Вы здесь

Диалог с городом. Детские ответы на взрослые вопросы

«В век сверкающих небоскребов…..
мы остаемся людьми и, как всегда,
смотрим на мир с высоты 170 сантиметров от земли».
Ле Корбюзье

Так как Его Величество Город постоянно меняет свой лик, отбрасывает старые маски-образы и облачается в новые, вступает в конфликт с собой прошлым и заигрывает с собой будущим, то вопрос: «что есть Город, какова его форма и место в нем Человека?» постоянно витает в воздухе и не теряет своей актуальности. Однако мы не будем вдаваться в генетический анализ определения данного понятия, а попытаемся наметить тенденции городского развития и почувствовать ту границу, на которой встречаются Город и Человек, выстроить диалог, выслушав видения и пожелания обеих сторон.

Город: Вы, урбанисты, взирая на меня с высоты птичьего полета и там, в «облаках», бросая взгляды на плоские крыши строений, извивающиеся серые артерии дорог, созданные вашими же предшественниками, на зеленые оазисы и голубые зеркала воды, нанесенные матерью-природой, на которые вы то и дело посягаете, можете ли вы услышать ритм моего «сердца», оценить пределы моего развития, определить мои потребности, предугадать мой облик, заглядывая в будущее на 15 и даже 30 лет? А сами-то вы кто и какое право имеете решать, куда и как мне расти и когда остановиться?

Урбанист: Бесспорно, тут ты меня застал врасплох. Я мог бы выставить вперед свой профессионализм и похвастаться уровнем культуры, кричать, что имею чувство пространства и привязанность к масштабу, и потому МОГУ! Однако что я могу? Знаешь, иногда наедине с собой я позволяю себе откровенность и малодушие. Созидательность? Гуманность? Красота?.. Возможно, я исчерпал свой творческий потенциал, покрылся толстым слоем занафталиненых идей, нормативных ограничений, пожелтевших штампов, типовых решений, не оправдавших себя за долгие годы регламентов и бесполезных клише. И вот теперь стою на входе во второе тысячелетие, ощущая растерянность и вину перед своей Миссией.

Так что я МОГУ? Спуститься ВНИЗ, окунуться в твою жизнь, научиться слышать твою музыку, вдыхать воздух твоих улиц, видеть твоих обитателей, чувствовать Место, ДУМАТЬ. Я могу стать – Человеком.

Город: Ммммммм… Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценно-стей. В эпоху глобализации и информационно-коммуникативных технологий, изменения климата, которое вызывает растущее число катастроф на планете, и, наконец, урбанизации я, с одной стороны, открываю огромные возможности для создания ценностей, благосостояния и являюсь движущей силой мировой торговли, связующим звеном финансовых рынков и сервисным центром информационного общества. С другой – концентрация человеческой активности несет необратимые модификации в структурах потребления: меняется характер использования земли, воды, энергии, других ресур-сов. Сегодня я – источник весьма тревожных тенденций в области соци-альной маргинализации и отчуждения. А слово «комфорт» утонуло в море таких понятий, как «рост», «развитие», «освоение», «получение прибыли». Где любовь к месту, полнота жизни, удовлетворенность бытием?

Урбанист: Я, как могу, попытаюсь изложить тебе пространственные механизмы комфортной среды обитания, но для того чтобы речь моя не звучала абстрактно, буду выстраивать свои рассуждения на примере конкретного города. Возьмем, к примеру, белорусский город Брест, находящийся на границе двух Европ – Западной и Восточной. Так вот, стратегия формирования «нового» города предусматривает достижение таких градостроительных параметров, которые отвечали бы как старым, так и современным социальным требованиям. Новый генеральный план страны (ГСКТО Республики Беларусь), созданный главным генератором урбанистических идей и разработчиком градостроительной документации УП «БелНИИПградостроительства», классифицирует Брест как крупный город национального значения, центр области и внутриобластного региона. Город относится к многофункциональному типу, является технопарком, потенциальным центром промышленного кластера, а также транспортным узлом и ядром туризма национального уровня. И поскольку перспектива Бреста довольно широка, то, естественно, появляется необходимость осмысления его территории с человеческой позиции. Важно создать для Человека здоровую, благоприятную и комфортную среду обитания, возобновить дружественный диалог между антропогенным и природным окруже-нием.

Синтез эргономики и функционализма – также один из критериев качества.

