Жилищная проблема наряду с системой льготного кредитования должна решаться с применением новых механизмов финансового обеспечения жилищного строительства. В следующем пятилетии предполагается переход от административных методов к рыночным стимулам — ипотечному кредитованию и системе жилищных строительных сбережений. Об этом рассказал начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры Александр Горваль.
В республике утверждена Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, призванная обеспечить создание безопасных и комфортных условий для проживания. Основная цель Концепции — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы.
Концепция реализуется в два этапа.
На первом — 2008-2010 гг. — совершенствовалась структура возводимых жилых помещений по типам, уровню комфортности и источникам финансирования для удовлетворения потребностей в жилищном строительстве для обеспечения семей нуждающихся.
На втором — 2011-2015 гг. — запланировано дальнейшее реформирование стройкомплекса для повышения эффективности его работы и улучшения жилищных условий населения.
Александр Горваль отметил наиважнейшие проблемы, требующие решения: более гибкая и адресная система льготного кредитования, создание сектора арендного жилья, снижение количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и др.
В период с 2005 г. по 2010 г. доля инвестиций в жилищное строительство, по его словам, увеличилась в 1,5 раза. За счет кредитов банков в 2005-2009 гг. в среднем обеспечивалась почти половина веденного в эксплуатацию жилья в республике (45%). Главная особенность нашей жилищной политики в том, что в составе кредитных ресурсов главную часть составляют льготные кредиты (до 95% от общего количества).
Концепцией ставится задача по созданию альтернативных льготному кредитованию механизмов финансирования жилищного строительства.
КПД и энергоэффективность
Новым инструментом должна стать возможность сдачи жилья в залог под ипотечное кредитование. Для обеспечения опережающего строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для районов жилой застройки всем организациям, независимо от формы собственности, разрешено финансировать проектирование и возведение подобных объектов. Такой подход снизит нагрузку на бюджет и, безусловно, ускорит темпы строительства.
— Крупнопанельное домостроение — то направление, которое позволит удешевить и унифицировать жилье в городах, а также выйти на европейские стандарты, — обозначил Александр Горваль. — Разрабатываемые модернизированные серии домов КПД приближаются сейчас по комфортности к кирпичным и каркасным зданиям и при этом дешевле на 15-30% и примерно на столько же выигрывают по темпам возведения.
В 2011 г. планируется модернизировать 14 действующих и восстановить 8 предприятий крупнопанельного домостроения, затратив на это около 2 трлн. руб. После такой модернизации КПД-домостроение сможет увеличить темпы возведения до 3 млн. м2 в год. Уже идет стадия пуско-наладки оборудования и освоения конструктивных систем на Гомельском, Могилевском и Витебском ДСК.
Другим направлением поиска путей удешевления жилья стало возведение энергоэффективных зданий. В 2015 г. в Беларуси планируется строить 6 млн. м2, или более 60% от общих объемов, а к 2020 г. все жилье необходимо сдавать в энергоэффективном стандарте. В настоящее время стоимость строительства 1 м2 общей площади такого жилья дороже на $ 50-100 в зависимости от этажности, однако при снижении энергопотребления на отопление с 90 кВт•ч на м2 в год до 30 кВт•ч на м2 затраты окупятся в течение 6,5-7 лет, а с ростом стоимости энергоносителей оправдают себя.
Льготы для нуждающихся
За счет увеличения объема кредитных ресурсов возрастает строительство жилья, причем в большей степени, на льготных условиях. Обеспеченность населения жильем в Беларуси на начало текущего года составляла 24,1 м2 общей площади. По прогнозу, к 2015 г. эта цифра должна возрасти до 25-27 м2.
На финансирование жилищного строительства в 2010 г. запланировано направить 12,647 трлн. руб., в том числе средства населения должны составить 4,367 трлн., кредиты банков — 7,171 трлн. (из них льготные — 6,794 трлн.).
Основной документ, регулирующий механизм льготирования строительства, — указ Президента № 185 от 14.04.2000 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».
Запланирован ряд изменений в отношении льгот.
Так, ставка льготного кредита уменьшена с 3% до 1% для многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек, а в текущем году — до 50 тыс.
Для повышения демографической ситуации многодетным семьям (трое и более детей) оказывается финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство от 50% до 100%. К тому же они включаются в организации застройщиков в течение года с момента подачи заявки.
Предусмотрено повышение максимальной величины льготных кредитов на строительство, принимаемых в эксплуатацию с полной отделкой, в размере 100% стоимости норматива льготно кредитуемой площади помещения типовых потребительских качеств для всех граждан (раньше кредит выдавался на 90% стоимости норматива обеспечения — 20 м2 на человека).
Категории граждан, имеющих право на государственную поддержку, расширяются за счет повышения границы отнесения их к малообеспеченным, которая возросла с 2-х до 3-х минимальных потребительских бюджетов (1 млн. 379 тыс.).
Улучшить свои жилищные условия белорусы смогут и за счет ипотеки, которая планируется к внедрению в республике. В порядке эксперимента в столице за три года будет построено 250 квартир арендного жилья (на их ввод предусмотрено 29 млрд. руб.).
Фото автора