вашего дома // [Элек­тронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http:// ]]>www.novate.ru/blogs/130108/8257]]> - Дата доступа : 02.02.2014.
  6. Designboom magazine // [Электронный ресурс]. - 2014. Режим доступа: http/designboom.com - Дата до­ступа : 04.02.2014..

TRANSFORMATION OF FURNITURE AND EQUIPMENT AS FACILITY OF INTERIORS IMPROVEMENT Mazanik A.V.

This article presents different ways of interior transformation for perfection of architectural environment. The first way is a transformation of space with help of constructive elements of interior. The next way - the building of two- and three-storied furniture complexes. And once more way - conversation, implementing changes of furniture. The transformation is an most efficient method for improvement of the conditions of life in student hotels.

Поступила в редакцию 11 августа 2014 г.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 773
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...