В первую очередь, размышляя о благоприятной городской среде, хотелось бы обратиться непосредственно к ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ города, обеспечивающей как эстетическое удовольствие, так и информационный комфорт. Согласно закону «отрицание отрицания», каждое поколение требует обновления в стиле и характере застройки. Однако людям свойственно привыкать к окружающему бытию, где каждое здание несет и функциональную, и эстетическую, и духовную нагрузку. И все же уникальность внешнего облика городов является следствием яркости и самобытности местного зодчества. Ценность места хранит история, которая переплетает между собой нити судьбы, образа, характера и формирует его индивидуальность.

Выбранный в качестве примера город – один из древнейших в Бе-ларуси. Городище Бреста размещалось в пойме слияния двух рек на мысу, образованном правым берегом Буга и левым рукавом Мухавца. Новый период его градостроительного развития начался со строительства крепости на территории старого места. В результате сложилось образование из двух звеньев: крепости с обслуживающими ее зданиями и собственно нового города, вынесенного на форштадты. В связи со строительством крепости вся жилая застройка была перенесена на расстояние примерно в 2 км от древнего городища. И все это время Брест всеми своими дорогами пытается снова уйти на свою малую родину. Он тянется в центр, туда, откуда вышел и куда ему рано или поздно суждено вернуться. Сегодня мы наблюдаем эти перемены в жизни, переход от военной оборонительной функции к мемориальной и, наконец, превращение в активный административно-деловой центр современного города.

Город: (улыбается) Знаешь, мы все больше начинаем понимать друг друга, но я все же выражаю бурное негодование унылой, монотонной и единообразной застройкой и объявляю бескомпромиссную войну безликости. Как люди украшают себя драгоценностями, так и городу необходимы акценты, подчеркивающие его значимость, характер, статус, узнаваемость. Но здесь очень важен хороший архитектурный вкус и культура деталей. Именно здесь ты можешь проявить свой талант зодчего, так чего же ты ждешь!?

Урбанист: Да, мне свойственно стремление к красоте и совершенству. Но зачастую я забываю о пространстве и выражаю свое стремление улучшить город, надменно глядя на его образ в масштабе 1:10000 сверху и редко задумываясь, как он живет в глубине этого листа бумаги. Поэтому отныне тезой формирования облика современного города провозглашаю ансамблевость и силуэтность при сохранении исторического наследия.

Задача планировщика пространства заключается в правильном выборе цветового решения, создании неповторимого вечернего освещения, ис-пользовании элементов сезонного дизайна, знаковых образов, оригинальных малых архитектурных форм и городской мебели, ландшафта и скульптуры. Все это формирует имидж города и образует разнообразную информативную среду жизнедеятельности, которая необходима человеку для ориентации в пространстве.

Очень важно сохранить историческую ткань города. Кварталы с застройкой конца XIX века и «запольских часув». Вся эта архитектура сомасштабна человеку и находится в гармонии с ним. Потенциал использования дворовых пространств исторической застройки – не-большие кафе, картинные галереи, магазинчики, салоны, мастерские, лавки, дворы – это тоже лицо и индивидуальность Бреста.

Говоря об ансамблевости, важно отметить единое цветовое решение за-стройки целых улиц, гармоничность и актуальность малых форм.
 
                                                  

Брест – это приграничный город, это ворота в республику, а потому очень важно, как город вас встретит, важны его силуэт, видовые и панорамные точки, обзор с основных подъездных магистралей. Ведь принадлежность к месту начинается с его понятности, узнаваемости и ориентации. Попадая в среду, человек в первую очередь начинает искать ориентиры и только тогда двигаться и осваивать пространство.

Брест – перспективный молодой центр с древней 1000-летней историей, город с большим будущим и огромной энергетикой. Наша задача – сделать его уютным и комфортным, сохраняя все самое ценное, что в нем есть.

Город: Лекарство против однообразия?

Урбанист: Своего рода. Каждая страна ищет свой собственный потенциал. У нас в Беларуси сильная традиционная школа градостроительства, наши города живут и развиваются в соответствии с проектными концепциями, мы предоставляем широкий спектр экспортных услуг в области территориального планирования. Тем не менее сегодня городские территории используются неэффективно, в то время как города продолжают свой рост, поглощая сельские территории и ценные угодья. Грубое и однозначное деление функций заставляет жизнь втискиваться в формы, которые ей уже совсем не по размеру.

Отсутствие многофункциональных самодостаточных пространств ведет к социальной изоляции и деградации общества. Выход один – холистическое планирование, ведущее к комплексному ос-воению территорий, которые станут ареалом комфортной, безопасной, качественно новой среды обитания.

Создание мо́дусов (от лат. modus — мера, способ, образ, вид) новых территориальных единиц – кварталов многофункциональной жилой застройки. Это более комфортная, человечная альтернатива микро-району.

Для модуса характерно: многофункциональная территория (жилье + об-служивание + отдых + работа на небольшой территории 3–4 га); меньшая плотность, этажность зданий 3–4 этажа; комфортная среда обитания (особое внимание благоустройству, озеленению); разнообразие среды; территория, огражденная по периметру застройкой; кварталы размером ~150х200 м, внутри свободные от транспорта (перехватывающие стоянки-паркинги); возвращение понятий «свой двор «ответственность».
 
                                                

Новый Брест прорисовывается в трех принципиально разных по характеру застройки направлениях. Первая ось северо-западного направления – это среда, ориентированная на новые стандарты жизни – среднеэтажная жилая застройка (модусы), сомасштабная человеку, с уютными дворовыми зелеными пространствами, заключенными в кварталы, что характерно для архитектуры Бреста XIX века. Вторая ось представляет собой «будущий мир», который сочетает урбанистическое UP-строительство, свежие передовые технологии, инновационность пространственных решений, презентационную образность и новый силуэт «Брест-сити». Такое направление создает территориальный потенциал для привлечения инвестиций, бизнеса и развития местной экономики. И, наконец, третья планировочная ось – усадебная застройка высокого качества типа «даун-таун» для удовлетворения потребностей различных социальных групп. Усиление водно-зеленого коридора по рекам Мухавец – Буг за счет создания природных оазисов, экологических троп, рекреационных пространств, культурных ландшафтов, приносящих человеку эмоциональную разгрузку, обеспечивающих психологический комфорт и стимулирующих развитие творческого начала. 
             

Для создания такого ареала необходима социальная инфраструктура. Чтобы, не выезжая за пределы квартала, человек мог решить максимум задач: отвести ребенка в детский сад, сходить в магазин, поставить машину на парковку, позаниматься спортом, отдохнуть на свежем воздухе в тени деревьев и пр. Но зачастую она отстает от жилищного строительства. Необходимо ее разнообразие. Мы выходим на следующий уровень развития по спирали.

Мнения застройщиков по поводу функционала нежилых объектов на территории комплексов расходятся. «Если жители новых районов смогут найти работу рядом с домом и у них не будет необходимости каждый день ездить в центр города, это сделает жизнь значительно более комфортной, а обстановку на дорогах – более свободной». С его точки зрения чьей??, центром нового жилого образования может стать предприятие – получается мини-город со всей сопутствующей инфраструктурой. При этом речь не идет о вредном производстве – только о высокотехнологичном.

Город: Ты имеешь в виду повышение стандарта жизни? Дорогой мой урбанист, ты всегда должен спрашивать себя: для кого я создаю город? Сколько экспрессии требуется для данного места? Чувствуя себя местом обитания человеческого общества, я претендую на Модель мира.

Урбанист: Тут я отступаю перед тобой (вдох-выдох). До этой встречи у меня к тебе было «генеральское» отношение, поэтому в своих генеральных планах я всегда пытался выразить свою субъективность, иногда забывая о твоей самобытности. И в результате ты, извечный очаг культуры, начинаешь терять свою уникальность. Поэтому часто Модель мира, которая должна быть воплощена в проекте города, превращалась лишь в отражение моих амбиций, решение экономических задач и четкое функциональное деление городской территории.

Город: В такой модели человеку трудно найти себе место и увидеть других обитателей города.

Урбанист: Плотно заселенные крупные города ведут к уничтожению таких аспектов, как «соседство», «хозяйничество», «душевность»… И в результате – отчужденность, чувство одиночества маленького человека, потерявшегося в большом шумном городе. Но решить данную ситуацию можно, создавая социальные центры, клубы по интересам, кафе живого общения. Принципы снижения этажности застройки, создания сложных перетекающих пространств (интерьер-экстерьер), синтеза архитектуры и природы, инкорпорированные в городскую ткань, позволят человеку вновь почувствовать себя ДОМА. На сегодняшний день в мире самым популярным механизмом для создания общественных пространств большинство застройщиков считают государственно-частное партнерство, так называемая модель «ПиПиПи» (Public-Private-Partnership).

Город (улыбается): Знаешь, мы все больше начинаем понимать друг друга. Однако вы, урбанисты, глядя на чертеж, не всегда можете объективно определить степень развития города, поставить диагноз его проблемам, увидеть его потенциал и, главное, почувствовать, удобно ли людям жить в созданном вами городе. Да и как измерить комфорт?

Урбанист: Да уж, попугаями и слонами его не измерить.

По-настоящему комфортный город должен быть доступен человеку, а для этого урбанист должен задуматься над повышением эффективности работы системы общественного транспорта – чем короче время ожидания автобуса, чем большее количество маршрутов, чем удобнее условия поездки из дома на работу, чем дешевле стоимость проезда, чем ближе остановка к дому, тем большую популярность приобретет общественный транспорт и сократится потребность в парковочных местах для личного автотранспорта. Мультимодальная транспортная система с удобными пересадочными узлами (общественно-коммуникациоными центрами), местами для хранения личных транспортных средств предоставляет жителям возможность использования различных видов транспорта и тем самым обеспечивает удобство передвижения, непрерывность трафика и экономию времени.

Кроме этого, комфортный город должен быть обеспечен определенным количеством объектов образования, культуры, социального, бытового обслуживания, зелеными пространствами, пешеходными улицами. И ни в коем случае не стоит забывать о жителях, не имеющих возможности свободно передвигаться, молодых мамах с детскими колясками, туристах с чемоданами, любителях роликовых коньков, велосипедистах.

Город: Откровенно говоря, эффективно работающая транспортная система – это моя мечта. Однако моим обитателям нужно гораздо больше для комфортной жизни. Необходимо создать людям достойные условия проживания. А для этого требуется новое комфортное благоустроенное жилье, соответствующее современным европейским стандартам. Но строительством данный вопрос не закрыть, потому что не каждый человек в состоянии приобрести жилье в собственность.

Урбанист: Альтернативой этому может стать развитие института аренды жилья, и на практике такая форма проверена во многих развитых странах.

В этом направлении наше государство уже сделало определенные шаги. В Минске также началось строительство арендного жилищного фонда и в конце этого года первый жилой дом будет возведен, а через пять лет в каждом белорусском городе будет создан такой фонд. Брест стоит на подходе и как никакой другой город нуждается в арендном жилье: достаточно серьезный научный потенциал – 4 крупных университета – и приграничное расположение требуют новых площадок для жизни.

Доля арендного жилья в общем объеме является одним из признаков доступности жилья для таких групп населения, как молодые семьи, студенты и те, кто не может приобрести жилье в собственность. Помимо этого развитие арендного сектора жилья позволит увеличить количество предложений, ослабит давление на рынке частного жилья и затормозит рост цен продаж. Выбор дает человеку чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне…

                                                                                 

…Я оборачиваюсь, поднимаю голову, смотрю вверх. Небо – чистое, далекое, необъяснимое Небо. Это мир, в который улетают мои идеи, мир, который дает мне ответы на глупые и необузданные вопросы, мир, который кажется мне непостижимым и в то же время таким притягательным.

Я опускаю глаза – мои ноги твердо стоят на Земле. Уверенность, сила, защита, ее я люблю и ею недоволен, выравниваю, перемещаю, создаю пространства, несвойственные ей, чуждые с ней, спорю, сохраняю, ею повелеваю и ей же подчиняюсь.
Земля – мир моей жизни. И вот втягиваюсь в пространство, вовлекаясь в сценарий «нового синтетического мира», и взгляд разбивается об острые углы стен, срывается с гладких окон, закручивается вместе со спиралями лестниц и уносится с городскими автобусами…

Я упорядочиваю мой мир в стандартные, понятные мне формы, я познаю и преобразую его. Я – дизайнер Пространства, преодолевая вековую цельность, отмеряя реальностью горизонты, только учусь понимать и слышать тебя, Город.


Власюк Николай Николаевич
кандидат архитектуры, доцент
заместитель директора по науке и информационным системам
УП «БелНИИПградостроительства»

Омельчук Ната Александровна
ведущий архитектор УП «БелНИИПградостроительства»

Лавринович Инна Сергеевна
главный специалист УП «БелНИИПградостроительства»

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...